Эстетика. Красота, прекрасное, возвышенное.
Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каждому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное, возвышенное. И соответственно многим, мягко говоря, не нравится безобразное и низменное. При этом наивно-интуитивное понимание мира красоты недостаточно для уверенного ориентирования в нем. Здесь, как обычно в проблемных ситуациях, ощущается потребность в хорошей философии. Интересно, что вплоть до середины XVIII в. философы не придавали должного значения сфере красоты. Философы античности, средневековья, Возрождения считали самостоятельными разделами философии, к примеру, логику и этику, но не эстетику. Почему?
Греческое "эстетикос" означает "относящееся к чувству". Но чувство считали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и самостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках которой получают свое осмысление такие ценности, как красота и прекрасное. Основатель эстетики Баумгартен определял красоту как совершенство чувственного, а искусство — как воплощение красоты. Категория прекрасного конкретизирует категорию красоты, ибо она более конкретна, включает в явном виде элементы сопоставления˸ нечто не просто красиво, а очень красиво, прекрасно и максимально далеко отстоит от безобразного, антипода прекрасного. Подчеркивая своеобразие эстетического восприятия, Кант характеризовал ᴇᴦο как "целесообразность без цели". Эстетическое суждение не заинтересовано в чем-то другом, оно обладает самостоятельной ценностью. В жизни челсчо-ка эстетическое начало имеет свою особую нишу.
Где и как существует эстетическое? Самый простой отве'˸· на данный вопрос таков˸ эстетическое, а сюда входит и красота͵ -- эю свойство предмета. Такой ответ с позиций понимания знакового, символического характера эстетического является довольно наивным. Будучи включенным в процесс символизации, эстетическое объединяет, связывает субъект с объектом, духовное с телесным. Ошибаются как "природники", считающие эстетические свойства принадлежащими объектам, так и те, кто сводит эстетическое к восприятиям индивида. Тайна эстетического состоит в удивительной согласованности "лица" предмета с внутренней эмоционально-образной жизнью человека. В своем эстетическом отношении к природе, к другим и к себе человек постоянно проверяет все на человечность, ищет пропорции, которые бы органично связывали ᴇᴦο с внешним окружением.
В случае если мы обратимся к субъективной стороне эстетического начала, то первое, что хочется сделать, это отнести ᴇᴦο к одному из ведомств психической жизни человека. Что есть эстетическое? Чувство, эмоция, наслаждение, мысль, эйдос, ценность? Оказывается, ничто из перечисленного нельзя исключить из феномена эстетического, можно лишь выделить доминирующие моменты. В субъективно-эстетическом доминирует чувственно-эмоциональное, а не мыслительное, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в данном случае имеет подчиненное значение. Вместе с тем эстетическое не имеет места вне целостного и живого единства, полноты переживания, а это означает, что оно есть эйдос. Эстетическое в форме красоты, прекрасного есть обещание счастья.
Философия практики
Заметим, что философский термин «практика» не следует отож- дествлять с так называемой учебной практикой, которая пони- мается как непосредственное применение добытых знаний. С философской точки зрения приобретение знаний в учебной аудитории тоже есть практика.
в чем состоит ценность, смысл практики?
Выше практика определена как целенаправленная деятель- ность. Кажется, что этим уже дан ответ на вопрос «Что такое прак- тика?». Но это впечатление весьма обманчиво. Ведь мы еще не дали ценностной оценки практике. А без этого предыдущие разъяснения следует расценивать как всего лишь введение в те- му практики. Но ценностное измерение достигается не иначе, как в процессе философской интерпретации. Поэтому нам предсто- ит отправиться в поход по дорогам философских интерпретаций. Философ — это неугомонный путник со времен зарождения фи- лософии, т.е. от античности и до наших дней.
• В античном обществе тяжесть физического труда была уде- лом прежде всего рабов. К физическому труду и даже иногда к ис- кусству культивировалось пренебрежительное отношение. Наи- высшей формой деятельности считалось созерцание мудрецом смыс- ла космоса. Учение о практике (праксиология) выступает какэти- ка. Этика — характерная черта как античной, так и древнеки- тайской и древнеиндийской философии.Через всю мировую фи- лософию проходит традиция этической интерпретации практики.
Древние греки считали, что все существа активны в соответ- ствии со своим предназначением. Человек не является исключе- нием, он также обладает активностью, которую греки называли добродетелью (делать добро, благо). Часто говорят поэтому, что античная этика — это этика добродетелей. Современный изве- стный американский этик А. Маккинтайр определяет доброде- тель следующим образом: «Это качество, усвоенное личностью, обладание и пользование которым дает ей возможность достичь благ, внутренне ей необходимых, заложенных в ее практической деятельности. Поэтому отсутствие данного качества лишает лич-ность возможности добиться хотя бы одного из этих благ». Воз- вратимся к античности.