Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 9 страница
Гроftов П.П. Блок,его предшественники и современники. М.;Л. , 1 966. с. 21 8-235.
Дяgичев В.Н. Словарь рифм Иннокентия Анненского // Литерату роведческий журнал. М., 2002.№ 16. С. 21 9-319.
Иванов Вяч. О поэзии Иннокентия Анненского // Иванов Вяч. Род ное и вселенское. М" 1 994. С. 1 70-179.
Феgоров А.В. Иннокентий Анненский: Личность и творчество.
л., 1 984.
АКМЕИЗМ
Дискуссии о символизме в « Обществе ревнителей худо жественного слова»в191Ог.сделалиочевиднымнаметивший сякризис русского символизма, заключавшийся в различном
понимании дальнейших путей искусства. Сторонники «реа листического символизма»-Вяч.Иванов,А.Блок,А.Белый исповедовали «жизнетворчество» и «теургию», В.Брюсовна стаивал на автономности искусства и поэтической ясности. Реакциейна кризис символизма сталовозникновение акме изма как постсимволистского течения. В. Жирмунский назвал этот процесс «преодолением символизма».Акмеисты не окон чательно противопоставляли себя символ:изму, их сближала общая цель: «жажда культуры» , сочетающейв себе нацио нальные традиции и европеизм; разъединяло различие в вы
борепутей для достиженияэтойцели.Уже начиная с 1909 г. идейным главой художников, отрицающих в искусстве лю
бые абстракции и приоритет символистского мировидения, становитсяН. Гумилев.
В период обострения противоречий внутри символизма единомышленники объединились в литературное содруже ство «Цех поэтов», создание которого произошло в октябре 191 1 г. Название и устав «Цеха поэтов» были ориентированы на средневековые традиции ремесленных гильдий. «Синди
камю>в «Цехе}> стали Н.Гумилев, С.Городецкий,на правах учениковв него вошлиА.Ахматова, Г.Иванов,Г. Адамович, Н. Оцуп,О.Мандельштам,М. Лозинский,В. Нарбут, М. Зен кевич.
Вл. Пяст так описывает становление акмеизма: « Собрания Цеха по очереди происходили на квартирахГородецкого,
Акftеизft
жены Кузьмина-Караваева и Лозинского в Петербурге и у Гумилева в Царском Селе»1• Новое литературное объедине ние получает имя акмеизм (греч. akme - высшая степень чего либо, цветущая сила, острие). С. Городецким было предложе но другое название - «адамизм» (от имени первого человека Адама) , указывающее на возвращение к первозданному, не замутненному сплошной символизацией ощущению жизни. Акмеизм возвращался к средневековому номинализму, на что указывает О. Мандельштам в статье «Утро акмеизма». Идеи акмеизмауже вызревали в статьяхИ. Анненского«0 современ ном лиризме» и Л. Бакста «Пуrи классицизма в искусстве».
В октябре 1912 г. акмеисты организовали специальный
журнал « Гиперборей», редактором которого стал М. Лозинс кий, получивший известность как переводчик «Божествен ной комедиn» Данте. Н. Гумилева приглашают заведовать от
делом критики в «Аполлоне», и журнал превращается в орган, проводящий идеи акмеизма. В первом номере «Аполлона» за 1913 г. появляются программные статьи Н. Гумилева «Насле дие символизма и акмеизм», С. Городецкого «Некоторые те чения в современной русской поэзии» и М. Кузмина «О пре
красной ясности». Статья Мандельштама «Утро акмеизма» вышла только в 1919 г. в малоизвестном воронежском журна ле «Сирена».
Эстетическая программа акмеизма заключалась в установ-
"
ке на «вещность» образа и интертекстуальность поэтическо-
го текста, включение «чужих» художественных образов в соб ственную ткань стихотворения, в отталкивании от символис тской философии творчества. Целью становились не только новые эффекты эстетического воздействия, но и обр�щение к реальности, возврат к земным ценностям, проблемам сти хотворного мастерства, ясности, или «кларизму» , поэтичес кого текста. Акмеисты категор�чески отказались от симво листского способа художественного познания и настаивали
1 Пяст Вл. Встречи. С. 1 43.
Акftеизft
на религиозно-этическом смысле творчества. Эти черты яв ляются доминантными в поэтике Н. Гумилева, А Ахматовой и О. Мандельштама на протяжении их всего творчества. Стре
мясь освободить поэзию от символистских порывов к «иде альному», излишней многозначности и текучести образов, усложненной сверхметафоричности, акмеисты сосредоточи вали свой интерес на материальном и зримом «вещном» мире, на точном значении слова. Вместо устремленности к беспре дельному и трансцендентному акмеисты предлагали углублен ность в культурный мир образов и значений; с11мволистский принцип соответствий и аналогий заменялся принципом куль турных ассоциаций. Мандельштам назвал акмеизм «тоской по мировой культуре», акцентируя :�знимание на нравствен ной стороне искусства.
Е. Кузьмина-Караваева, хорошо знавшая собиравшихся в
ее квартире акмеистов, позже пристрастно писала, что акме
изм выделился из общей линии эстетизма: «Акме - верши на, острие. Все поэты, примыкавшие к этому течению, могут быть разделены сообразно с этим двойным значением слова
«акме». Одни из них, подобно Гумилеву или Мандельштаму, приняли слово «акме» как слово, обозначающее вершину - вершину творчества, стремление к творческому совершен ству, к включению в свой сотворенный мир всего мира, ви димого с творческой вершины. Для них акмеизм был край ним утверждением эстетизма. Другие поэты - главным об разом Анна Ахматова и потом все ее бесчисленные подража тели - приняли ближе второе значение «акме» - острие.
<."> Любовно культивируя отображение всего мира <".> они все же считали психологически неизбежным для себя среди этого мира милых вещей, на самом острие своего произведе ния, в минуту его творческого разрешения отобразить то жало, кщ·орое все время чувствовали в своей душе, которое повышало любовное отношение к миру» 1•
1 Кузьft ина-Караваева Е. Равнина русская. С. 569.
Смысловые «токи» акмеизма как цветущей силы, или ада мизма, характерны мя поэзии М. Зенкевича, В. Нарбута и С. Городецкого (чья принадлежность к акмеизму весьма ус ловна) . С. Городецкий в статье « Некоторые течения в совре менной русской поэзии» (1913) отмечал экзотику поэзии Н. Гумилева, понятую в духе поэтики нового течения. «Как бы вновь сотворенные, в поэзию хлынули звери; слоны, жи
рафы, львы, попугаи с Антильских островов наполняли ран ние стихи Н. Гумилева. Тогда нельзя было еще думать, что это уже идет Адам» 1 • Сборник М. Зенкевича «Дикая порфира» наиболее соответствовал «адамизму». Стихотворения Зенке вича стремились к воплощению древнего ощущения слитно сти человека и земли через воссоздание доисторической жиз ни планеты.
Название объединения поэтов - «цех» подчеркивало, что творчество вовсе не является теургией, оно «веселое ремес л9 ». Было декларировано об ином, нежели у символистов, от ношении к слову и творчеству. Не отрицая того, что все ис кусство пронизано символами и не может отказаться от сим вола как художественного средства, акмеисты реформируют художественную систему символизма и делают установку на возвращение слову (образу) его «первоначальной ясности». М. Кузмин даже создал термин «кларизм» (от испан. claro - ясный) , который подчеркивал эстетику ясного, «прозрачно го» мя постиJitения, поэтического письма.
Сплошная символизация мира привела к парадоксальной ситуации: каждый предмет начинал быть символом иного, каждое слово приобретало роль «знака» другого «знака», так что обычный мир представал «лесом соответствий», без чет
ких указателей. О. Мандельштам обратил внимание на суще
ственный недостаток русского символизма - «водянку» боль-
1 Гороgецкий С.М. Некоторые течения в современной русской по эзии // Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период: Хре стоматия. Л., 1 991. С. 488.
ших тем : символы, оторванные через множественные ряды
«соответствий » от прямого значения слова, наделенные не ким сверхсмыслом, «заболевают» , «распухают» , как больной от водянки. Необходимо «утяжелить» образ, придать ему предметную тяжесть. Мандельштамомбыло найдено слово
«вещность» , которое, как и «кларизм » Кузмина, подчеркива
ло антисимволистскую направленность акмеистическоготворчества. Гумилев раскритиковал теургические цели символистов, указав, что непознаваемое нельзя познать «по определению » , у поэзии есть иные, более свойств�нные ей цели,нежели цель познания и преображения космиt,rеской жизни.Акмеисты поменяли и область художественных пристрастий, вкусов и культурных образцов. Вместо признанных ивысоко чтимых в среде русских символистов французских символистов - Ш. Бодлера, П. Верлена и А. Рембо - акмеизм ориентировался на французского «парнасца» Т. Готье,
«стилизм» А.Ренье,А. Франсаи особенноГ. Флобера.Вобла сти мировой литературы акмеистическая эстетика тяготеет к французской традиции, с ее «светлой ироний и конкретнос тью» . Н. Гумилев отдает предпочтение Т. Готье , подчеркивая
«безупречность формы» его творчества, Ф. Вийону, отмечая егожизнеприятие, Ф.Рабле,акцентируяего«мудрую физи ологичность» ,а также У.Шекспиру,ценя его опыт проник новения во «внутренний мир человека» . Из русской литера турыН.Гумилевценит поэзиюВ.Брюсоваза стройность ком позиции и яркую изобразительность, А. Блока, проявившего мужественность художникаперед лицом жизни,и М.Кузми на за очарование жизненных мелочей, живописно воссоздан ных в лирике. Среди других видов искусства акмеизм пред почитал живопись и графику, архитектуру в противовес му зыке у символистов.
Философия творчества акмеизма была ориентирована не на неоплатонизм, предвечные абсолютные идеи, а на неокан тианство, оставлявшее право «вещи в себе» сохранять недо ступную для человеческого разума сущность. Философские
Акftеизft
основы акмеизма формировались под влиянием идей фено менологической школы Э. Гуссерля, подчеркивавшего цен ность реального человека в реальном мире. Популяризатором
идей Гуссерля стал выходящий с 1910 г. в Санкт-Петербурге
международный ежегодник «Логос».
Среди художников и критиков программа акмеизма выз вала разнополярные мнения. А. Блок, которого акмеисты по
звали на первое заседание «Цеха поэтов», отрицательно от
несся к акмеизму и написал статью о нем с характерным на званием «Без божества, без вдохновенья» (1921). В. Шклов
ский отрицал самобытность акмеистов, а В. Жирмунский, на против, увидел в новом литературном течении позитивное начало, способствующее развитию поэтического искусства и открытию новых перс�ектив. Однако и противники, и сто
ронники отмечали два важнейших недостатка программы:
общее жизнепрftятие и эстетизм в конечном счете должны были обернуться примирением со «страшным миром»; отри цание запредельности, тайны бытия, отказ от трансцендент ности грозftли лишить произведения акмеистов философской значимости и глубины.
А. Блокбылобеспокоентем,что русская литература, раз
биваясь на разлftчные «течения», теряет свою универсаль ность: «Поток, разбиваясь на ручейки, может потерять силу и не донести драгоценной ноши, бросив ее на разграбление хищников, кооfорых у нас всегда было и есть довольно» 1• Рус ская литература, подчеркивал Блок, в своей основе является культурой синтеза, и поэтому всякая «специализация» нано сит ей вред. В России, верно указывал Блок, «неразлучимы живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга - философия, религия, общественность, даже - политика. Вместе онft и образуют единый, мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной куль-
1 Блок А. Без божества, без вдохновенья // Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период. С.482.
туры». Блок увидел в «формализме» нового направления на ступающий ужас рациональноl) эпохи, гдене будет места «бо
жеству» и «вдохновению». «Акмеисты, несомненнодарови тые, - писал он, - топят самих себя в холодном болоте без
душных теорий и всяческого формализма; они спят непро будным сном без сновидений; они не имеют и не желают иметь тени представлений о русской жизни и о жизни мира вообще; в своей поэзии (а следовательно, и в себе самих) они замалчивают самое главное, единственно ценное: д у ш у» 1• А. Блок выделил А. Ахматову как поэта, сохраIJившего духов ность.ЭтустатьюА.Блок написал в апреле 1 �21 г., 7августа этого же года он умер. Н. Гумилева расстреляли 24 августа того же года «за недоносительство» и тем самым «контррево люционную деятельность». Эпоха Серебряного века, насы щенная художественно-философскими спорами, эстетичес кими поисками и духовными взлетами, сменялась эпохой тер рора и геноцида.
О. Мандельштам подчеркивал: «Акмеизм не только литера
турное, но и общественное явление в русской истории. С ним вместе в русской поэзии возродилась нравственная сила»2•
Судьбыакмеистов были различны. В1930-егг. именно
О. Мандельштам создал единственное для того времени ан
тисталинское стихотворение «Мы живем под собою не чуя страны... »,верность нравственным правилам жизни сохрани ла А. Ахматова, написав «Реквием» - поэтическое свидетель ствотрагичнойэпохи. С. Городе�кийблагополучнотворилв советскую эпоху. М. Зенкевич после «адамистского» сборни ка «Дикая порфира» ищет возможности контактов с новой жизнью. Блестящий стилист М. Кузмин (как поэт - явление
пограничное междусимволизмом и акмеизмом) умирает все ми забытый, в нищете. Слова О. Мандельштама: «Акмеизм хо тел быть совестью поэзии» - оказались пророческими.
1 Блок А Без божества и вдохновенья. С. 482.
2 Манgельштаft О. Слово и культура. С. 262.
Позднее определение акмеизма как «тоски по мировой культуре», данное О. Мандельштамомв 1930-е rr., продикто вано не столько асимволизацией поэтического знака, сколь ко общей установкой на использование его возможностей накапливать энергию уже закрепленных в культуре художе
ственных значений (смыслов), прежде всего духовно-нрав ственных. Н. Гумилев, А Ахматова и О. Мандельштам счита ли одним из принципов акмеистической поэтики «цитату»,
которая, будучи частью чужого текста, указывала на весь текст с его разветвленной системой смыслов илина множе ство текстов - источников цитат, по принципу ассоциатив но-культурной памяти. По сути, акмеисты придали иное век торноенаправление поэтике символизма - «ОТреальногок реальнейшему»,поэтике соответствий. Мя акмеистов «реаль нейшее» становится не сферой мистического, умопостигае
мого, интуитивно предчувствуемого, а сферой мировой куль туры, внутри которой выделяется область текстовых соотно шений, смысловых ассоциаций, знаковых соответствий, что
делает акмеистов предвестниками постмодернизма. литера турное течение акмеизма, отразившее новые эстетические
тенденциив искусстве начала 1910-х гг. ,охватило не только словесность1 но и живопись (К. Коровин, Ф. Малявин, Б. Кус тодиев) , и музыку (А Лядов, И. Стравинский).
К началу Первой мировой войны интерес к акмеизму уга сает, а с уходом Н. Гумилева на фронт распадается «Цех по этов». Были сделаны две попытки возродить былое содруже ство: в 1917 г. в «Цех П» вошли Г. Иванов и Г.Адамович, к со зданному в 1931 г. «Цеху III», разделявшему ту же акмеисти ческую программу, присоединились И. Одоевцева, Вс. Рож дественский, но на историю русской литературы эти поздней шие образования существенного влияния не оказали.
Основные принципы акмеизма по-разному проявились в творчестве вошедших в «Цех поэтов». Идея жизнеприятия преобразиласьв волевое начало и «героику»поэзииН. Гуми лева, стойкость жизненной позиции А. Ахматовой. Первобыт-
но-здоровый взгляд на мир, или «адамизм», характерен для сборников М. Зенкевича «Дикая порфира» и В. Нарбута «Ал лилуйя», африканской тематики Н. Гумилева. Поиски фор мального совершенства, интерес к проблемам поэтики выра жался в обсуждении стихотворений акмеистов на заседани ях«Цеха поэтов», в статьях Н.Гумилева«Анатомиястихот ворения», «Письмах о русской поэзии», статьях О. Мандель штама «О природе слова», «Заметки о поэзии». Стремление видеть и воссоздавать мир в его предметно-вещной конкрет ности, четкости и пластичности отражен в сборнике О. Ман дельштама «Камень», ощущается в «пережи:�:tс�нии предмет ности» у А. Ахматовой. Всех акмеистов объединяет внимание к конкретному смыслу слова в его многочисленных культур ных контекстах, слову как материалу «ДЛЯ строительства» и
«философии зодчества» , архитектоники искусства. Поэзия Н.Гумилева,О.МандельштамаиА. Ахматовой,сохраняяоб щность философско-эстетических установок, былаярким вы ражением индивидуального, неповторимого голоса каждого. Их судьбы стали символами трагических судеб русской по эзии ХХ в., их творчество, впитавшее предшествующий куль турный опыт и открывшее новые перспективы, восстанови ло непреложность нравственного императива.
Акмеизм явился заметным течением Серебряного века. В русском зарубежье традиции акмеизма ценились очень вы соко. Поэты «Парижской ноты» продолжали развивать акме истические установки, считая их выражением петербургской линии в русской поэзии. Традиции акмеизма продолжили в своем творчестве, уже в условиях русского зарубежья, Г. Ада мович, Н. Оцуп, Вл. Ходасевич, В. Набоков.
Литература
Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПб.,
1994.
История всемирной литературы: В 9 т. Т. 8. М., 1 994.
Корецкая И. В. Надстраницами русской поэзии и прозы начала века.
М., 1995.
g-121
Акftеизft
Поэтические течения в русской литературе конца ХIХ-начала ХХ века. М., 1 988.
Сftирнова Л.А. Русская литература конца ХIХ-начала ХХ в.
м., 1 993.
Эткинg Е. Кризис символизма и акмеизм // История русской ли тературы ХХ в.: Серебряный век. М., 1 995.
Николай Гумилев
Создателем «Цеха поэтов» в 19 11 г., объединившего акме истов, его синдиком стал Николай Степанович Гумилев (1 886, Кронштадт - 1 921, Петроград) , поэт, драматург, литератур
ный критик. По словам С. Маковского, Гумилев «считал не обходимым бороться с десятилетним «символическим плене нием» русской поэзии», и, несмотря на увлечение В. Брюсо
вым, И. Анненским, Ф. Сологубом и французскими символи
стами- Ш.Бодлером,А. Ренье,П. Верленом, А.Рембо,его
«тянуло прочь от мистических туманов модернизма»1• В сво ем акмеистическом манифесте « Наследие символизма и ак меизм» Гумилев сформулировал повод для изменения курса:
« Русский символизм направил свои главные силы в область неведомого. Попеременно братался он то с мистикой, то с те ософией, то с оккультизмом» . Основой творчества Гумилев считал сознательное отношение к слову, профессионализм, что отразилось v названии литературного объединения «Цех поэтов», напоминающем о средневековых цехах, объединяв ших ремесленников.
Ранние книги стихов Гумилева: « Путь конквистадоров»
(1 905) , «Романтические цветы» (1 908) , «Жемчуга» (1910) , «Чу жое небо» ( 1912) включают уже ставшие традиционными для
символизма темы и образы, присутствуют и декадентские мотивы, например, прославление Люцифера (« Баллада», «Пе щера сна») , описание кабалистических ритуалов по вызыва-
1 МаковскийС.Портретысовременников.С. 429.
нию андрогина («Андрогин»), различных инициаций (посвя щений) в дохристианских верованиях (« Ужас»). Таким обра зом, отрицание мистики и оккультизма в манифесте акмеиз ма было для Гумилева обретением новой веры, точкой окон чательного выбора своего пути в творчестве.
Сборники «Колчан» (1 91 6), «Костер», «Фарфоровый па
вильон» (1 918), «Огненный столп», «Шатер» (1 92 1) охватыва ют обширнейшую тематику - от экзотики дальних стран и классической мифологии до христианства и европейской культуры. Гумилева - реформатора символистской поэтики волнуют те же, что и символистов, проблем:Ьi духовного по рядка: смерть, перевоплощение, синтез земного и трансцен дентного.
Гумилев ощущает мир постольку, поскольку «впечатленья бытия» «воплощались в метрические строки» 1 , он стремится к «вещности», реальности образа, его зримости и пластично сти, ясности и строгости мысли, отчетливости духовной по зиции. Поэт ввел новые рифмы и неожиданные яркие эпите ты, для него важны смысловая энергия ритма и четкость сти хотворного рисунка. Он тяготел к мифу о сильном человеке. Неоромантизм сказывается в воспевании героя-завоевате1µ1, героя-путешественника, не сломленного рутиной жизни. Поэт культивировал образ независимой и свободной личнос ти:
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю радостно в саду...
Поэт считал, что «нужно самому творить жизнь», и только тогда «она станет чудесной»2• Гум�лев, представляющий «ги перборейцев», вводит в свои произведения повествователь-
1 Там же.
2 Жизнь Николая Гумилева. Воспоминания современников. Л., 1991. с. 274.
9*
ный элемент, придает поэзии эпический характер, возвраща ет популярность такой стихотворной формы, как баллада. Из русских поэтов на поэтический стиль Гумилева повлиял И. Анненский, отметивший, что «лиризм Н.С. Гумилева - экзо тическая тоска по красочно причудливым вырезам далекого юга. Он любит все изысканное и странное, но верный вкус делает его строгим в подборе декораций» 1• Акмеистический принцип «вещности» сформулирован в стихотворении «Ес тество»:
Стань ныне вещью, Богом бывши, И слово вещи возгласи,
Чтоб шар земной, тебя родивший, Вдруг дрогнул на своей оси.
В « Пятистопный ямбах» самооценка поэтом осмыслива ется через связь собственного творчества с традициями ми ровой культуры: «Мне золоченый стиль вручил Вергилий, /А строгий Дант - гусиное перо < . . . > / Средь серебра я только серебро». В «Восьмистишию> акмеистический принцип худо жественного познания осознается как следование традици онной хрисианской этике:
Ни шороха полночных далей, Ни песен, что певала мать, Мы никогда не понимали
Toro, что стоило понять.
И, tимвол горнего величья,
Как некий благостный завет, Высокое косноязычье
Тебе даруется, поэт.
Особенно популярным стал стихотворный цикл «Капита ны», символически выразивший суть его « музы дальних странствий»:
На полярных морях и на южных, По изгибам зеленых зыбей,
1 Анненский И. Книги отражений. С. 378.
Меж базальтовых скал и жемчужных Шелестят паруса кораблей.
<".>
И, взойдя на трепещущий мостик, Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,
Или, бунт на борту обнаружив, Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыплется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет:'
В 1 909 г. Гумилев уезжает в Абиссинию, его мечты о стран ствиях становятся реальностью. Весной 1913 г. он вновь едет на полгода в Африку, командированный Музеем антрополо гии и этнографии Академии наук. Путешествуя по далеким странам и описывая яркие впечатления, Гумилев создает ав торский миф, в котором современному миру обыденности противостоит новый захватывающий мир диких племен, по коряющихся сильному и гордому герою-пришельцу, герою страннику, не ведающему упреков совести, страха и сомне ний. Сердце героя готово к любви и самоотречению, но он наказан одиночеством, непреодолимым экзистенциальным непониманием другими. После трех лет знакомства с Анной Горенко (Ахматовой) в 1910 г. Гумилев женился на ней. Их сын Л. Гумилев стал впоследствии известным ученым-этног рафом, историком, философом и создателем теории этногне за и пассионарности.
Поэтический диалог, родившийся у двух русских поэтов на фоне их сложных идраматичных отношений и историчес ком фоне ХХ в., составляет одну из лучших страниц любов
ной лирики. Гумилев передал затаенный трагизм А Ахмато
вой и суть ее Музы:
Твоих волос не смел поцеловать я,
Ни даже сжать холодных, тонких рук.
Я сам себе был гадок, как паук,
Меня пугал и мучил каждый звук.
И тыушла, в простом и темном платье, Похожая надревнееРаспятье.
Во время войны 1914 г. Гумилев был зачислен в действую щую армию, за боевые операции дважды награжден Георги евским крестом. Военные впечатления отражены в «Запис ках кавалериста» и сборнике «Колчан» (1 916). История Рос сии становится личной судьбой поэта:
Та страна, что могла быть раем, Стала логовищем огня,
Мы четвертый день наступаем, Мы неели четыредня.
Но не надо яства земного,
В этот страшный и светлый час, Оттого что Господне слово Лучше хлеба питает нас.
<".>
Словно молоты громовые Или воды гневных морей, Золотое сердце России Мирно бьется в груди моей.
После Февральской революции 1917 г. Гумилева снова командировали на фронт, но до весны 1918 г. он жил в Пари
же, а затем в Англии. В апреле поэт возвращается через Мур-
" v
манск в Петроград. Оказавшись в советскои России, Гуми-
лев преподает в Институте живого слова, становится членом редколлегии организованного М. Горьким издательства «Все мирная литература», открывает литературную студию, уча ствует в создании петроградского Союза поэтов. В феврале 1 921 г. он был избран его председателем.