Модуль-2. Философские проблемы бытия
Ключевая идея модуля.Современная философская картина мира, утверждающая идею реальности как динамической саморазвивающейся системы, базируется на принципе материального единства мира. В ней интегрированы в единую систему знания частных наук.
Практическое применение.Знание современной философской картины мира позволяет человеку адекватно воспринимать окружающую действительность, ориентироваться в ней, что, в свою очередь, может способствовать более плодотворной самореализации себя в мире.
УЭ-1. Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:Материальное единство мира. Структура бытия. Динамика бытия.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ:
бытие – это философская категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего);
время – форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний;
движение –это любые взаимодействия, а также изменения состояний материальных объектов или их систем, вызванные этими взаимодействиями;
картина мира –это сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения;
материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях, которая существует независимо от человеческого сознания и отображается им;
метафизика – в истории философии термин неоднократно менял свой статус: от обозначения учения о сверхчувственных принципах и началах бытия до метода спекулятивного (исключительно умозрительного) мышления;
онтология – учение о бытии; раздел философии, в котором на основе выработанных в конкретной философской системе общих принципов познания мира создается картина мира;
отражение – универсальное свойство материи, заключающееся в способности взаимодействующих друг с другом материальных объектов или их систем оставлять следы этого взаимодействия;
принцип материального единства мира – основополагающий принцип диалектико-материалистической философии, утверждающий материю в качестве субстанциональной основы бесконечного многообразия мира, и объясняющий это многообразие саморазвитием материи;
Пространство – форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами как
протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие;
развитие – это процесс накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени;
субстанция – это абсолютное первоначало, то, что себе не имеет никакой причины, но является причиной всего существующего.
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:
УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ:
1. Обратите внимание на метафизику и онтологию как на стратегии познания.
1.1. Прежде всего, на основе анализа исторически изменяющегося статуса метафизики определите ее связь с онтологией.
Термин метафизика появился благодаря Андронику Родосскому в 1 веке до н.э. Приводя в систему учение Аристотеля, он расположил группу трактатов, в которых рассматривались недоступные чувствам и раскрывающиеся только разуму первоначала бытия, после трактата под названием «Физика». Отсюда и буквальный смысл термина, которым была обозначена эта группа трактатов – «то, что идет после физики».
Вплоть до 18 века в рамках классической философии под метафизикой понимали учение о сверхчувственных принципах бытия. Позднее за учением о бытии в философии закрепляется термин онтология. Поскольку же онтология служила основополагающей частью классической философии, то нередко имело место отождествление терминов «метафизика», «онтология», «философия».
Гегель, противопоставляя метафизику диалектике, первым определяет ее как метод мышления, а, начиная с первой четверти 19-го века, в неклассической философии за метафизикой утверждается статус спекулятивного метода философского мышления, мышления оторванного от жизни.
В постклассической традиции метафизикой называют классическую философию, главными принципами которой считается логоцентризм, а также тождество бытия и мышления. Со второй половины 20-го века термин метафизика нередко используется в нетрадиционных аспектах, например, «метафизика без онтологии» или «метафизика как глубинная грамматика».