Оскорбительное отношение к вайшнавам и гуру

Садху-нинда, или критика преданных, является первым из десяти оскорблений святого имени. Слово нинда означает враждебность или злоба. Если преданный случайно соверша­ет это оскорбление, он должен чувствовать раскаяние и ви­нить себя: «О, какой же я падший! Как я посмел оскорбить святого?» Обжегшийся огнем лечится огнем[5]. В соответствии с этой логикой, он должен искупить свою вину, припав к лотосным стопам оскорбленного им вайшнава и моля его о про­щении. Он должен кланяться ему, выражая ему свое почте­ние и восхищение. Если вайшнав отказывается простить ос­корбителя, последний должен быть готов изо дня в день ис­кренне служить ему, делая все, что он пожелает. Иногда со­вершенное оскорбление бывает настолько тяжким, что гнев вайшнава не утихает. В этом случае оскорбитель должен в великом смирении, считая себя самым несчастным из лю­дей, обреченным на миллионы лет адских мук, оставить все, чем обладает и принять прибежище в постоянном повторе­нии святого имени (нама-санкиртана). Со временем, благо­даря великому могуществу нама-киртаны, он непременно сможет искупить свое оскорбление.

Оскорбитель не должен пытаться оправдать себя, цити­руя слова из «Падма Пураны», где говорится: намапарадха-йуктанам наманй ева харантй агхам — чтобы очиститься от оскорбления, достаточно просто повторять святое имя (Брахма-кханда 25.23). Поэтому я могу просто принять при­бежище этого самого могущественного очистительного сред­ства. «Зачем мне унижаться перед тем, кого я оскорбил и выпрашивать у него прощения?» Рассуждая подобным обра­зом, человек совершает новую апарадху.

Не следует также думать, что тяжесть оскорбления садху-нинда зависит от духовного уровня вайшнава и учитывается только по отношению к садху, который наделен всеми качест­вами преданного, упомянутыми в священных писаниях:

крипалур акрита-дрохас
титикшух сарва-дехинам
сатйа-саро 'навадйатма
самах сарвопакараках

О Уддхава, святой преданный сострадателен и никогда не причиняет вреда другим. Даже если его оскорбляют или бъют, он сохраняет терпение и умение прощать. Духовную силу и смысл своей жизни он черпает в Абсолютной Истине. Он свободен от зависти и ненависти, и его ум невозмутим ни в счастье, ни в горе. Наделенный всеми этими качествами, он трудится на благо всех живых существ. (Бхаг. 11.11.29)

Оскорбитель не способен преуменьшить тяжесть своего оскорбления, выискивая в преданном какие-либо недостат­ки. В «Падма Пуране» говорится: сарвачара виварджитах шатхадхийо вратйа джагадванчаках — человека, который стремится предаться Господу, даже если он обладает сквер­ным характером, склонен обманывать других, незнаком с правилами приличия, полон мирских желаний и не очищен обрядами самскары, следует считать садху (Брахма Кханда 25.910). Любого преданного, даже если иногда он совершает ошибки, нужно почитать как садху.

Если человек оскорбил маха-бхагавату, который, вследствии своей возвышенной природы, не посчитал его действия за оскорбление, оскорбитель все равно должен при­пасть к его стопам и искать случая услужить ему, чтобы очиститься от своего оскорбления. Вайшнав может простить любые оскорбления, но пыль с его лотосных стоп никогда не прощает их и заставляет виновного в оскорблении страдать за свой поступок. Ибо сказано:

сершйаммахапуруша-пада-памшубхир
пираста-теджахсу тад ева шобханам

Те, кто совершает зло по отношению к возвышенным святым душам, без сомнения, будут наказаны пылью с их ло­тосных стоп. (Бхаг. 4.4.13)

Однако никто не волен ограничивать рамками правил мо­гущественных и в высшей степени возвышенных маха-бхагават, действия которых не поддаются объяснению. Маха-бхагавата способен одарить своей безграничной милостью даже самых недостойных и ничтожных оскорбителей. К примеру, Джада Бхарата явил свою милость царю Рахугане, даже не­смотря на то, что тот заставил его нести свой паланкин и, бу­дучи недоволен его служением, облил его потоком ругательств и оскорблений. Подобно Джада Бхарате, Чедираджа Упаричара Васу явил свою милость демоничным оскорбителям дайтьям, которые хотели расправиться с ним[6]. Точно так же Господь Нитьянанда одарил Своей милостью даже грешника из грешни­ков, Мадхая, который ударил Его по голове и разбил ее в кровь.

Третье оскорбление святого имени, гурор-аваджна, или непочтительное отношение к гуру, следует расценивать наравне с первым.

Наши рекомендации