Философия познания немецкого Просвещения

Непосредственными предшественниками немецкого Просвещения стали работы
Э. В. Чирнхауза, С. Пуфендорфа, Х. Томазия.

Чирнхауз

Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз (1651 — 1708 гг.) — автор сочинения "Исцеление ума, или Общие наставления в искусстве отыскания".

Чирнхауз предлагает, на базе математической модели, искусство отыскания истины: знание должно основываться на опыте, понимаемом как внутреннее озарение. Он исходит из следующих положений: 1) мы осознаем многие вещи — что нам нравится и что не нравится (отсюда понятия добра и зла и основы этики); 2) не­которые вещи доступны нашему восприятию, а некоторые — нет; 3) с помощью внутренних и внешних чувств мы создаем в себе образ внешних объектов. По мнению Чирнхауза, перечисленные истины могут привести к методу, полезному для всех наук.

Чирнхауз верил в человеческий разум и исходил из некоего идеа­лавсеобщего знания.

Пуфендорф

Самюэль Пуфендорф (1632 — 1694 гг.) — автор сочинения "О праве естественном и международном".

Пуфендорф рассматривал естественное правокак проблему разума. Он считал, что право не может основываться на религии, различной у разных народов.

Выступал за создание новой науки о праве, основываю­щейся исключительно на разуме. Эта наука у него мало чем отличается от физики.

Томазий

Христиан Томазий (1655 — 1728 гг.) — автор сочинений: "Установле­ния божественного законодательства", "Основы права естественного и международного". Он считал, что "рассуждения спокойного духа" уста­навливают право и "все моральные наставления". Считая личные убеж­дения, моральные и религиозные, не подлежащими насилию, Томазий допускает и защищает свободу мысли и религии.

Х.Вольф

Христиан Вольф (1679 — 1754 гг.) — наиболее выдающийся представи­тель немецкого Просвещения. Защитил диссертацию на тему: "Об общей практической философии, описанной по математическому методу". Затем он защитил другую, под названием: "Алгебраическая диссертация о дифференциальном алгоритме бесконечно малых величин". Ему также принадлежат сочинения: "Основы всеобщей математики", "Математический лексикон", "Разумные мысли о силах человеческого рассудка и их исправном употреблении в познании правды", "Разумные мысли о Боге, мире и душе человека", "Рациональная философия, или Логика", "Эмпирическая психология", "Рациональная психология", и мн. др.

Вольф подверг всестороннему анализу язык философии. Под его влиянием сложилась большая часть философской терминологии ХVIII-ХIХ вв., которая сохранилась до наших дней.

Он считал, что априорный анализ понятий, наблюдения и опыта приводит к рациональной эмпирической науке. Кроме того, из разгра­ничения теории и практики, знания и действия рождается различие теории и практических наук.

Вольф разработал настоящую энциклопедию знания. Он выделял следующие теоретические науки: онтология, космология, рациональная психология, естественная теология. К практическим наукам он относил: практическую философию и естественное право, политику, эко­номику. К эмпирико-теоретическим наукам — эмпирическую психологию, телеологию, догматическую физику. К практико-эмпирическим — технические дисциплины, экспериментальную физику. Логику Вольф считал пропедевтикой ко всей системе наук. Логика должна опираться на два принципа:
1) принцип непротиворечия — в теории и 2) принцип достаточного основания — для эмпирических наук.

Онтологию Вольф трактовал как науку о возможном бытии типа аристотелевско-схоластической метафизики. Бог — высший ра­зум, оправдывающий порядок мира. Отношение между душой и телом регулируется заранее установленной гармонией
(ср.Лейбниц).

Цель философии — человеческое счастье. Челове­ческое счастье и прогресс человечества неотделимы от познания. По­знание, в свою очередь, недостижимо без "философской свободы", без свободы мысли.

Объясняя свой подход, Вольф писал: "В философском методе не следует применять термины без четкого определения и считать вер­ным то, что не было убедительно доказано; в высказываниях нужно с одинаковым тщанием определять как субъект, так и предикат, с по­мощью которых объясняется то, что следует за ними".

Логику Вольф сводил к силлогистике. Это повлияло на то, что комбинаторика Лейбница останется еще надолго в тени.

Во времена Вольфа шли активные дискуссии, заметными участниками которых стали Х. А. Крузиус, И. Г. Ламберт, М. Н. Тетенс, а также А.Баумгартен и Г.Лессинг.

Крузиус

Христиан Август Крузиус (1715 — 1775 гг.) — автор диссертации: "О врожденных склонностях человеческой воли"; сочинений: "О применении и границах принципа определенности, или достаточного основания", "Наставления разумной жизни", "Описание необходимых истин разума в сопоставлении с возможными".

Крузиус подчеркивал независимость воли от интеллекта. Он кри­тикует принцип достаточного основания, который должен ограничиваться опытом и фактом свободы. Заменяет принцип достаточного основания своим принципом: "То, что не может быть осмыслено, ложно; то, что не может быть осмыслено как ложное, является истинным". Из этого принципа Крузиус выводил три положения: 1) ничто не может одновременно быть и не быть, 2) то, что не может быть осмыслено отдельно, не может и существовать отдельно, 3) то, что не может быть осмыслено как одновременное и соприкасающееся, не может также и существовать как одновременное и связанное.

Ламберт

Иоганн Генрих Ламберт (1728 — 1777 гг.) — автор 52 работ, написанных в течение 12 лет. В том числе: "Трактата о критерии истины", "О методе правильного доказа­тельства в метафизике, теологии и морали", "Новый органон, или Мысли об исследовании и определении истинного", "Набросок об архитектонике, или Теории простых первичных элементов в филосо­фском и математическом познании". Он создатель теории воображаемых чисел, внес значительный вклад в астрономию и фотометрию.

По мнению Ламберта, необходимо следовать простым понятиям, вытекающим из опыта, но не зависящим от него, и, комбинируя эти понятия возводить цельное здание науки. Важно, как в геометрии, найти верные постулаты ("царство истины"), указывающие на отношения между простыми элементами.

Ламберт проводит различия между логической и метафизической истиной. Логическая истина — нечто доступное осмыслению, нечто возможное и непротиворечивое. Метафизическая истина также доступна ос­мыслению, т. е. является непротиворечивой, но она еще должна дока­зать, что относится к реальному бытию, а не к сновидению. Пробле­ма логики — отличить истинное от ложного, проблема метафизики — отличить истинное от мечты.

Тетенс

Иоганн Николаус Тетенс (р. 1736 г.) — занимался математикой, физикой, экономикой, педагогикой, лингвистикой, психологией. Он автор сочинений: "Размышления по поводу некоторых причин того фак­та, что в метафизике есть только несколько установленных истин", "Об общей созерцательной философии", "Философское исследование природы человека и ее развития".

Тотенс много внимания уделял проблеме метода и обоснования метафизики. Если мы хотим обосновать метафизику, то не должны останавливаться на эмпирическом наблюдении. Нужно обра­тить внимание на активность разума, общую для всех людей. Под этим Тетенс имел в виду активность в эмпирико-психологическом смысле. Он писал: "Исходные чувственные представления являются основой для всего остального. Лаборатория души заставляет нас быть внима­тельными, чтобы получить из всего наблюдаемого наиболее полное знание, позволяющее понять отношение между чувственными представлениями и остальными возможностями души".

Основание понятия причины Тетенс видел не в связи между пред­ставлениями, а в активности разума.

Из всех представителей эпохи немецкого Просвещения Тетенс ближе всех к Канту.

Баумгартен

Александр Готлиб Баумгартен (1714 — 1762 гг.) — автор дипломной работы "Философские размышления о некоторых предметах, относящихся к поэме", а также сочинений: "Эстетика" (в 2 т.), "Метафизика", др.

Метафизику характеризовал как науку "о первых прин­ципах человеческого познания", составными частями которой являют­ся онтология, космология, психология и естественная теология. Онтология — "наука о наиболее общих предикатах сущего". Общая космо­логия — "наука об основных предикатах мира, она носит эмпирический характер, когда опирается на опыт, и рациональный, — когда опирает­ся на понятие мира". Психология — "наука об общих предикатах души". Психология "носит эмпирический характер, когда извлекает свои по­стулаты из опыта, и рациональный, — когда выводит их с помощью длинной дедуктивной цепочки из понятия души". Естественная теология — "наука о Боге, в той степени, в какой может быть понята без веры, она включает: 1) понятие Бога; 2) Его действия".

Баумгартен заложил философские основы эстетики. Предложил сам термин "эстетика". Эстетику он трактует как науку "о чувствен­ном познании". Этика есть "низшая гносеология", поскольку занимается "низшей способностью к познанию". Эстетика у Баумгартена становит­ся "младшей сестрой логики", заимствуя у нее систематический харак­тер. Чисто научного знания недостаточно. Есть чувственное познание, автономное, а не функциональ­ное. Эстетика — наука о "ясных" и "смешанных" представ­лениях.

Баумгартен видит границу логики. Он отмечает, что "отчетливые" идеи и "принцип достаточного основания" не имеют никакой влас­ти в сфере "чувственного познания". Красота пейзажа, напри­мер, — не дело геолога. "Интуиция чистого созерцания пей­зажа дана только мастеру, художнику или поэту", — писал позднее Э. Кассирер(см. ниже).

Лессинг

Готхольд Эфраим, Лессинг (1729 — 1781 гг.) — сын протестантского пастора, автор многочисленных сочинений: трагедии "Эмилия Галотти" "Фрагментов из анонимного трактата", драмы "Мисс Сара Сампсон", комедии "Минна фон Бернхельм", философской притчи "Натан Мудрый", философских трудов: "Гамбургская драматургия" и "Лаокоон, или о границах живописи и поэзии", "Христианство разума", "О доказательстве духа и силы", "Воспитание человеческая рода", др.

Цель театра, по Лессингу, — истина, но истина не историческая, а психологическая. Театр должен научить, "как поступает человек определенного склада в типических обстоятельствах".

Лессинг исследует религию. Он утверждает: "Признать Бога, при­нимая во внимание самые достойные знания в каждом нашем действии и мысли, — вот наиболее полная цель естественной религии"; "все позитивные религии и религии Откровения являются в равной степени истинными и ложными". Лессинг сурово крити­кует сверхъестественное в религии Откровения. Формулирует вопрос, который был назван "проблемой Лессинга", а именно: как из исторической правды (Христос и апостолы) может произойти надысторическая истина (трансцендентный Бог и Церковь как убежище духа)? Лессинг пишет: "Перейти от исторической правды к категории, совершенно от­личной от истины, и претендовать на модификацию всех метафизических и моральных понятий ... Это страшный широкий ров, через который мне не удается перебраться...".

Лессинг видел ахиллесову пяту теологии в претензии сконструировать на базе "случайных исторических фактов" систему "метафизических понятий". По Лессингу, история — это история прогресса. Религия вплетена в этот прогресс. Религия Откровения — всего лишь этап в этическом воспитании. И иудаизм, и хрис­тианство — суть воспитательные фазы в общей и вечной педагогической деятельности. Иудаизм, при этом, можно рассматривать как "детский букварь", христианство — как уже зрелую педагогику. В конце концов, должны остаться рациональная религия и независимая этика.

"Если бы Бог держал в правой руке всю истину, а в левой — единственно изменчивую надежду на истину и предложил бы мне выбирать, я бы смиренно преклонил колена перед его левой рукой и сказал: Господи, дай мне это! полная истина доступна только Тебе!". Ивсе же Лессинг говорит: "Ортодоксальные понятия о Божестве не для меня, я не могу их разделять", — заключал Лессинг.

Наши рекомендации