Для кандидатского экзамена
ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ
(2016-2017 уч.год)
(Утверждены на заседании кафедры философии
Протокол № 9 от 21.04.2016г.)
1. Университет как культурно-историческое явление.
2. Место научных исследований в современном университете.
3. Наука как тип дискурса.
4. Особенности знания в культурах Древнего Востока.
5. Нормативный характер знания древних индусов.
6. Специфика познания внутреннего мира древними индусами.
7. Основы буддийского познания внутреннего мира.
8. Специфика знания древних китайцев о мире.
9. Специфика знания древних китайцев о человеке и обществе.
10. Особенности древнегреческой культуры и их влияние на характер знания.
11. Специфика знания древних греков о природе.
12. Особенности знания древних греков о человеке и обществе.
13. Характер знания в эпоху европейского средневековья.
14. Генезис новоевропейского естествознания.
15. Становление методологии научного познания.
16. Генезис гуманитарных и социальных наук в Новое время и эпоху Просвещения.
17. И. Кант и «коперниканский переворот» в методологии научного познания.
18. История, историзм и историцизм в гегельянстве.
19. Доктрина сциентизма.
20. Становление теоретической и философской герменевтики.
21. Язык науки как философская проблема.
22. Основные версии появления науки.
23. Обыденное и научное знание.
24. Становление критериев научности.
25. Средства связности научных дискурсов.
26. Специфика универсальности научного знания.
27. Особенности рефлексии над обоснованностью научного знания.
28. Возникновение и перспективы научно-технической цивилизации.
29. Научная деятельность как предмет наукометрического анализа.
30. Научные сообщества.
31. Этика и профессиональная ответственность учёного.
32. Истина как главная ценность учёного. Критика инструментализма.
33. Глобальные проблемы и развитие ноосферы.
34. Понятия научного факта, эмпирических обобщений, частно-теоретических схем и фундаментальных теорий.
35. Абстрактный объект теории.
36. Строение научных теорий.
37. Эволюция детерминизма.
38. Современная научная картина мира.
39. Становление ноосферологии.
40. Социально-культурные и философские основания науки.
41. Общенаучные познавательные подходы и методы.
42. Методы эмпирического исследования.
43. Методы теоретического исследования.
44. Понятия «неявного знания», «интуиции», «гипотезы», «эпистемологического анархизма».
45. Кумулятивные и экстерналистские факторы развития науки.
46. Понятия «парадигмы» и «научно-исследовательской программы».
47. Кризисы и революции в развитии науки.
48. Сущностные особенности объекта в социально-гуманитарном познании.
49. Классическое, неклассическое, постнеклассическое в истории развития социально-гуманитарных наук.
50. Природа субъекта в социально-гуманитарном познании.
51. Проблема истины в гуманитарном познании.
52. Герменевтика: основные этапы развития.
53. «Лингвистический поворот» в науке: основные понятия и ключевые проблемы.
54. Структурализм как научный метод и философское направление.
55. Смысл и содержание «психологического поворота» в социально-гуманитарных исследованиях.
56. Гендерные исследования: теоретические, социальные и политические аспекты. Проблемы гендерной асимметрии.
57. Постструктурализм, деконструктивизм и постмодернизм.
58. Новое литературоведение: литература как предмет философского и методологического анализа. Поэтика М.М. Бахтина.
59. Методология семиотики. Учение Ю. Лотмана о семиосфере.
60. Модернизм и постмодернизм.
61. Методология исторических исследований Школы «Анналов».
62. «Осевое время» К. Ясперса как методологический принцип.
63. Археология гуманитарного знания М. Фуко.
64. Проблема смысла и назначения истории. Доктрина «конца истории».
65. Проблема исторического нарратива в современности.
66. Гендерные исследования: философия, методология и ключевые понятия.
67. Влияние восточной философии на современные гуманитарные исследования.