Методические указания для студентов. Федеральное государственное бюджетное образовательное
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра Философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
профессор Д. М. Азаматов
_____________________
«31» мая 2012 г.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ
на тему «Философия как социокультурный феномен»
Методические указания для студентов
(для семинарских занятий)
Дисциплина «Философия»
Специальность Медико-профилактическое дело (32.05.01)
Курс II
Семестр I
Уфа
Тема: «Философия как социокультурный феномен» на основании рабочей программы «Философия». Направление подготовки Медико-профилактическое дело (32.05.01), форма обучения очная», утвержденной 31 мая 2012 г.
Рецензенты:
1.
2.
Автор: к.ф.н., доцент Девяткина Р.И.
Утверждение на заседании № 07 кафедры Философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы от «31» мая 2012 г.
1. Тема: «Философия как социокультурный феномен».
Актуальность: данная тема является вводной, в которой даны определение предмета дисциплины, место философии и её функции в жизни человека и общества.
2. Цель занятия:
- знать следующие виды мировоззрения: обыденно-житейское, мифологическое, религиозное, философское, научное;
- знать функции мировоззрения;
- уметь отличать философское мировоззрение от мифологического, религиозного и научного;
- знать структуру философского знания и социальные функции философии;
- знать формулировку основного вопроса философии и понимать его связь с структурой философского знания.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
- основные исторические эпохи мировой и отечественной истории:
- историю развития первобытного и рабовладельческого общества.
- содержание и компоненты духовной культуры;
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
- работать с научными и учебными текстами;
- реферировать научный и учебный материал.
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
Вопросы для самоподготовки:
1) Что такое философия?
2) Что такое мировоззрение, виды мировоззрений?
3) Перечислите и объясните функции философии.
4) Какие разделы философии вы знаете?
5) Перечислите философские направления.
6) В чем состоит различие между материализмом и идеализмом?
7) В чем состоит различие между сенсуализмом и рационализмом?
4. Вид занятия: семинар.
5. Продолжительность занятия: 2 часа (в академических часах).
6. Оснащение:
6.1. Дидактический материал (контролирующие компьютерные программы);
6.2. ТСО (компьютеры, мультимедийные проекторы и др.)
7. Содержание занятия:
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.
Тестовые задания для самоконтроля:
1. Выберите первоначальное определение философии:
а) душа культуры;
б) учение о мудрости;
в) любовь к мудрости;
г) идея совершенной мудрости;
д) форма теоретического мировоззрения.
2. Определите, какой из вопросов является философским:
а) каковы пути разрешения экологического кризиса?
б) возможны ли небелковые формы жизни?
в) что есть истина?
г) в чем сущность гравитации?
д) расширяется ли Вселенная?
3. Выделите признак, характеризующий философское мировоззрение:
а) эмпирическая обоснованность
б) наглядность
в) логическая обоснованность
г) простота
д) конкретность
4. Определите, в чем состоит основной вопрос философии:
а) первичность материального;
б) познаваемость мира;
в) отношение мышления к бытию, сознания к материи;
г) методология познания;
д) вопрос о ценностной ориентации личности.
5. Какой из вопросов раскрывает сущность гносеологии:
а) может ли человечество знать обо всем?
б) можно ли познать сущность вещей, законы материального мира?
в) можно ли получить в процессе познания абсолютно точное знание обо всем мире?
6. Выберите суждение, характерное для субъективного идеализма:
а) законы природы создаются мышлением человека;
б) сознание есть свойство, продукт материи;
в) бытие определяет сознание;
г) материя и сознание – две основы бытия.
7. Мировоззрение – это:
а) мироощущение;
б) знание о мире;
в) практический опыт человека;
г) совокупность взглядов, оценок, норм и установок человека по отношению к миру.
8. Покажите соотношение философии и мировоззрения:
а) философия – это мировоззрение;
б) философия и мировоззрение – основные формы мифологии;
в) философия – теоретическое ядро мировоззрения;
г) философия – форма интегрирующего мышления;
д) философия – теоретическая наука, мировоззрение относится к области практического.
9. Функция философии, состоящая в формировании целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром, получила название…
а) методологической;
б) прогностической;
в) аксиологической;
г) мировоззренческой.
10. Суждения, характерные только для материализма (несколько вариантов!):
а) основой мира является мировой разум;
б) бытие определяет сознание;
в) мир существует вне сознания;
г) материя – это все, что обладает массой и энергией;
д) сознание – есть свойство, продукт материи;
е) тела состоят из атомов;
ж) Бог не существует.
7.1.2. Проверка конспекта на тему: Структура философии. Функции философии.
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия:
1. Предмет и объект философии, специфика философского знания;
2. Объективные исторические условия и предпосылки появления философского мировоззрения;
3. Что есть мировоззрение и виды мировоззрений; соотношение мировоззрения и философии;
4. Функции философии; место философии в системе знаний и жизни человека и общества.
7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя
Объясните понятия: мировоззрение, мифология, религия, философия, объективный, субъективный, материализм, идеализм, функция, онтология, гносеология, аксиология, праксиология, этика, эстетика.
Темы докладов и рефератов:
1. Философия и медицина
2. Наука и философия: единство и различие
3. Философия как духовная квинтэссенция эпохи
4. Сущность мировоззрения и его основные элементы
5. Проблема происхождения философии
6. Мировоззрение как форма духовного освоения действительности
7. Особенности философского мировоззрения
На занятии студенту необходимо выполнить:
· участвовать в обсуждении разбираемых вопросов темы;
· ответить на вопросы преподавателя;
· сформулировать вопрос докладчику;
· решить предложенные тестовые задания.
7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы:
Материалы для контроля уровня освоения темы: тестовые задания.
Оценивание знаний, умений, навыков по теме занятия:
- краткое выступление (дополнение, ответ на вопрос) – 2 балла;
- развернутое выступление – 4 балла;
- выполненный конспект – 3 балла;
- доклад, доклад с презентацией – 10-15 баллов;
- тестовое задание – 5 баллов.
Место проведения самоподготовки: методический кабинет № 229.
Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) по данной теме (проводится в учебное время): работа с основной и дополнительной литературой.
8. Литература (в т.ч. указать адреса электронных ресурсов):
Основная:
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. с. 7 – 39.
2. Спиркин А.Г. Философия. М., 2004. Вводное слово. с. 11 – 21
3. Хрусталев Ю.М. Философия. М., 2004. с. 8 – 52, 29 – 52; Ч.2. Гл. 9, 10. с. 420 – 478
4. Философия медицины. Под ред. Ю.Л. Шевченко. М., 2004. Разд. I, Гл. 1. с. 13 – 25
Дополнительная:
1. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php
2. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/intro.php
3. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/01.php
4. http://www.modernlib.ru/books/mamardashvili_merab/kak_ya_ponimayu_filosofiyu/read/
5. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: 1990.
6. http://revolution.allbest.ru/philosophy/00013888_0.html
Подпись автора методической разработки: ___________
«31» мая 2012 г.