Тема 2: античная философия
ТЕМА 1: НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ
План
1. Мировоззрение: сущность, структура, функции
2. Основные типы мировоззрения
3. Философия как форма познания
4. Философия Древнего Востока
1. Прежде, чем мы определим философию, стоит выяснить, что такое мировоззрение, ибо философия есть один из возможных способов его построения.
Мировоззрение – это система обобщенных и относительно устойчивых взглядов на мир и место человека в нем. Можно сказать, что это совокупность ответов на важнейшие вопросы человеческого бытия: Как возник мир? Что такое жизнь и есть ли у нее смысл? Что нас ждет после смерти? Как различить добро и зло? Каким законам подчиняется человеческая история и т. д.?
роить не только ее сторонников, но и противников. Можно сказать, что при первом приближении религия (либо от лат. relegere - вновь собирать, относиться к чему-либо с особым почтением, либо от лат. religare - связывать, соединять) – это коллективная система взглядов и поведения, основанная на почитании священной реальности, с которой люди стремятся установить и поддерживать связь. Обычно эту реальность отождествляют с деятельностью одного или многих богов – могучих существ, далеко превосходящих по своим возможностям людей.
Религиозное мировоззрение, как и мифологическое, основано на вере, аппелирует к чувствам и фантазии людей, характеризуется образностью и эмоциональностью, склонно к догматизму. Грань между религией и мифологией зыбка, но все-таки она есть. Можно сказать, что религия в большей степени, чем миф задает дистанцию между земным, человеческим и священным, божественным.
Религия, безусловно, и ближе к философии. Им обоим присуще стремление взглянуть на человека «с точки зрения вечности», «поднять» его над повседневной суетой, отыскать высшие цели и смыслы человеческого существования. Неслучайно, на стыке религии и философии образовалась т. н. религиозная философия, которая пытается рационально изложить и теоретически оформить истины религиозной веры, проведя их через процедуру критического рассмотрения и проблематизации.
3. Считается, что впервые слово «философия» (от греч. phileo – люблю, sophia - мудрость) употребил древнегреческий мыслитель Пифагор (576 – 496 гг. до н. э.). Поясняя, что это такое, он сравнил человеческую жизнь с рынком и Олимпийскими играми, где большинство людей гоняются за богатством и славой. «Только немногие среди шумной толпы не принимают участия в этой погоне, но созерцают и исследуют природу вещей и познание истины любят больше всего. Они называются философами – любителями мудрости, а не софосами – мудрецами, потому что только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней».
Существует много определений философии. Например, можно сказать, что философия – это такая форма познания мира, которая рациональными средствами вырабатывает систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия. Или определить ее как способ и результат рационально-теоретического построения целостного мировоззрения.
Порою философию называют наукой – одной из многих или самой первой и главной, «матерью всех наук». Но следует подчеркнуть, что философию интересует не только научно-теоретическое знание (иначе в числе самых знаменитых философов не было бы Сократа, который не написал ни одной книги!) – она имеет и свою духовно-практическую сторону. Философия претендует на то, чтобы помочь человеку сформировать верную стратегию жизни, научить его, «каким надо быть, чтобы быть человеком» (по словам И. Канта).
Здесь – важнейшее отличие философии от науки. Ведь наука безразлична к смыслам, целям, ценностям человека. Она пытается составить объективную картину мира (мира как он есть сам по себе, независимо от нашего в нем присутствия). Философия же занимается миром для человека, можно сказать, что ее основным предметом является живое отношение «человек - мир».
Английский философ Б. Рассел (1872 – 1970) называл философию ничейной землей между наукой и религией. Подобно науке философия полагается на человеческий разум, оттачивает критичность мысли, стремиться доказать свои утверждения. Но философы размышляют над вопросами, мимо которых, как правило, проходит наука и на которые помимо философии отвечает религия. С философской точки зрения, на эти вопросы невозможно дать окончательный, однозначный и общеобязательный ответ; подлинная философия сторонится догматизма, свойственного религии, не характерна для нее и математическая строгость языка, к которой тяготеет наука. Как тонко заметил немецкий философ К. Ясперс (1883 - 1969), «поиск истины, а не владение истиной есть сущность философии… Философия означает – быть в пути. Ее вопросы существеннее, чем ее ответы, и каждый ответ превращается в новый вопрос».
Отсутствие между философами единодушия («сколько философов столько и философий») можно заметить даже в том, насколько различно они формулируют основной вопрос философии.
Так, И. Кант (1724 - 1804) называл три важнейших вопроса философии: Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? И все три вопроса он сводил к одному, главному: Что такое человек?
С. Кьеркегор (1813 1855) полагал, что философ должен, прежде всего, размышлять над такими вопросами: Где «Я»? Что значит сказать «мир»? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто «Я»?
Ф. Энгельс (1820 - 1895) считал, что великий основной вопрос всей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. Этот вопрос можно развернуть в два отдельных. Во-первых, что первично – дух, сознание или материя? Отвечая на этот вопрос, философы делятся на идеалистов и материалистов. Во-вторых, познаваем ли мир? Те философы, которые отвечают на этот вопрос отрицательно, называются агностиками.
В. Соловьев (1853 - 1900) за всеми философскими вопросами видел один: Как достичь правды на земле? При этом правду он понимал как реализацию христианского идеала.
М. Хайдеггер (1889 – 1976) выдвигал в качестве главного вопрос о бытии. Он предлагал серьезно поразмышлять над тем, почему существует нечто, а не ничто.
А. Камю (1913 - 1960) считал основной философской проблемой проблему самоубийства. Иначе говоря, стоит ли наша жизнь того, чтобы ее прожить или нет?
Мы могли бы долго продолжать этот список знаменитых имен и цитат. Но уже представленные точки зрения наводят нас на мысль, что философское знание темМировоззрение обладает сложной, многоуровневой организацией. В нем слиты воедино мысли и чувства, побуждение (воление) и действие, сознательное и бессознательное. К числу основных элементов мировоззрения обычно относят знания, ценности (представления о значимости вещей и явлений), принципы (универсальные формулы поведения), убеждения (особо твердые взгляды, побуждающие к практическому действию). Мировоззрение включает в себя мироощущение (чувственно-эмоциональное переживание мира), мировосприятие (целостный образ мира) и миропонимание (рациональное истолкование мира).
Носителем мировоззрения могут быть как отдельные люди, так и целые социальные группы (классы, слои и т. д.). В последнем случае речь идет о преобладающих в этих группах взглядах, ценностях, идеалах. Порой говорят и о мировоззрениях конкретных обществ или исторических эпох, например, об античном мировоззрении.
Мировоззрение складывается в процессе духовно-практической деятельности человека по освоению мира. Оно является не только результатом этой деятельности, но и ее очень важным условием. В жизни людей мировоззрение выполняет следующие функции:
а) гносеологическую (познавательную), поскольку оно направляет и организует процесс приобретения новых знаний, является и его истоком, и его завершением;
б) аксиологическую (ценностную), поскольку оно определенным образом ориентирует человека в мире, указывает на большую или меньшую значимость того, с чем он сталкивается в своей жизни;
в) праксеологическую (практическую), поскольку оно побуждает человека к самостоятельным поступкам, диктует ему собственную линию поведения.
Можно сказать, что для каждого взрослого психически нормального человека мировоззрение является внутренним законом его жизни, находящейся в его сознании «картой мира», сверяясь с которой, он пролагает свой путь по жизни. Без мировоззрения человек не является личностью, то есть социальным, культурным существом, способным к осмысленному, самостоятельному, ответственному поведению. Он будет обречен «плыть по течению», действовать вслепую или «как все».
2. К числу основных типов мировоззрения наряду с философским обычно относят мифологическое, религиозное и научное. Поскольку с наукой в дальнейшем нам предстоит познакомиться более подробно, сначала охарактеризуем религию и миф, которые мы можем считать историческими предшественниками философии, до сих пор сохраняющими влияние на массовое сознание.
Миф (гр. mythos – сказание, предание) часто определяют как сказание о богах, духах, произошедших от них или обожествленных героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших в создании мира. Но нам кажется, что такое определение мифа не является достаточно универсальным. Ведь в наши дни мы видим, что на смену древним мифам о богах пришли мифы о политиках и других «звездах» (например, «Сталин – величайший гений» или «Сталин – непревзойденный злодей»), о народах, расах, партиях (вспоминается печально-знаменитое: «если в кране нет воды, значит, выпили жиды»). Современные мифы порой маскируются под научные гипотезы («людей вывели инопланетяне» и т. п.) и приобретают статус государственной идеологии (например, расистская доктрина гитлеровской Германии). С учетом всего сказанного мы будем считать мифом особый способ описания, объяснения и усвоения мира при помощи наглядно-чувственных образов, которые, несмотря на свою полную или частичную фантастичность, вымышленность, воспринимаются как подлинная реальность.
Если говорить отдельно о мифологическом мировоззрении, то оно основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональных переживаниях (это сближает миф и искусство, которое также представляет собой эмоционально-образную модель мира), либо на общественных иллюзиях, порожденных невежеством, неразвитостью критического мышления, стрессообразующими факторами (войны, революции, катастрофы…), целенаправленной манипуляцией сознания, например, через СМИ.
Весьма нелегко дать определение религии, ибо на практике мы имеем дело с великим множеством религий, которых нелегко привести к «общему знаменателю», выделив то главное, что их объединяет. Следующее определение религии, кажется, способно учесть все многообразие ее конкретных форм, а также устатически очень разнообразно. Довольно рано развитие философии привело к формированию некоторых крупных ее разделов. Позднее мы дадим им более подробную характеристику, а сейчас просто их назовем: онтология – учение о бытии; гносеология – теория познания; антропология – учение о человеке; аксиология – теория ценностей; социальная философия и философия истории; этика – теория морали; эстетика – теория красоты и т. д.
4. Зарождение философии пришлось на эпоху перехода от первобытного общества (доклассового, догосударственного, догородского, дописьменного) к древним цивилизациям. Связано это было с разрушением прежней системы ценностей, освященной мифом и традицией, с необходимостью найти новые мировоззренческие ориентиры.
На Востоке (в Азии) философия возникла в Индии и Китае. Можно выделить следующие черты, которые характеризуют всю восточную философию и отличают ее от философии западной (античной):
- более тесная связь с мифологией и религией, чем с зарождающейся наукой;
- особый акцент на разработке методик духовного самоконтроля;
- дискурс (речь) не всегда выстраивается доказательно, часто учитель (автор) просто возвещает истину, при этом он может активно прибегать к многозначным символам и метафорам;
- философская школа организуется по типу семьи или религиозной общины;
- действует ориентация на сохранение традиционных форм мысли и поведения.
Основная тема древнеиндийской философии: избавление человека от тягостной иллюзии земного существования.
Древнейшие философские тексты Индии – Упанишады (1 пол. 1 тыс. до н.э.) - комментируют еще более древние священные тексты – Веды. В Упанишадах появились идеи Брахмана, сансары, Атмана, кармы, мокши.
Брахман – безликий божественный Абсолют, единственно реальный; из него истекает (эманирует) наш мир, являющийся, строго говоря, иллюзией.
Сансара (санскрит. – блуждание, круговорот)– бесконечный круг перевоплощений, в которых участвует Атман, индивидуальная душа.
Карма (санскр. – жребий, поступок) – сумма поступков живого существа, от которой зависит последующее воплощение Атмана.
Мокша – освобождение Атмана из пут сансары, его выход из-под действия закона кармы и слияние с Брахманом.
В сер. 1 тыс. до н.э. в Индии появились 6 ортодоксальных (правоверных) школ (даршанов), которые развивали по разным направлениям философию Упанишад. Это: ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога и веданта. Наиболее влиятельными были последние три, особенно веданта. Согласно ее философии, Брахман и Атман тождественны, и осознание этого факта гарантирует достижение мокши. Все названные даршаны сыграли большую роль в оформлении религии индуизма (возник в начале н.э.).
Наиболее известной неортодоксальной школой классической древнеиндийской философии стала буддийская. Буддизм – мировая религия, возникшая примерно в VI в. до н.э., основатель которой – Сиддхартха Гаутама по прозвищу Будда (просветленный). Будда провозгласил 4 благородные истины, составившие ядро буддийского вероучения:
1. Жизнь есть страдание.
2. Причина страданий – наши желания, привязанности, сама жажда жизни.
3. Избавившись от желаний, достигнешь нирваны (санскр. - угасания) – конца страданий.
4. В нирвану ведет благородный (срединный, восьмеричный) путь.
Философия буддизма утверждает тотальную иллюзорность мира, который есть пустота. Не существует ни Брахмана, ни Атмана. Относительно реальны дхармы, психофизические частицы. Когда умирает существо, распадается его комбинация дхарм и в другом месте образуется новая – в соответствии с кармой умершего. Достичь нирваны значит успокоить волнение дхарм. Большую роль при этом играет практика медитаций, сосредоточенных размышлений, которые позволяют осознать, что «Я» нет и здесь некому и не к чему привязываться.
Основная тема древнекитайской философии – гармонизация отношений человека, общества и природы.
Древнейшее философское учение Китая – учение об Инь и Ян, двух противоположных началах мироздания, взаимодействие которых порождает все вещи. Инь – начало темное, женское, мягкое, земное… Ян – начало светлое, мужское, твердое, небесное… Их символ – черно-белый круг с черной точкой на белой половине и белой точкой на черной - называется Тайцзи (Великий предел).
Еще одно фундаментальное понятие – дао (путь). Согласно учению даосизма (возник в 6 – 5 вв. до н.э., основателем считается Лао-цзы), дао – это путь всех вещей, универсальный закон Вселенной. Человек должен жить в соответствии с дао, т.е. максимально естественно, практикуя у-вэй (недеяние), т.е. приспособление к миру, а не его переделку.
Примерно в одно время с даосизмом возникло конфуцианство (основатель – Кун-цзы, Конфуций), самое авторитетное философское учение в истории Китая. Конфуций размышлял о правильном устройстве общества, где все должно быть как в большой семье. Младшие слушают старших, дети – отца, подданные – правителя. Конфуций был великим морализатором, верившим в силу воспитания. Он выработал идеал цзюнь-цзы (благородного мужа), который культивирует в себе человеколюбие, сыновнюю почтительность, любовь к знаниям, верность традициям и ритуалам. С течением времени конфуцианство, как и даосизм, приобрело черты религии.
Другие известные философские школы Древнего Китая – легизм и моизм. Легизм (один из представителей – Шан Ян) утверждал высшую ценность государства, его полное право и прямую обязанность в целях самосохранения держать народ в жестокой узде. Моизм (учение Мо-цзы), напротив, постулировал народное благо в качестве главной цели государственной власти.
Высказывания восточных философов:
Нет неизменной сущности в этом мире… Куда бы мы не бросили взгляд, повсюду томление, неудовлетворенность, неустанная погоня за собственной тенью, разрушение и новое созидание, которое, в свою очередь, несется навстречу гибели.
Кто смотрит на мир, как смотрят на пузырь, как смотрят на мираж, того не видит царь смерти.
Не по учености, не по преданию, не по знаниям назовется человек мудрым. Только того, кто шествует без печали, свободный от желаний, затворившийся в себе, в уединенном раздумье, - того назову я мудрым.
Будда
Когда все люди узнают, что красивое является красивым, появляется и безобразное. Когда все узнают, что добро является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно оформляются, высокое и низкое к друг другу склоняются… Поэтому мудрый человек предпочитает недеяние и осуществляет учение безмолвно.
Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное. В Поднебесной нет ничего мягче и слабее воды, но она нападает на крепкое и сильное, и никто не может победить ее.
Лао-цзы
Если наставлять людей с помощью законов, если ограничивать их с помощью наказаний и казней, то в сердцах их не возникнет отвращения к дурным поступкам. Только с помощью нравственных требований и правил поведения можно наставить людей на правильный путь.
Благородный муж живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними. Низкий человек следует за другими людьми, но не живет с ними в согласии.
Имей большое сердце – и не надо большой комнаты.
Конфуций
ТЕМА 2: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
План
1. Общая характеристика античной философии
2. Досократическая философия
3. Сократическая или классическая философия
4. Эллинистическая и позднеримская философия
1. Развитие европейской философии началось в античную эпоху, т. е. во времена Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия – это, конечно, прежде всего, греческая философия, что же касается римской, то она является гораздо более поздним и вторичным феноменом.
Какие факторы благоприятствовали раннему появлению философии (как говорят, переходу от Мифа к Логосу) именно в Древней Греции (Элладе)?
Мы выделим два. Во-первых, существование здесь полисной демократии. Все граждане полиса (города-государства), так или иначе, участвовали в его управлении, вместе обсуждали общественные дела. Особым уважением в этой ситуации пользовались те, кто умел последовательно мыслить и доказывать свою правоту. Т. о., развивалось рациональное отношение к миру, утверждалось право человека на собственную точку зрения. Во-вторых, вспомним колонизационное движение эллинов. Они общались с другими народами, знакомились с их культурами, в т. ч. – с их мифологическими традициями. Но, тем самым, эллины избавлялись от абсолютной власти над умами собственной мифологии.
Если сравнивать древнегреческую (и шире - античную) философию с древневосточной, то можно заметить, что первая имела более ярко выраженную рационально-логическую компоненту. Если же сравнить ее с позднейшей, средневековой философией, то становится ясно, что античная философия имеет космоцентричный характер в отличие от средневекового теоцентризма. Античные мыслители рассматривали космос как живой организм, объединивший богов, людей и природу, как Абсолют, выше которого нет истины, добра и красоты.
История античной философии характеризуется определенным единством, с другой стороны, в ней нельзя не заметить смены стилей мышления, т. н. парадигм. Соответственно, можно провести условную периодизацию античной философии. Выделяют досократическую философию (примерно 600 – 370 гг. до н. э.), сократическую или классическую философию (примерно 450 – 320 гг. до н. э.), эллинистическую философию (примерно 320 г. до н. э. – 200 г.) и позднеримскую философию (примерно 200 -529 гг).
1.Ранних греческих философов принято называть фисиологами (греч. фюсис - природа), поскольку главной темой их сочинений была природа. Среди фисиологов выделялось несколько относительно крупных школ.
Самая старая школа – Милетская (VI в. до н.э.) на территории Малой Азии. Ее представители – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр – размышляли о первоначале сущего. Первый усматривал его в воде, второй – в воздухе, третий – в беспредельном (апейроне).
К Милетской школе примыкал Гераклит из г. Эфеса (конец VI – нач. V в. до н.э.), известный по прозвищу «Темный» или «плачущий философ». Он учил о Логосе – законе, который организует весь мир (космос) и задает порядок человеческой мысли. Логос выступает первоначалом мира – вечно живым Огнем. Весь мир движется («все течет, все меняется»), побуждаемый к этому борьбой противоположностей. Гераклита называют отцом античной диалектики как учения о развитии. Следует отметить, что такое значение у слова «диалектика» появилось позднее. В самой Греции этим словом называли искусство спора.
Наряду с Гераклитом о вселенском порядке и роли в нем противоположностей задумывались и пифагорейцы, последователи Пифагора. Пифагорейский союз существовал в VI в. до н.э. на юге Италии. Именно пифагорейцы стали называть мир космосом (греч. космэ – красота), утверждая, что его совершенство основано на определенных числовых соотношениях.
На юге Италии возникла и Элейская школа (VI – V в. до н.э.). Ее главные представители – Парменид и Зенон. Парменид – основоположник философского доказательства, мыслитель, который противопоставил рациональное и чувственное познания и сам отдал предпочтение первому. Парменид учил, что бытие едино и неподвижно вопреки свидетельству наших чувств. Его последователь Зенон предложил ряд задач-апорий (затруднений), подтверждающих мысль Парменида.
Философы Левкипп (V в. до н.э.) и его более знаменитый ученик Демокрит (460 – 360 гг. до н.э.) по прозвищу «смеющийся философ» основали атомистическое учение и стали зачинателями материалистической линии в философии. Они полагали, что существуют только атомы и пустота, отрицали бессмертие души, которая состоит из атомов, точно также, как и боги. Люди, по их мнению, возникли естественным путем без всякого творца и разумной цели. Демокрит считается первым последовательным детерминистом, который настаивал на всеобщей причинной обусловленности.
Особняком от фисиологов стояли софисты (мудрецы) (V в. до н.э.), которых интересовали не законы космоса, а возможность влиять на реальное поведение людей. Софисты стали первыми платными учителями греков, за деньги наставляя юношей, как управлять своим домом и государством. Они разрабатывали приемы, которые помогали бы доказать истинность любой точки зрения, лишь бы она отвечала интересам человека. Нарицательным стало выражение «софистика», означающее способность при помощи псевдо-логических рассуждений выдавать черное за белое. Софист Протагор выдвинул тезис «Человек – мера всех вещей». Т.о., софисты утверждали относительность истины.
2. Классический период в истории греческой философии прославлен именами Сократа, Платона и Аристотеля.
Афинянин Сократ (470 – 399 гг. до н. э.) учился у софистов, но критиковал их за беспринципность и безнравственность. Развивая уже намеченную софистами тенденцию, Сократ полностью обратился к человеческой проблематике (т. н. «сократовский переворот в философии»). Цель философии для Сократа заключается в самопознании и нравственном росте человека. Сократ – основатель автономной рационалистической этики, которая требует от человека максимально сознательного и ответственного поведения. Философ виртуозно владел искусством словесной майевтики (родовспоможения). При помощи наводящих вопросов и ироничных замечаний он побуждал своих собеседников отбросить стереотипные суждения и «разродиться» самостоятельной мыслью. Знаменитые слова Сократа: «Все, что я знаю, это то, что я ничего не знаю; но другие не знают даже этого». Сократ хладнокровно встретил смерть по приговору афинского суда и тем окончательно закрепил за собой звания истинного, не на словах только, а на деле, философа.
Самым известным учеником Сократа был Платон (428 – 347 гг. до н. э), который в основном и сохранил для нас мысли своего наставника (сам Сократ книг не писал). Платона называют основателем философского идеализма, т. е. такой философии, которая признает первенство идеального, духовного по отношению к материальному. Платон первым ввел в философский оборот слово «эйдос» или «идея» (греч. – облик, форма). У него идея означала не столько внешнюю, сколько внутреннюю форму вещи, ее сущность или принцип существования. Всякая вещь причастна какой-либо идее, например, идее человека, причем идея реальнее вещи. Наш вещный и неспокойный мир есть лишь тень, бледное отражение вечного и совершенного царства идей. Познание, согласно Платону, - это припоминание того, что видела душа, поднявшись в мир идей, прежде чем вселиться в новое тело. Платон разработал проект идеального государства во главе с философами (его называют первой коммунистической утопией). У Платона своей вершины достигла античная диалектика как искусство рассуждения или внутреннего диалога. Философ основал собственную школу – Академию.
В Академии учился Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) по прозвищу Стигарит, т. е. из г. Стигары. Его по праву считают самым универсальным мыслителем античной эпохи. Он не только владел всей совокупностью знаний своей эпохи, но и заложил основы ряда новых наук, в т. ч. логики, науки о формах правильного мышления. Аристотелевская логика не является собственно философской дисциплиной, но она сыграла выдающуюся роль в формировании стиля научного мышления. Аристотель оспорил некоторые взгляды своего учителя («Платон мне друг, но истина дороже!»). В частности, Аристотель не выносил идеи в особый, высший мир. Сущность вещи находится в ней самой, это форма, которая принимается материей. Формой форм, перводвигателем мира является Бог. Аристотель основал свою школу – Лицей, ее еще называют перипатетической, т. е. школой прогуливающихся.
3.Философия эллинистического периода сложилась в условиях кризиса полисного строя и возникновения деспотических режимов, которые, в конце концов, были поглощены Римской империей. Если Сократ, Платон и Аристотель еще считали нормой человеческой жизни заботу об общественном благе («человек – политическое животное», по словам Стигарита), то позднейшие мыслители сделали акцент на вопросах индивидуального существования человека. Начало этому положили уже т.н. сократические школы V – IV вв. до н.э. К ним относят киников и киренаиков. Первые (из них самым знаменитым был Диоген Синопский) отрицали общественные условности во имя личной свободы. Вторые проповедовали удовольствие как важнейший принцип счастливой жизни.
Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) и эпикурейцы полагали, что главный вопрос философии – это вопрос о том, как достичь счастья. Для них самих счастье состояло в безмятежном состоянии души (атараксии). Философия должна помочь человеку избавиться от искусственных потребностей и напрасных страхов. Эпикур отрицал власть над людьми судьбы или богов. Он был атомистом – и при этом не только в понимании природы, но и в применении к обществу. По его мнению, и политическая активность, и брачные узы не способствуют обретению нами душевного спокойствия.
Философы-стоики (от греч. стоя - портик), такие как грек Зенон (336 – 264 гг. до н.э.), римляне Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, учили о всевластии судьбы, которую человек не может изменить, а может лишь, познав необходимость, с достоинством исполнять назначенную роль. Идеал стоиков – героическое бесстрастие (апатия).
Скептицизм (скепсис - сомнение), основанный Пирроном (ок. 360 – ок.270 гг. до н.э.), призывал воздерживаться от каких либо определенных суждений и хранить невозмутимость. Ибо «на всякое слово есть обратное», и одно ничуть не более достоверно, чем другое.
В период кризиса Римской Империи возник неоплатонизм (III – VI вв.) – последняя крупная философская система античности. Неоплатонизм синтезировал переработанное учение Платона с элементами других школ (пифагорейцев, перипатетиков, стоиков) и мистическими практиками. Основателем этой философии является Плотин (203 - 269). По его учению, источник сущего – Единое или Благо. Из него эманирует все остальное, сначала - Ум, затем - Душа, после – множество отдельных душ. Это есть процесс нисхождения, умаления и дробления изначального совершенства. Там, где эманация иссякает, простирается материя, как тьма, не пронизанная божественным светом, как источник зла и безобразия в человеческой жизни. Задача человека – вернуться к Единому путем нравственного самосовершенствования и погружения в глубины собственной души. В первые века нашей эры неоплатонизм конкурировал с христианством и при этом оказал влияние на становление христианского богословия.
В 529 г. император Юстиниан I запретил на территории своего государства (Ромейской или Византийской империи) деятельность всех философских школ нехристианской ориентации. С этим событием обычно связывают окончание истории античной философии.
Высказывания античных философов:
Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
Гераклит
Есть бытие, а небытия вовсе нет.
Парменид
Философия дарует человеку презрение к смерти.
Зенон из Элеи
Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию.
Демокрит
Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути, только одним – умиранием и смертью.
Сократ
Ищу человека, а не негодяя!
Диоген (с этими словами он носил по дневному городу зажженный фонарь)
Философам свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии.
Платон
Хотя мы смертны, мы не должны подчиняться тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего.
Аристотель
Величайший плод ограничения желаний – свобода.
Эпикур
Не требуй, чтобы совершающееся совершалось по твоей воле, но желай, чтобы совершающееся совершалось так, как оно совершается, и проживешь счастливо.
Эпиктет
Старайтесь возвести божество в вас к божественному во всем.
Плотин