Правовые идеи в государствах Междуречья, Древнего Египта и Древнего Китая. 1. Правовые идеи в государствах Междуречья, Древнего Египта и Древнего Китая.
Тема 2
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ИДЕЙ В ДРЕВНЕМ МИРЕ
1. Правовые идеи в государствах Междуречья, Древнего Египта и Древнего Китая.
2. Зарождение правовых идей и юридических знаний в Древней Греции.
3. Методы научного познания в трудах древнегреческих философов. Платон и Аристотель.
4. Юридическая наука в Древнем Риме.
Правовые идеи в государствах Междуречья, Древнего Египта и Древнего Китая
Одной из первых известных нам правовых систем можно считать древнеегипетскую. Формирование права Древнего Египта и его становление происходило в специфических условиях. Египетское государство возникло одним из первых, и его правовые институты носили оригинальный, самобытный характер. Серьезное влияние на местное право оказали природные условия, а также господствующая система хозяйственных отношений и система религиозных представлений.
Однако древнеегипетское право в полной мере носило архаический характер. Какие-либо изменения или заимствования проникали туда с большим трудом. Дошедшие до нас правовые источники носят казуистический характер. Юридическая техника данного периода еще не могла подняться до уровня абстрактных обобщений. Наличие достаточно мощного государственного аппарата, большого числа грамотных чиновников, дешевого материала для письма способствовали появлению в Египте достаточно развитого судопроизводства, большого числа юридических документов. Так, по указу фараона Хоремхеба (вт. пол. XIV в. до н. э.) назначаемые судьи получают предписания и законы в виде «дневников». Последние, по всей видимости, представляли собой выдержки из записей наиболее важных процессов и решений по ним, которыми необходимо было руководствоваться так же, как и указами царя.
В Предписании о служебных обязанностях верховного сановника (XIV в. до н. э.) говорится о сорока кожаных свитках с законами и, возможно, судебными прецедентами.
После персидского завоевания Египта Дарий I приказал знатокам египетских законов, среди которых были воины, писцы и жрецы, составить свод местных законов. Работы по систематизации египетского права были закончены в 495 г. до н. э.
Несмотря на достигнутые определенные успехи, древнеегипетская юриспруденция не сформировалась в качестве отдельной системы знаний, а юридическая профессия не приобрела самостоятельного статуса. До нас не дошли и какие-либо специальные юридические трактаты.
Более динамично развивающимся, по сравнению с древнеегипетским, было общество в государствах Междуречья. Здесь не было столь высокой централизации власти, более развитой являлась торговля, имелись многочисленные внешние связи. Поэтому потребность в законодательном урегулировании общественных отношений ощущалась здесь значительно острее. Выше была и юридическая техника, хотя правовые нормы продолжали носить казуистический характер. Здесь уже в XXIV в. до н. э. правителем Лагаша Уруинимгиной была проведена широкая законодательная реформа. Однако сам текст законов до нас не дошел. Первый сохранившийся свод законов из государства, имевшего своей столицей г. Ур, относится к XXI в. до н. э. Свод был издан при царе Шульги (ранее считалось, что при его отце – Ур-Намму). Эти законы были направлены на поддержание социальной стабильности и сглаживание отдельных общественных противоречий. Имелись и другие сборники законов: свод законов царя I династии Иссина Липит-Иштару и предшественник законов царя Хаммурапи – законы, составленные в царстве Эшнунны (ок. 1790 г. до н. э.).
Венцом развития права Древнего Междуречья можно признать законы царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). Этот обширный свод законов регулировал широкий круг общественных отношений. Однако вопрос о том, на какую часть населения он распространялся, остается открытым. Естественно, что все вышеперечисленные своды законов были лишь частью всей правовой действительности, а их источниками становилось обычное право, судебные и административные прецеденты и отдельные указы царей. Остается открытым и вопрос, как применялись нормы данных сводов. Законы Хаммурапи представляли собой чрезвычайно обширный по тем временам труд по систематизации законодательства. Последовательность юридических норм в этом своде осуществлялась по принципу ассоциации, а не по предмету правового регулирования. Значительную часть вопросов, например, очевидных для людей той эпохи, законы Хаммурапи не рассматривали. Они, по всей видимости, регулировались обычным правом, которое могло иметь отличия в отдельных частях государства. Специальные труды по юриспруденции в Вавилонском государстве, скорее всего, отсутствовали. Однако юридическая техника, профессиональные навыки лиц, осуществлявших правосудие и систематизацию, были на высоком уровне. Доказательством последнего служит то, что законы царя Хаммурапи изучались и переписывались еще более полутора тысяч лет после их издания.
Развитие права Древнего Китая было неразрывно связано с философскими учениями. На рубеже VI – V вв. до н. э. здесь возникает конфуцианство – важное политико-социально-этическое направление, имевшее религиозную окраску. Одним из главных требований данного учения было строжайшее подчинение социальных низов верхам. Небом было предначертано деление людей на «благородных», которые управляли, и «низких людей», которыми управляли первые. Благородные были нравственно совершенны, тогда как последние отличались низкой моралью и предназначались для физического труда. Представитель раннего конфуцианства Сюньцзы провозглашал откровенное правовое неравенство: «закон для народа, ритуал – для аристократии», а «наказания не распространяются на высокопоставленных, ритуал не распространяется на простолюдинов».
Противоположным течением крайне консервативному конфуцианству выступал даосизм. Видный его представитель – Чжуанцзы – защищал равенство людей от природы и их право на индивидуальную мораль. Жизнь представлялась им как непрерывное движение.
Чуть более поздним по времени стало политико-философское учение лигистов (фацзя), т. е. «сторонников закона». К его виднейшим представителям можно отнести Шан Яна и Хань Фэйцзы. Данное учение стало основой для проведения государственно-правовых реформ в ряде древнекитайских государств. Писаный юридический закон «фа» должен был лежать в основе всей государственной и административной системы. Легисты требовали неукоснительного соблюдения предписанных законов. Хань Фэйцзы создает теорию эволюции человеческого общества. Первобытное его устройство неизбежно уступило место государству и праву. Последние были результатом появления бедных и богатых, что вызвало, в свою очередь, установление законов и наказаний.
Известный китайский историк Бань Гу (32 – 92 гг.) в свой трактат «История династии Хань» («Хань Шу») включил специальную главу о наказаниях и законах. Фактически это был историко-правовой трактат, содержавший ценные материалы по развитию китайского права.