Гамбхира, каруна, майтра, каави дакша, мауни
Оскобления вайшнавов. Последствия оскорблений. Исправления оскорблений.
Вайшнава-апарадха – оскорбление вайшнавов, корнем которого является зависть, является одной из причин падения в майю, по мнению ШП. Шрила Вриндаван Тхакур: “Если совершено оскорбление вайшнава, то, несмотря на милость Кришны, путь к преме закрывается”.
Виды вайшнава-апарадх:
Из "Сканда-пураны" ( "Хари-бхакта-виласы"):
1. Убивать вайшнава или причинять ему физические страдания.
2. Оскорблять вайшнава.
3. Питать враждебные чувства по отношению к вайшнавам.
4. Не оказывать должного почтения к преданным.
5. Гневаться на вайшнава.
6. Не испытывать ликования при виде вайшнава.
Из Харинама-Чинтамани (из писаний Шри-сампрадаи):
1. Критиковать вайшнава за низкое рождение.
2. Критиковать вайшнава за прошлые ошибки.
3. Критиковать за случайное падение.
4. Критиковать вайшнава за недостатки, которые уже исправлены.
12 распространенных видов вайшнава-апаратх:
- джанма-нирупана - судим о бхакте по происхождению;
- шарира-нарупана - судим по телу.
- бхава-нирупана - судим по состоянию бытия (возраст);
- ашрама-нирупана - судим по ашраму;
- авайвава-нирупана - судим по физическим дефектам;
- васа-нирупана - судим по тому, где живет вайшнав;
- банху-нирупана - судим по родственным связям;
- прокаша-нирупана - судим по занимаемому положению.
- прокара-нирупана - судим по служению.
- доша-нирупана - судим по недостаткам;
- виртана-нирупана - судим по грязной работе;
- аласйа-нирупана - судим по нечистым привычкам.
Последствия:
· Разрушается преданность Господу и вкус к ПС, заменяя его вкусом к материалистичному образу жизни.
· Верховный Господь полностью лишает оскорбителя Своей защиты и покровительства. Бхакти-деви избегает контакта с таким оскорбителем в течение многих рождений.
· Жизнь человека превращается в ад. Он лишается всего благочестия,
знания, отречения и сильно страдает рождение за рождением.
· Если это не очень серьезное оскорбление, то преданный опускается в своем
развитии на несколько ступеней.
Исправления:
Оскорбив преданного, мы должны молить его о прощении. Нужно служить этому
преданному. А если потребуется, то и отдать все свое имущество в его распоряжение. А если
этот преданный не прощает Вас даже через продолжительное время, то следует найти
постоянное прибежище у Святого Имени.
Другим, кто совершает оскорбления, мы можем: дать совет, показать собственный пример, предложить обратиться к более старшим вайшнавам, оставить попытки исправления и положиться на милость Кришны, ограничить общение и др.
47. Перечислить 10 из 26 качеств вайшнава и 3 озарактеризовать. Какие качества вы хотите развить в себе?
Давая наставления Санатане Госвами, Господь Чайтанья перечислил двадцать шесть качеств вайшнава (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.78-80):
Крипалу, акрита-дроха, сатья-сара, сама
Нидоша, ваданйа, мриду, шучи, акинчана
Сарвопакарака, шанта, кришнаика-шарана
Акама, аниха, стхира, виджита-шад-гуна
Мита-бхук, апраматта, манада, амани
гамбхира, каруна, майтра, каави дакша, мауни
«Преданные всегда милосердны, смиренны, правдивы, равно расположены ко всем, безупречны, великодушны, кротки и чисты. Им безразлично материальное, и они трудятся ради общего блага. Они умиротворены, полностью принадлежат Кришне и беспристрастны. Они безразличны к материальным приобретениям и стойки в преданном служении. Они полностью контролируют шесть дурных качеств: вожделение, гнев, жадность и т.д. Они едят лишь столько, сколько необходимо, и ничем не опьяняют себя. Преданные почтительны, серьезны, сострадательны и не имеют чувства ложной гордости. Они дружелюбны, поэтичны, искусны и молчаливы».
Преданный сострадателен (каруна). Сострадание заключается в проповеди, а движущей силой является чистота. Проповедь зиждется на искренности и чистоте сердец преданных Господа.
Преданный дружелюбен (майтра). Преданный - друг каждого, так как он ведет всех преданных к Кришне. Кришна - лучший друг всех живых существ.
Преданный искусен во всем (дакша). Умение предаваться Кришне и делать все необходимое для служения Ему - признак опытного преданного.
48. Описать жизнь святого вайшнава и его вклад в движение санкиртаны. В чем вы хотите следовать ему?
Тхакур Бхактивинод появился на свет в богатой семье (он родился 2 сентября 1838 года, и его назвали при рождении Кедаранатхой Даттой), но тем не менее ранние года его жизни были полны трудностей. Он провел детство в доме своего деда по матери в Бирнагаре (Улаграш), откуда в тринадцать лет, после смерти отца, переехал в Калькутту, где завершил свое образование. Вскоре после того, как он закончил университет, ему сообщили, что его дед по отцу лежит при смерти. Дед, Раджаваллабха Датта, был известной в Калькутте личностью. Последние свои дни он жил отшельником в уединенном месте в Ориссе. Он мог предсказывать будущее и знал точную дату своей смерти, так как обладал способностью вступать в контакт со сверхъестественными существами. В знаменательные часы кончины своего деда Тхакур Бхактивинод находился рядом с ним и получил от него наставления, а после ухода этой великой души посетил все основные храмы и ашрамы штата Орисса.
Дальнейшая деятельность Бхактивинода Тхакура связана с просвещением. Он ввел в Ориссе преподавание на английском языке и написал небольшую книгу, в которой рассказал обо всех ашрамах этого штата, упомянув и тот, что находился на земле, принадлежавшей его предкам. "Мне принадлежит деревенька Чхотимангалпур в округе Орисса, - писал Бхактивинод Тхакур. - В той деревне есть монастырь, который мои предки подарили вместе с участком земли святым людям. Настоятель этого монастыря перестал давать кров святым странникам в ненастные ночи. Узнав об этом, я пригрозил, что отниму землю, если еще раз услышу жалобы на его не гостеприимство".
Позже Бхактивинод Тхакур поступил на государственную службу и переехал в Бенгалию. Там в одном из городов он произнес историческую речь, посвященную философии Шримад-Бхагаватам, и эта речь привлекла внимание тысяч людей. В ней он поведал миру о сокрытых на страницах Бхагаватам сокровищах и сказал, что это произведение должен прочитать каждый человек, обладающий философским складом ума. Несколько лет спустя он переехал в город Чампаран, где в огромном баньяновом дереве обитал брахма-дайтья (разновидность приведения), которому поклонялись многие падшие люди.
Однажды к Бхактивиноде Тхакуру пришел отец девушки, славившейся своей ученостью, который собирал пожертвования, и Бхактивинод тут же усадил его читать Бхагаватам под тем самым деревом, где жило приведение. Спустя месяц, в день, когда чтение Бхагаватам было закончено, дерево с треском рухнуло на землю, и приведение навсегда покинуло те места. Все жители города, за исключением нечестивцев, поклонявшихся приведению, были благодарны Бхактивиноде за то, что он избавил их от дайтьи.
Следующим городом, куда переехал Бхактивинод, был Пури. Комиссар, в чьем ведении находился тот административный округ, очень обрадовался, узнав, что Бхактивинод будет служить в Пури, и попросил его в качестве представителя правительства следить за порядком в храме Джаганнатхи. В Джаганнатха Пури Тхакур Бхактивинод немало времени уделял литературной деятельности и обсуждению духовных произведений. Он подготовил примечания к Веданта-сутрам, изданным с комментариями Баладевы Видьябхушаны.
В 1877 году Тхакур Бхактивинод был переведен в другой город, а в 1881 году начал издавать журнал Саджджнана-тошани ("Радость чистых преданных"), который был посвящен вопросам духовной жизни и приобрел впоследствии широкую известность. Он также опубликовал Шри Кришна-самхиту, которая явила миру философию, раскрывающую духовное бытие Кришны, и открыла образованным людям глаза на их истинные отношения с Богом. Эту работу с восторгом приняли многие немецкие ученые, поскольку, вопреки мнению читающей публики, считавшей Кришну обыкновенным героем-любовником, плодом воображения поэта, Шрила Бхактивинод, основываясь на свидетельствах Вед, показал, что Кришна есть Парабрахман, Верховная Трансцендентная Личность, Абсолютное Существо.
Бхактивинод Тхакур очень хотел увидеть места, где проходили игры Господа Чайтаньи, и неоднократно просил перевести его в любой город, находящийся поблизости от Навадвипы (Майапура). Не добившись перевода, он подал официальное прошение об отставке, но ему было отказано. Вскоре, однако, к своей великой радости, он получил назначение в Кришнанагар, расположенный в тридцати пяти километрах от Навадвипы. Поселившись неподалеку от Навадвипы, Бхактивинод Тхакур стал проводить в ней все свободное время. Он сразу же начал собирать сведения о точном расположении мест, где Господь Чайтанья являл свои игры. Опросив местных жителей и сверив их показания со старыми картами, относящимися ко второй половине восемнадцатого века и содержащими название "Шри Майапур", он, наконец, обнаружил истинное место рождение Господа Чайтаньи.
Год 1895 был самым знаменательным в истории Вайшнавизма. Виновником всех событий, которыми был отмечен этот год, стал Бхактивинод Тхакур. Именно в этом году он добился официального признания места рождения Шри Чайтаньи, сообщив широкой публике, где на самом деле родился Господь, и раскрыв истинное значение места Его рождения. Тысячи гостей собрались на торжества, состоявшиеся на месте рождения Господа Чайтаньи. Тхакур Бхактивинод не хотел, чтобы его открытие было предано забвению, поэтому, как только он вышел в отставку, он начал собирать пожертвования на возведение храма, с величайшим смирением ходя от двери к двери.
Широко развернулась в то время и проповедь святого имени, о котором стало известно даже в самых отдаленных уголках земного шара. Гауранга-смарана-мангала-стотра с предисловием на английском языке, рассказывающем о жизни и учении Шри Чайтаньи, которая вышла из-под пера Бхактивиноды вскоре после открытия места рождения Господа Чайтаньи, заняла место на полках библиотек во всех учебных заведениях обоих полушарий. Так учение Шри Чайтаньи Махапрабху стало доступным философам и ученым Запада.
Чем активнее велась проповедь имен Господа Чайтаньи и Господа Кришны, тем большую радость испытывал Тхакур Бхактивинод. После того, как была опубликована Гауранга-смарана-мангала-стотра, он составил примечания к Шри Брахма-самхите и Шри Кришна-карнамрите, а также подарил миру два ценнейших бессмертных произведения - Шри Хари-нама-чинтамани и Бхаджана-рахасью. Кроме того, он отредактировал Шримад-бхагаватарка-маричи-малу, содержащую все основные шлоки Шримад-Бхагаватам, относящиеся к Вайшнавской философии, и написал к ней комментарии. В своей литературной деятельности он не знал отдыха, и из-под его пера вышло великое множество трудов по философии Вайшнавов. Бхактивинод Тхакур приступал к работе поздно вечером, завершив свои служебные дела, и до часу или до двух часов ночи сочинял песни и писал книги.
В начале двадцатого столетия Бхактивинод Тхакур решил поселиться в Пури и построил там на побережье океана дом. Многие искренние души искали его благословений и наконец обрели их, когда в 1908 году он отрекся от мира, получив от Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи посвящение Бабаджи. Несмотря на то, что Бхактивинод Тхакур вел образ жизни в отречении, к нему постоянно приходили люди всех сословий и всякого звания, и он щедро одаривал их своими духовными наставлениями и благословениями. В 1910 году он перестал принимать посетителей и с этого времени пребывал в состоянии совершенного самадхи, полного сосредоточения на вечных играх Господа. В 1914 году, в день ухода Шри Гададхары, Бхактивинод Тхакур оставил этот мир, перенесясь в полное блаженства царство Голоки.
49. Препятствия в ПС. На какие виды делятся? Как их преодолеть?
НН Текст 2: 1) атйахара – есть более, чем необходимо, или накапливать вещей более, чем требуется; 2) прайаса – прилагать чрезмерные усилия ради обретения труднодостижимых мирских вещей; 3) праджалпа – без особой на то необходимости разговаривать на мирские темы; 4) нийамаграха– следовать духовным правилам и предписаниям формально, а не ради духовного прогресса, или отвергать эти правила и предписания, действуя по своей прихоти; 5) джана-санга – общаться с людьми мирского склада ума, которых не интересует сознание Кришны и 6) лаулйам – жадно стремиться к мирским достижениям».
А также:
· Лайа – сон.
· Викшепа – склонность к беспокойству.
· Кашайа – греховные привычки.
· Раса-свада – вкус к материальным наслаждениям.
В «Сканда-пуране» сказано: «Следует идти по пути, проложенному великими преданными, поскольку на таком пути ты не встретишь ни препятствий, ни страданий». БГ (12.2-5): «Прибежище у святого имени быстро устраняет препятствия, вызванные невежеством, и пробуждает естественное изначальное счастье…». Когда человек отбрасывает гьяна, карма- и вайрагья-праясу и занимается преданным служением, препятствия, чинимые гьяной, кармой, йогой и ваирагьей, не могут столкнуть его вниз. Необходимо развивать шесть качеств, способствующих развитию бхакти (НН Текст 3).
50. Шикша вне ИСККОН. Каким требованиям должны отвечать шикша-гуру? Почему принявшим дикшу в ИСККОН не рекомендуется принимать шикшу вне ИСККОН как формально, так и официально?
Шикша — это наставления, которые ведут преданного к Кришне.
Шикша — наиважнейший элемент бхакти.
Шикша должна находиться в согласии с основополагающими принципами
преданного служения.
Преданный продолжает получать шикшу на всех стадиях преданного служения.
Шикша-гуру — это тот, кто дает шикшу, следуя вайшнавской традиции.
Шикша-гуру необходимо оказывать должное почтение.
Категории шикша-гуру: 1) шикша-гуру, который первым указывает путь преданного служения, (вартма-прадаршака-гуру); 2) Вайшнавы, дающие наставления в процессе преданного служения;
3) тот, кто дает преданному наиболее регулярные наставления (дикша-гуру); 4) тот вайшнав, к которому дикша-гуру направляет своего ученика для получения регулярных духовных наставлений. 5) люди, живые существа и неодушевленные объекты, которые косвенным образом вдохновляют преданного в его духовной жизни.
Наставления шикша-гуру могут быть:
1) случайными (например, лекция по «Шримад Бхагаватам»);
2) ограниченными (временем или назначением);
3) не подразумевающими принятия ответственности (за освобождение ученика и т.д.);
4) подразумевающими принятие ответственности (например, до уровня освобождения и выше).
Шикша-гуру является представителем дикша-гуру.
Шикша-гуру продолжает процесс дикши, объясняя наставления дикша-гуру
Квалификация Шикша-гуру (если шикша-гуру становится инициирующим духовным учителем, третий пункт)выпадает
1) забота о духовном благополучии ученика;
2) следование наставлениям ачарьи-основателя;
3) помощь дикша-гуру;
4) взаимное сотрудничество с другими шикша-гуру
Преданный может выбрать одного или более шикша-гуру из числа следующих вайшнавов:
1) от которых он получал регулярные наставления;
2) за деятельностью которых он регулярно наблюдал;
3) которые строго следуют основателю-ачарье;
4) которые были назначены ачарьей-основателем (72);
5) которые сотрудничают с другими гуру.
Верность вечным принципам гуру-таттвы является гарантией сохранения чистоты нашего Общества и должного уровня почтения по отношению к Шриле Прабхупаде. Для того, чтобы сохранить гармонию внутри ИСККОН, его члены должны принимать духовные наставления исключительно в пределах нашего Общества.