Натурфилософия эпохи возрождения
Философия эпохи Возрождения - важнейший этап в истории развития философии. Ренессанс в Европе занимает период 14-16 вв. В это время возникли философские теяения, которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его интеллектуальный, физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, которые становятся образцом для современности.
Вместе с тем происходит возрождение христианской духовности, появляются ревнители церкви, протестующие против роскоши папства.
Основными предпосылками для возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были: кризис феодализма, совершенствование орудий труда и производственных отношений, развитие ремесел и торговли, появление независимых от церкви и феодалов городов, появление парламентов, повышение уровня образованности, кризис церкви и схоластической философии, географические и научно-технические открытия.
Главной особенностью философии Ренессанса является антропоцентризм, главной темой исследований становится не Бог, а человек, его судьба, его место в мире. Возникает новая система ценностей, в которой на первое место выходят проблемы человека и природы, а затем религии с ее проблемами.
Религия отделяется от науки, политики и морали -это одна из главных черт культуры и философии эпохи Ренессанса. Начинается эпоха становления опытных наук, их роль признается как единственная дающая истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.). Основным идеологом этого течения философии был Николай Кузанский - первый выдающийся представитель понтеистической философии эпохи Возрождения. Кузанский сближает Бога с природой, приписывая природе божественные атрибуты, и прежде всего бесконечность в пространстве.
Для него Земля не является центром мира. Он высказывает идеи применительно к пониманию природы, единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе. Н.Кузанский высказал и обосновал понятия научного метода, проблему творчества. Он утверждал, что возможности человека в области познания безграничны. Его аоззрения оказали воздействие на последующие идеи фил. эпохи Возрождения.
Величайшим гением этого периода был Джордано Бруно. Он, отбросив все церковные догмы, развил гелиоцентрические идеи Коперника, открыл существование множества миров. Бруно много писал о Боге, но его Богом была Вселенная. Он отрицал Бога, диктующего законы миру. Человек для Бруно - часть природы. Его любовь к познанию и сила разума возвышают его над миром.
Огромное значение для развития философии эпохи Возрождения имели труды Галилео Галилея. Его открытия в астрономии переросли в жестокую полемику с церковью, которая отстаивала аристотелевско-птолемеевскую картину мира. Галилеи призывал изучать природу только опытным путем на основе математики и механики. Он считал, что к истине могут вести два метода: резолютивный и композитивныи. Оба эти метода образуют научную методологию, которая включает в себя эксперимент. Научная методология Галилея, опираясь на математику и механику, определила его мировоззрение как механический материализм. Бог у Галилея - это перводвигатель, сообщивший движение планетам. Дальше "механизм" в природе заработал самостоятельно и стал обладать своими собственными закономерностями, которые должны изучать науки. Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу.
Натурфилософские идеи мыслителей эпохи Возрождения оказали определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового Времени
Философия нового времени
Начало 17 в. ознаменовалось бурным развитием естествознания. Потребности мореходства определили необходимость развития астрономии кораблестроения. Военное дело стимулировало развитие математики и механики. Благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галилея возникает экспериментальное естествознание. Р.Бойль применил открытия механики в химии, В.Гарвей открыл кровообращение. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики и физиологии внесли ученые Декарт и Лейбниц.
Наука из служанки богословия превращается в производительную силу. Возникает необходимость философского осмысления новых научных фактов, разработки обшей методологии познания.
Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая из опытного естествознания. В процессе решения этих проблем в философии образовались два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.
Сенсуализм возник и распространился в передовых странах Европы, сначала в Англии в 1-й пол. 18 в. а затем во Франции во 2-й пол. 18 в.
Эта теория являлась философским обоснованием естественнонаучного и социального познания.
Основной тезис эмпиризма гласит: " В разуме нет ничего такого, чего бы ни было в чувствах, "чувства и опыт - источник знания, разум - лишь систематизатор чувственных данных».
Сенсуализм - философское гносеологическое учение, в котором главная роль в процессе познания отводится активной деятельности чувств человека (назв. сенсус - чувство.)
Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф.Бэкон, им был выведен индуктивный метод, в основе которого были наблюдения, анализ, сравнение и эксперимент. Он признавал существование вещей объективным, не зависящим от психических способностей человека. Бэкон выводил ощущения из действия вещей на наши органы чувств. Недостатком гносеологических теорий было узкое, ограниченное представление о субъекте познания, оторванность теории от проблем общества и истории.
В отличие от эмпиризма, рационализм главным источником знания считает мысли и понятия. Мир сам по себе разумен, следовательно, познаваем средствами разума (иррационализм считает мир непознаваемым, неразумным). Рационализм противоположен сенсуализму. Истинное невозможно познать чувствами, они слишком слабо развиты по сравнению могуществом разума.
Основоположник рационализма, великий философ и математик Р.Декарт (1596-1650) считал врожденными основные идеи и свойства человеческого ума. Критерий истины он усматривал в ясности и отчетливости нашего мышления. Для постижения истины необходим определенный метод познания, его нужно разделить на столько частей, на сколько возможно, для лучшего преодоления. Сложное объясняйте простым - учил Декарт. Исследователь должен подвергать сомнению все знания прошлого. Сомнения по Декарту - это не путь к отрицанию познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания. Пользуясь своим методом, он заложил основы аналитической геометрии, объяснил образование и движение небесных тел, понятие переменной величины, открыл рефлекс.
Активно развивал идеи Декарта Г.В.Лейбниц -изобретатель дифференциального и интегрального исчисления. Он подверг сомнению значимость опыта - т.к. опыт всегда относителен и условен, он не может дать знания всеобщего.
Б.Спиноза (1632-1677), продолжая развивать учение Декарта, создал сложную систему познавательных способностей человека, основой которой является интуитивное знание. В своем главном труде - "Этика" - он стремится к последовательному обоснованию рационализма в познании. Спиноза выдвигает монистическую фил протяженной и мыслящей субстанции, подразумевая под ней Бога, отождествленного с природой.