Адарсала –идеалы. Смотри также асала 2 страница
Агниастра –копье Агни, оружие Божества, которое Вишвамитра вручил Раме,признавая в Нем Аватара, воплощение Бога
Агни Вайшванара –«принадлежащий всем; всенародный», биологический огонь, отвечающий за метаболизм, огонь пищеварения
Агни дипана –вещество, усиливающее элемент агни в теле – согласно учению Аюрведы
Агникарья –название огненного ритуала
Агни Павака –«Очищающий огонь»; психический огонь (сознания)
Агни Шакти –«Сила огня»
Агнихи –истинная суть, стоящая за пределами непосредственного восприятия. «Описывая аспекты Агни (огня), наши Шрути провозглашают: «Брахман Агнихи» – то есть отождествляют Агни с Брахманом» Сатья Саи Баба
Агнихотра –огненный ритуал; ведическоежертвоприношение, предлагаемое Агни, Богу огня. Сопровождается возлиянием гхи, чистого топленого сливочного масла (или в смеси с 36 травами и сахаром-сырцом) в жертвенный огонь. Совершается ранним утром и вечером браминами, ответственными за ритуал. Огонь добывается трением определенных пород дерева. Огню жертвуются также другие подношения: злаки (необработанные зерна риса и пшеницы), цветы, благовония, паста сандалового дерева и куркумы. Смотри также: брамин
Агочара –Непостижимый, Таинственный, – имя-эпитет Бога
агрихи –то, что видится и воспринимается непосредственно органами чувств
агхора –опыт, ведущий к радости, счастью, благополучию
адамбара бхакти – показная, не истинная преданность
адарсала –идеалы. Смотри также асала
адбхутах –удивительный
Адвайта (Адвайта Веданта) – «недвойственность» недуализм; индийская философская система монизма, Адвайта-веданты, согласно которой существует (и реальна) только одна Высшая Реальность – Брахман. Атман и Брахман едины, а все остальное, включая мир, нереально и представляет собой иллюзию, майю. Наиболее выдающимся представителем школы Адвайта Веданта был Шри Шанкарачарья. «Для вас не должно быть ни отдыха, ни покоя души, ни удовлетворенности до тех пор, пока вы не достигнете окончательной стадии – адвайты, то есть полного слияния с Богом и осознания единства с Ним. В настоящее время вы стремитесь получить лишь отдых для тела и немного покоя для души. Но этого недостаточно. Вы должны достичь постоянного покоя Атмы. Когда вы станете едины с ней, вы станете самим покоем (Шанти). Атма – это само воплощение Вечного Мира. Дживатма, индивидуальное, должно стать единым с Параматмой, Вселенским; тогда долгий путь, наконец, будет завершен и придет осознание Вечного Блаженства» Сатья Саи Баба
Адвайтавада –доктрина Адвайты (единства с Брахманом, – единственной Реальностью)
адвайтавадин –тот, кто исповедует Адвайту
адвайта-джнани –тот, кто следует по пути знания Адвайты, недвойственности
адвайтин –последователь недвоственности, ведантический монист
адвайтопасана –духовная практика осознания единства. «Тело коровы содержит в себе молоко. Молоко содержит в себе гхи. Но гхи не может быть силой само по себе. Молоко подлежит обработке, в него добавляются дрожжи, сбивается масло, а затем подвергается очистке для получения гхи, которое предлагается человеку, а он, вкушая, обретает силу. Так и Бог, хотя вездесущ и всепроникающ, должен быть раскрыт и познан для осознания Блаженства, обретения Знания. Бог присутствует, но не очевиден всем, подобно маслу в горчице, маслу в йогурте, воде в земле, огню в дереве. Бог – это человеческое тело и человеческий ум. Человек не будет ощущать «раздвоенности» или «различия». Осознание единства – это «освобождение», раздвигающее границы» Сатья Саи Баба
адвайя –свободный от двойственности
Адвешта Сарва Бхутанам –«Освобождение для всех живых существ от плохих чувств» – «Не проявляй ненависти (неприязни) ни к какому существу (изречение Бхагавад Гиты). «Самая глубинная оболочка – анандамайя коша (оболочка блаженства). Чтобы обрести способность испытать это блаженство, вам нужно на практике осуществлять все то, что вы знаете теоретически, и делать то, что вам полагается делать. Также вам необходимо осознать принцип саматвы (равного отношения ко всем) и экатвы (единства), основанного на ощущении Божественного во всем (дайватвы). Это приведет вас к состоянию, когда вы не будете ни к кому испытывать неприязни (Адвешта сарва бхутанам)» Сатья Саи Баба
Адвития-Недвойственный, – эпитет Абсолюта
адепт –последователь определенных духовных учений (идей) и обладатель эзотерических знаний о материи и Духе, о законах тонких миров
адеш, адеша –голос (внутренний), побуждение, указание
Аджа –«Нерожденный», «Несотворенный», эпитет предвечного Бога, «семя»,. Также имя одного из потомков Рагху, царя Айодхьи – деда Аватара Рамы, отца Дашаратхи, сына Вишвамитры
Аджаташатру –«Тот, чей (достойный) соперник еще не родился», имя-эпитет Юдхиштхиры, старшего из Пандавов; герой эпоса Махабхарата
аджах –нерождающиеся. «Риши, визуализировавшие мантры, не были связаны последствиями цепей кармы (деятельности); они растворяются в Брахмане и появляются из Брахмана, когда цикл творения начинается снова. Поэтому они были провозглашены как аджах (нерождающиеся). Веда называет их этим именем». «Риши, будучи «нерождающимися» и поэтому наделенные Брахманом правом передавать Истину, сформулировали в соответствии с видением, ими заслуженным, яджны или жертвенные обряды, предназначенные для содействия миру и благополучию во всем мире. Веды признают в качестве риши только тех, кто хранит в своем сердце как сокровище понимание мантр, высшей Истины, смысла и значения Брахмана (космической Сущности) и Дхармы (законов социальной гармонии и индивидуальных прав и обязанностей). Ритуальные жертвоприношения, принятые и разрешенные такими риши, называются яджнами» Сатья Саи Баба
аджна, аджня –«авторитет, руководство, неограниченная власть»; «мудрость» (господство, власть, контроль, волевое намерение); «Глаз Брамы», «третий глаз» (Смотри аджня-чакра)
аджнана (аджняна) –незнание, неведение (о собственной Истинной Природе), духовное невежество. «Из комбинации виджняны и праджняны возникает суджняна (высшее знание). Суджняна – отличительный признак настоящего человека. Аджняна – признак невежества. Ганапати – господин виджняны и праджняны (земного знания и духовной мудрости). Следовательно, когда преданный молится Ганеше, он просит даровать ему виджняну, праджняну и суджняну». «Чтобы избавиться от аджняны, болезни невежества, нужно совершать карму, действия, направленные на обретение добродетели (Дхармы). Масло, заливаемое в лампу, извлечено из деяний прошлых «жизней». Чем сильнее пламя, чем ярче свет, тем быстрее расходуется масло. Настойчиво совершайте карму, избавляйтесь от последствий прошлого и будьте свободны от тяжести, висящей на вашей шее. Таким образом, в отработке кармы заключено больше радости, чем в тех плодах, которые могут принести сами усилия. Часто само паломничество вдохновляет больше, чем храм, в который стремился паломник». «Принеси в жертву аджняну и ахамкару на алтарь джняны и установи там Дхарму», – это послание Вед. Каждое отдельно взятое бескорыстное действие, которое подготавливает почву для слияния души со Сверхдушой, которое расширяет наше видение, помогая нам постичь лежащего в основе всего сущего Брахмана, является дхармическим действием. Каждое такое действие – это крошечный ручеек, питающий реку святости, стремительно текущую к морю брахмаджняны. Ваши действия и деятельность – это все ритуалы поклонения Параматме, которая пронизывает Вселенную. Все, что делается с отношением преданности и отреченности, является компонентом Дхармы, которая ведет к реализации. Стратегия образа жизниБхараты(Индии и всего мира) направлена на освящение каждого момента и каждого слова, мысли и поступка, как шага по направлению к реализации». «Ум ответственен за нашу способность обрести праджняну, чистое сознание, даже если мы находимся в состоянии аджняны, или невежества. Если наш ум будет просветлен, то для тьмы аджняны не останется места. Обратив наш буддхи к Атме, мы сможем рассеять темноту нашего ума. Ум – господин над чувствами, а разум, или буддхи, – владыка ума. Атма – господин разума». «Тела приходят и уходят, Атман же пребывает вовеки. Упанишадыв связи с этим выдвинули три постулата. Первый: «Если это приходит, оно никогда не уходит». «Это» – мудрость, или джняна, которая, если придет, никогда не уйдет. Второй: «Если это уходит, оно никогда не приходит». «Это» – аджняна, или незнание, которое никогда не вернется, если оно ушло. Третий: «Это никогда не приходит и не уходит». И «Это» – Атман. Многие люди задают нелепые вопросы: «Что происходит с Атманом, когда тело умирает? Куда он уходит? Когда Атман снова входит в тело?»Как электрический ток никогда не приходит и не уходит, точно так же и «Я» никогда не приходит и не уходит. Поскольку «Я» проникает повсюду, то вопрос о том, входит ли оно в определенную форму или место, вообще не поднимается» Сатья Саи Баба
аджнани – невежда; тот, кто не знает о единстве с высшим «Я»
аджняна самоха – невежество. «Говорят, Гита спасает человека от заблуждений, причиной которых является невежество (аджняна самоха). По крайней мере, Арджуну Гита спасла. Тогда как на других, например, на Санджаю и Дхритараштру, которые также слушали ее, Гита не оказала никакого воздействия, ибо они несли на себе клеймо неведения (аджняны). Дхритараштра во время звучания Гиты больше всего беспокоился о том, что сражение все никак не начинается и враги его сыновей не уничтожены. Вот он и не извлек для себя никакой пользы. Читают Гиту многие, но пользу извлекают из этого лишь единицы. Для успеха необходимо обладать непривязанностью (вайрагьей) и однонаправленностью (экагратхой) в той же степени, в какой ими владел Арджуна. Здесь очень важны чистота сердца (нирмала хридья) и стойкость ума (нисчала бхава). Первоначальное смущение (саммоха) Арджуны было вызвано ощущением «я» и «мое». Его внезапно посетило чувство, что он является не кем иным, как убийцей, и ему придется за это отвечать, а убивать ему предстоит своих учителей и родственников. Такое ощущение «моего» (мамакара) должно уйти, «я» должно быть перечеркнуто, а все слова, дела и мысли посвящены Господу» Сатья Саи Баба
аджня-чакра –«Третий глаз», «Глаз Брамы», «Глаз Шивы», Гьяна-чакшу (Глаз мудрости), трикути или тривени (место слияния трех рек), бхрумадхья (центр между, над бровями), гуру-чакра; двухлепестковый лотос-чакра. Один из центров Высшего Сознания человека, от которого зависит гармоничное развитие организма, пропорциональность его частей, управление умом, волей, видением ментальных образов, восприятие высшей Реальности и духовной истины. Посредством этой чакры ученик в состоянии медитации получает указания и наставления своего гуру. Этот центр является местом, откуда исходят указания Божественного, высшего «Я», то есть дает яснослышание и ясновидение – сознательное видение явлений в своем теле и вне тела, видение сквозь препятствия, событий прошлого и будущего, вне времени и пространства, восприятие музыки сфер и голоса неба и земли и т.д. Биджа-мантра – АУМ. Биджа-звуки на лепестках: ХАМ, КШАМ. Таттва (элемент) – Маха-таттва, в котором все элементы представлены в своей разреженной, очищенной сущности (танматра). Согласно философии санкхьи, Махат, или Маха-таттва, состоит из трех гун (саттвы, раджаса, тамаса) и включает в себя манас, буддхи, ахамкару и читту (ум, интеллект, осознание себя как индивидуальности и Сознание). Маха-таттва порождает пять махабхут (пять грубых элементов: акашу, вайю, агни, джала, притхви). Каждый последующий элемент происходит из предыдущего. Лока аджня-чакры (план существования): тапас-лока, –план самоотдачи, аскетизма, воздержания или покаяния (тапасья). Сильное и неугасимое стремление к духовному совершенствованию является единственным путем, ведущим к раскрытию центра. Какие-либо механические приемы, искусственное форсирование открытия данного или любого из центров считается недопустимым и ведет к общей интеллектуальной, психической и физической деградации
Ади –Начало; Извечный, – имя-эпитет Бога
Ади Бхута –Первое существо, также – первый элемент, содержащий все элементы; одно из имен Вишну
Адибхутам – сознание дживы, индивидуальной души
Ади Грантх, Гуру Грантх Сахиб –буквально «Изначальная книга» – священная книга сикхов, излагающая учение гуру Нанака
Адидева –«Изначальный Бог» – одно из имен Вишну
адикара – право на знание Изначального
Ади-мурти –Изначальная сила
Ади Парашакти – Первоначальная универсальная энергия
Адитайи –беспредельные существа
Адити –«Безграничная», «Беспредельная», «Несвязанная», Богиня неба и Матерь Богов. В Ведах Адити предстает как Матерь-Богиня, ее земным эквивалентом является беспредельное пространство; олицетворяет космический закон, устанавливающий порядок и справедливость во Вселенной и в ритуале. Адити – дочь Дакши (третья) и, следовательно, сестра Дити и Дану – родоначальниц асур. Жена царя-мудреца Кашьяпы, внука Брахмы, одного из семи великих риши, мать великих Богов – Адитьев: Индры, Вишну, Варуны, Сурьи, Митры. Также – название Мулапракрити у ведантистов
Адитьи – сыновья Адити – «Бесконечной» и Кашьяпы. Адитьи– солнечные Боги, ведическиеБожества (обычно 12), отождествляемые с двенадцатью месяцами или знаками зодиака. Иногда Адитьяминазывают всех Богов. Приводятся различные списки их имен, но самыми значительными среди Адитий являются Сурья-Вивасват, Митра, Арьяман, Бхага, Варуна, Амшу, Индра и Дакша. По ведическимпреданиямпервоначально они были числом восемь, позже их насчитывали двенадцать. Также – просветленное состояние сознания. «Место, где изначально пребывает Адитья (Солнце, Савитар), – это Бхарата, изначальное место Рудры – Гаури, изначальное место Васу – Ида. Васу, Рудра и Адитья представляют собой исходную форму ведавани (слов Вед). Что касается Адитьи, то слово Бхарата – «Радующийся свету» является его полным эквивалентом. Слово Бхарата – синоним слова Адитья, поэтому следует уяснить, что это слово относится не только к какой-то одной стране, но ко всему миру. Полагать, что слово Бхарата, обогащающее и украшающее аспект Адитьи, имеет ограниченный смысл, – значит неправильно его понимать. Это святые ведические слова. Невозможно выразить их в полной мере, пользуясь словами не ведического происхождения» Сатья Саи Баба
Адитья –сын Адити, одно изимен Бога Солнца; Солнце
Адитья-варнам –Лучезарный как солнце, – эпитет Бога
Адитья-хридайя –«сердце солнца», – мантра
Адишакти, Ади-шакти –Изначальная сила, имеет пять разновидностей, связанных с функциями: творения, сохранения, разрушения, сокрытия (майя-шакти) и Божественной милости (ануграха). Последняя есть сила, дающая Мокшу, или конечное Освобождение, сила, посредством которой устраняется даже сама майя-шакти. Первые три разновидности представляют единую силу Бога (Ишвары), которая организует и контролирует всю Вселенную и проявлением которой являются многочисленные законы природы. Бог, Тот, кто держит под контролем эту силу, организующую и приводящую в движение все, творит посредством Своей санкальпы, Божественной воли. «Мужчины, предоставив женщине почетное место, должны вести достойную жизнь. Прототип женщины описан как Ади-шакти, – первичный, изначальный источник всей энергии. Она обладает всем арсеналом сил и ее приветствуют как Мать детей бессмертия (Амритасьяпутра)» Сатья Саи Баба
Адишеша –«Великий Змей». «Мы все слышали о Боге, спящем на поверхности Кширасагары, или «Океана молока». Наша антахкарана, или внутреннее тонкое тело, – это и есть Кширасагара. А то, что возникает и остается на поверхности после дхьяны, то есть медитации, шеша, или остаток, – это Адишеша, или Великий Змей. Между этими двумя началами находится Сознание, или Сам Бог Вишну. А почитающий или почитатель Бога – это Богиня Лакшми» Сатья Саи Баба
Адха – вечное; вечность
Адхара –основа, основание, опора, – эпитет Бога; твердость, стабильность; сосуд; русло реки; то, в чем что-то содержится. «Внутренняя реальность является Адхарой, а внешние имена и формы – лишь адхеей. Нет смысла в том, чтобы знать адхею, не понимая, что такое Адхара. Даже на физические дела мы должны смотреть с духовной точки зрения. Поэтому в первую очередь развивайте веру в Бога. Имея твердую веру в Бога, вы сможете достичь всего. Выполняйте свои обязанности, предав себя Богу. В этом состоит суть истинного образования. Образование не означает обретения книжного знания. Истинное образование превосходит книжное знание» Сатья Саи Баба
Адхарван Веда, Атхарва Веда – смотри: Атхарваведа
адхарма – «не-дхарма» – неправедность; все, что противоречит Дхарме: беззаконие, нарушение должного, нарушение долга, несправедливость, неправда, бесчинство, безбожие, зло; отклонение от закона Дхармы. «Прогресс нации, общества и семьи зависит от правильного образования женщин. Страна может быть возвышена до своего первоначального величия только через женщин, достигших совершенства в Атмавидье, науке осознания Реальности. Если страна хочет достичь постоянного процветания и мира, необходимо обучать женщин в системе образования, которая будет делать упор на моральное поведение, моральные качества. Причиной современного падения моральных стандартов и отсутствия мира в обществе является пренебрежение этим аспектом образования женщин. Земля и небо остались те же самые, изменился идеал образования – от Дхармы к адхарме». «Нация может быть построена только на культуре женщин. Приходящее поколение формируется сегодняшними матерями. Это поколение полно адхармы (неправедности) и несправедливости, потому что матери, которые воспитывали его, не были достаточно разумными и бдительными. Ну, что случилось, то случилось. Чтобы спасти, по крайней мере, следующее поколение, женщины должны быть вовремя предупреждены: им следует рекомендовать принять идеалы древности в качестве модели» Сатья Саи Баба
адхея, адхейя –то, что поддерживается (основой – Адхара); то, что нуждается в опоре; то, что нестабильно и постоянно меняется. «Атма – это адхра (основа), а тело – адхея (то, что поддерживается). Считайте Атму основой жизни, и вам не придется заботиться ни о чем. Каждый человек может обрести видение Атмы» Сатья Саи Баба
адхибхоутика – страдания, боль, беспокойства, причиненные другими существами
адхибхута –все, что имеет имя и форму; область деятельности, орган
адхибхутика –физические возможности, проявившиеся в результате тапаса
Адхидевата –Божественное, нематериальное в бытии
адхидевика – Божественные свойства, проявляющиеся при тапасе
адхидейвика – страдания, болезни, боль, беспокойства вследствие стихийных природных явлений, таких, как буря, наводнение, землетрясение, влияние планет и др.
адхидейям –принадлежащий Богу
адхикара –способность, право выбора того или иного пути, непосредственно заложенная в природе человека; также: честь быть удостоенным тайного знания
Адхокшаджа –«Рожденный под осью мира», эпитет Вишну
Адхра –основа
адхьяадмика –болезни и беспокойства тела и ума
адхьйатма –духовная практика
Адхйатман –Высший Атман, Верховная Душа; Внутренний Атман, или индивидуальная душа, джива; предлог адхи-означает как «над», так и «внутри»
адхьйатмика, адхьятмика –духовность, духовная жизнь; то, чтоотносится к аспекту дживы, индивидуальной души; духовные силы, раскрывающиеся при тапасе
адхьятмикам –духовность.«Что такое адхьятмикам (духовность)? Настоящую духовность образует очищение от животных качеств и подъём до уровня Божественности. Адхьятмика относится к Адхи (вечному) и Атме. Следовательно, настоящая адхьятмикам – это то, что относится к вечной Атме. Осознание, что Я и вы – одно, является настоящей духовностью» Сатья Саи Баба
адхьятмический –духовный
адхьяна –«применение знаний на практике», вид индивидуальной садханы (духовной практики), ведущей к обретению мудрости
адхьяса –видение человеком реально не существующих вещей. «Коротко говоря, то, что кажется космосом, состоящим из пяти элементов, – всего лишь сверх присутствие Бога, нереального личного Я и пяти элементов. Видимый внутри и снаружи Бог предстает как природа. Это всего лишь искаженный набросок Реальности и ее постоянно меняющейся множественности. Ошибка заключается в отражающем зеркале, в уме, в делающем заключение мозгу. То, что зеркало выдает за истину, не имеет под собой основания. Зеркало покрыто пылью, его стекло далеко не чисто. У Бога нет майи. Он не хочет обмана и не нуждается в обмане, Он не желает его распространения. Но человек в своем невежестве видит вещи, которые не существуют, и верит в их существование только потому, что видит их. Такая человеческая слабость называется адхьяса» Сатья Саи Баба
адхьята – духовный прогресс
Адхьятмические Шастры – Шастры, священные писания, содержащие учение о Высшем Духе, Мировой Душе
адхьяяна –дисциплина
адья –жертва в ведическом ритуале
адьяте –пища; все, что считается съедобным
аикьям –взаиморастворение. «Дитя, рыдающее при рождении, должно покинуть этот мир смеясь, поняв под конец жизни истинную ее ценность. Любовь (Према) является семенем, преданность (бхакти) – побегом, вера – питательной почвой, достойное общество (сатсанг) – дождем, самоотдача (атмаарпана) – цветком, а взаиморастворение (аикьям) – плодом. Осознавший это выходит из круга и обретает свободу» Сатья Саи Баба
Аисварья –смотри Айшварья
айога –«несочетаемый», «неприкасаемый»; сын, рожденный от матери-вайшьи и отца шудры
Айодхья –«Непобедимая»; древнее название города в Индии, столицы царства Кошала (современный Аудх (Ауд), в котором родился, жил и правил Аватар Рама и о чем повествует эпос Рамаяна. Айодхья – символ ума, неподвластного поражению, когда Рама становится его правителем. Смотри также Сурья-вамса
Айо папам (телугу) –«какая жалость», – эту фразу часто повторяет Сатья Саи Баба, когда смотрит карму некоторых людей, а раньше такую же фразу можно было услышать отШирди Саи Бабы
Айравата –сын Ираваты; «Рожденный из молочного океана», белый слон, появившийся при пахтании молочного океана, и на котором ездит Индра. Хранитель Востока; повелитель слонов
Айшварья, Аисварья – Всемогущество, Всеведение, Вездесущность. Процветание, Безграничное богатство, – это не только материальное богатство, но и любой вид богатства, включая здоровье, знание, умственные способности и добродетели, – одна из семи характеристик Бхагавана, Обладателя всех благ. «Мы говорим о Боге как о Ашта-айшварье (включающем восемь аспектов благополучия), но на самом деле именно человек есть воплощение «Ашта-айшварьи». Бог – без атрибутов, без времени, он чист и вечен. Все эти признаки человек приписывает Богу в силу своего невежества» Сатья Саи Баба
Айям –То, что создало само себя и имеет свой свет, – эпитет Бога
акара –форма
акарма –один из трех типов действий. «Акарма связана с плодами действий предыдущих жизней». «Воздействие прошлых действий может быть смягчено, если вы заслужите милость Господа». «Подобно тому, как совершенные поступки и текущая деятельность соотносится с кармой, несовершенные поступки и не проводимая деятельность – это также карма! Видя человека, молча сидящего и ничего не делающего, мы делаем вывод о том, что он свободен от какой-либо деятельности. Но как же его можно считать выполняющим карму? Что значат высказывания: «Он не делает никакой работы», «Он не занят никакой деятельностью»? Эти фразы означают только то, что человек «воздерживается от участия в какой-либо работе или деятельности». Следовательно, надо считать, что человек иногда совершает работу, а иногда занят не совершением работы, то есть вовлечен в карму и в акарму. Если он не вовлечен в кармическую деятельность непосредственно, он вовлекается в нее по своему долгу; если он не собирает плоды своих поступков, он практикует акарму – даже в самой карме. Это высшая садхана» Сатья Саи Баба
акартха – невыраженный путь развития. «Мост, построенный мудрецами и искателями Истины в Индии, известен как Санатана Дхарма. Он называется так, потому что он вечен и покоится на вечной основе Вед и может использоваться всеми во всех странах во все времена. Вот почему его называют ведическим мостом и ведическим путем, арийским путем. Все люди приглашены следовать этому пути. Другой же путь считается «акартха», или невыраженным. Потому что считается, что Веды или Сам Господь был выразителем» Сатья Саи Баба
акаша; Акаша –«эфир», «пространство», небо и Божество неба; наиболее тонкий элемент из пяти бхута, материальных первостихий, всегда строго отличен от пространства (как места и ориентации). Имеет одну характеристику – звук. «Человеческое тело – результат соединения этих пяти элементов (акаша, вайю, агни, джала, притхви). Каждый последующий элемент происходит из предыдущего». «Вопрос: Первый элемент – акаша; каковы те пять, которыми он стал? Саи: Джнатха, манас, буддхи, аханкара, панчака, то есть: субъект познания, ум, интеллект, осознание себя как индивидуальности. Вопрос: Каким образом они проявляются в теле? Саи: Они проявляются как «внутренние чувства». «Существует пять фаз или проявлений инертности. Первая называется гхатаакаша, и ее можно сравнить с небом, заключенным внутри кувшина; вторая – это джалаакаша, или небо, отраженное в воде; третья – дахараакаша, или небо, отраженное в сердце. Четвертая фаза – это чидаакаша, и пятая – махадаакаша, или само необъятное небо. Итак, если мы рассмотрим все пять разновидностей акаши, то поймем, что все они обладают свойством инертности или все они – джада». «Наша «акаша» должна быть полностью очищена от всех устремлений и инстинктов, то есть от всех санкальп и викальп» Сатья Саи Баба
Акбар –великий могольский император (1555–1606), прославившийся своей мудростью и религиозной терпимостью; во время его правления все религиозные преследования были упразднены, индуистам были предоставлены высокие посты в государстве и были разрешены браки между людьми разных вероисповеданий
Акрура –дядя Шри Кришны, герой эпоса Шримад Бхагаватам или Бхагавата Пураны
акханда –продолжительный, непрерывный
акханда джьоти - первичный джьоти, источник истинного света. «Если мы используем джьоти, или свет, не будет иметь никакого значения, сколько людей подойдут и зажгут свои светильники от него – джьоти ничуть не уменьшится и ничего не утратит. Этот первичный джьоти, этот источник истинного света, носит название акханда джьоти. Тех, кто приходит и зажигает от него свои светильники, называют дживан джьоти. Сколько бы ни было дживан джьоти, все они пользуются одним – единственным источником света – акханда джьоти. Приняв этот свет в свое сердце, поместив его в сердце каждой индивидуальной живой души, мы получим результат медитации: единичный дживан джьоти сольется с Акханда Джьоти, и откроет нам сущность Адвайты, или Единого, который охватывает весь мир и всю Вселенную» Сатья Саи Баба