Проблема сознания в философии.
Сознание – высшая форма отражения действительности; свойственная только людям как социальным существам, и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности в ходе практической деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в регулировании и самоконтроле поведения человека.
Сознание – это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать действительность в системе идеальных образов (чувственных или логических).
Наиболее распространенными концепциями сознания являются :
Функциональная, экзистенциально-феноменологическая и психоаналитическая.
Наиболее распространенной моделью в мире науки является Функциональная модель сознания, которая опирается на данные науки.
Современная наука указывает на 3 важных фактора, условия существования сознания:
1.Сознание – вторично, как продукт эволюции, развития материального бытия. Оно возникает лишь на уровне высокоорганизованной материи и является функцией социально организованных систем. Сознание – продукт общественного развития, т.е. оно возникает и существует только в обществе (эффект Маугли).
2.Сознание детерминировано деятельностью такой высокоорганизованной материи как человеческий мозг. Данные в психологии, физиологии и других науках доказывают, что сознание – функция нормально функционирующего мозга.
3.Мозг - не сам из себя порождает сознание. Мозг – это орган, на основе рефлекторной деятельности которого человек обладает сознанием. Для функционирования сознания на основе мозга необходимо взаимодействие человека с предметным миром, другими людьми в процессе деятельности, а также включенность в языковую среду.
Согласно функциональной концепции, сознание – это форма отражения мира в мозгу человека.
Хотя сознание и возникает на основе такой высокоорганизованной материальной системы как человеческий мозг, однако имеет свой специфический способ бытия, т.е. свой специфический способ существования. Одной их существенных характеристик сознания является его идеальность (идеальное – это не эталон или идеал, идеальное – как то, что противостоит материальному).
Идеальность сознания проявляется в следующих признаках:
1. Составляющие сознание образы не обладают свойствами отражаемых в них предметов (т.е. они лишены например, массы, запаха; образы сознания невещественны и не имеют пространственных измерений).
2. Идеальность проявляется в субъективных образах сознания. Они не могут быть выделены из деятельности субъекта и представлены вне ее (мысль нельзя собрать в пробирку, нигде нельзя встретить свои эмоции, нельзя увидеть образы, мысли при операции, а только мозговое вещество).
3. Образы сознания предметны по своему содержанию (это означает, что в образах не представлены те биологические и химические процессы, при помощи которых они возникают).
Идеальность сознания – есть ни что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, ценностей.
Идеальное есть ни что иное, как материальное «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное, как известно, производит мозг, а вернее человек при помощи мозга, притом человек как элемент той или иной природной и социальной среды, представитель той или иной культуры.
Генезис сознания
Сознание существовало не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материальных образований, в результате усложнения их форм, как свойство высокоорганизованных материальных систем.
Современная наука утверждает, что живая природа не вся обладает сознанием, но уже в фундаменте неживой природы есть свойство родственное сознанию - это отражение. Отражение есть у всей природы, и развитие именно этого свойства приводит к возникновению сознания.
Отражением обладают все материальные образования. Оно является моментом, стороной любого взаимодействия (например, свет отражается от зеркальной поверхности, упругий шар отскакивает от упругого твердого тела или останавливается, сталкиваясь с мягкой поверхностью, окрашивание лакмусовой бумажки, царапины и т.д.).
Все эти изменения одного явления под воздействием другого представляют собой в широком смысле слова отражение.
Определение: Отражение – это свойство любых материальных систем, их способность запечатлевать, воспроизводить и использовать в своих собственных изменениях определенные особенности других объектов или систем в процессе или результате взаимодействия с ними.
Это означает, что отражение – есть обязательная сторона любого взаимодействия.
Определенный тип взаимодействия порождает определенный тип отражения, которое зависит от уровня организации материальных систем. Поэтому, отражение – качественно различно на различных уровнях организации материи.
Отражение специфически проявляется на различных уровнях организации материи: неживой природы, органической жизни и на социальном уровне.
Сознание – это 1) способность осмысливать, понимать, 2) это способность зафиксировать и осознать психические образы, возникающие в собственном сознании, 3) способность остановить, зафиксировать, разглядеть этот образ.
Что значит осознать? Осознать – это не просто зеркально отразить предметы или явления мира, но и «пропустить» их образ через 1) усвоенную систему знания, 2) ценностей, 3) норм, 4) накопленный опыт и т.д. А где формируются эти системы? В обществе.
Вот почему сознание – это форма социального отражения и его формирование возможно только в социальном окружении.
Отличие сознания человека от психики животных:
1. Наличие целеполагания.
Человек занимает творческую позицию, он приспосабливает среду к себе. Целеполагание начинается с мыслительного процесса относительно того, что должно быть сделано.
2.Наличие развитых форм языка.
Сознание человека – это особая знаково-символическая реальность. С ее помощью осуществляется ориентация не только в мире природных воздействий, но и в мире искусственных знаков (2-ая сигнальная система – реакция на слово или «сигнал сигналов»; первая сигнальная система – ощущения, восприятия). Язык как вторая сигнальная система позволяет ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым обозначениям.
Язык как система искусственных знаков обеспечивает трансляцию всего того, что не может быть передано по биокоду.
Социальность не передается через гены, следовательно, необходимы иные внебиологические средства воспроизводства социальности.
Знак (язык) и есть сущность внебиологического социального кодирования.
3.Наличие самосознания.
У человека есть 2 мира – Внутренний – собственное «Я» и Внешний – все окружающее. Самосознание – рефлексивное сознание, направленное на самого себя. Человек способен зафиксировать уникальность своего бытия. Самосознание – это способность выделить себя из окружающего мира, осознавать свое отношение к миру, себя как личности, свои поступки, интересы, мысли, желания. Самосознание формируется у детей в возрасте 2-3года.
Выделяют 4 уровня самосознания:
Самочувствие (элементарное самосознание), - свое тело и его вписанность в окружающий мир
Групповое (родовое) самосознание – отождествление себя с группой, частью которой является человек, идентификация себя с социальной общностью.
Индивидуальное самосознание – осознание собственной уникальности, свобода выбора.
Философская рефлексия. Систематический анализ глубин самосознания, осмысление различных проявлений духа в различных типах культуры. Это свойственно только человеку.
Уровень самосознания не является постоянным для всех людей. Многие живут, преимущественно направляя свои внимание на внешний мир. Их «Я» не делает себя предметом своего осмысления, т.е. у многих нет привычки, навыка сосредоточения на своем внутреннем состоянии.
4. Способность человека к абстрактно-логическому мышлению (т.е. мышлению посредством понятий, суждений и умозаключений).
Основой перестройки психики животных в сознание человека явился труд как процесс, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Трудовые операции сыграли решающую роль в формировании человека и его сознания. Мозг как орган сознания стал развиваться вслед за развитием руки как органа труда. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Человек учился думать. И прежде чем, приступить к делу, он мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления.
Таким образом, наблюдался переход от присвоения готовых продуктов природы к их производству, то есть переход к трудовой деятельности, в процессе которой инстинкты животных уступали место сознательной деятельности.