Средневековая западноевропейская философия.Схоластика.

Средневековая западноевропейская философия. До недавнего времени средневековую фи­лософию чаше всего представляли как конгломерат эклекти­ческих идей. Поскольку господствующим мировоззрением Средних веков было христианство, магистральные идеи этого времени — это идеи теологические, касавшиеся того, как по­нимать Бога, Троицу, творение и пр. Философия считалась «служанкой богословия», в чем философы Нового времени, а зачастую и современности, усматривали ее приниженный ста­тус. Само понятие о том, что такое философия, калькирова­лось с понятия о ней в Античности или в Новое время, по­этому средневековая философия считалась пара- или псевдо­философией, и казалось возможным расценивать христианс­кое мировоззрение через идеи платонизма, аристотелизма или стоицизма. При таком подходе это означало, что самостоя­тельного философствования в ту пору не существовало. Действительно, философия этого периода (в этом ее исклю­чительность) была тесно сопряжена с теологией, проблема­тика же основывалась на бытийном отношении Бог-Творец — сотворенный из ничего мир (в т. ч. человек) Августин в трак­тате «О граде Божием» полагал философа, мудреца, богосло­ва, пророка, учителя этики одной фигурой. Как и теолог, фи­лософ строил свои системы, обращаясь к изначально Боже­ственному смыслу бытия и вопрошая заповеди веры. Однако при этом у философии были отличные от религии функции, связанные с основным ее свойством — сомнением (в истин­ности вероисповедных догматов) и со свойствами разума, при­званного сомнения побеждать и причащаться к высшей ис­тине.

Периодизация. Средневековую философию можно раз­делить на следующие периоды:
1) патристика (2—б вв);
2) анализ возможностей слова, связанный с христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (7— 10 вв);
3) схоластика (11—14 вв)

Схоластика (лат. scholastica, от греч. scholastikós - школьный, учёный, schol - учёная беседа, школа), тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в средние века.

Истоки Схоластика восходят уже к позднеантичной философии, прежде всего к Проклу (установка на вычитывание ответов на все вопросы из текстов Платона, энциклопедическое суммирование разнообразной проблематики, соединение мистических предпосылок с рассудочными выводами). Христианская патристика подходит к Схоластика по мере завершения работы над догматическими основами церковной доктрины (Иоанн Дамаскин). Ранняя Схоластика (11-12 вв.) сложилась в условиях подъёма феодальной цивилизации и папской власти; она находилась под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский). Впервые выявляются противоположные позиции в споре об универсалиях - реализм (Гильом из Шампо) и номинализм (Росцелин), а также промежуточная позиция - концептуализм (П. Абеляр). В этот период Схоластика нередко сталкивается с инерцией фидеистического антиинтеллектуализма; не только доктрины отдельных «еретиков», но принцип схоластического рационализма как таковой вызывает нападки со стороны поборников традиционной линии (Петра Дамиани, Ланфранка, Бернара Клервоского и др.). Зрелая Схоластика (12-13 вв.) развивалась в средневековых университетах; её общеевропейским центром был Парижский университет. Платонизм (переживший смелое натуралистическое истолкование в философии шартрской школы, во многом предвосхитившей тенденции Возрождения) постепенно вытесняется аристотелизмом, в интерпретации которого происходит размежевание между «еретическим» аверроизмом, отрицавшим реальность личной души и учившим о единой безличной интеллектуальной душе во всех существах (Сигер Брабантский), и ортодоксальным направлением Схоластика, подчинявшим онтологию Аристотеля христианским представлениям о личном боге, личной душе и сотворённом космосе (Альберт Великий и особенно Фома Аквинский). Поздняя Схоластика (13-14 вв.) испытала воздействие обострившихся идейных противоречий эпохи развитого феодализма. Иоанн Дунс Скот противопоставил интеллектуализму системы Фомы Аквинского свой волюнтаризм, отказ от завершенной системы и острый интерес к индивидуальному бытию. Оппозиционные представители этого периода (У. Оккам, отчасти Никола Орем) всё энергичнее настаивают на теории двойственной истины, разрушавшей схоластическую «гармонию» веры и разума. Возрождение оттеснило Схоластика на периферию умственной жизни. Частичное оживление традиций Схоластика произошло в так называемый второй Схоластика (16-17 вв.), развивавшейся в период Контрреформации, главным образом в Испании (Ф. де Витория, Ф. Суарес, Г. Васкес, М. Молина). Просвещение нанесло второй Схоластика решающий удар. В конце 19-20 вв. традиции Схоластика возрождаются в неотомизме (см. также Неосхоластика).

Схоластика возникла в условиях, когда церковь выступала в виде «... наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361) и религия представала одновременно и как универсальная форма не собственно религиозного содержания. Подчинение мысли авторитету догмата (формула Петра Дамиани «философия есть служанка богословия») присуще ортодоксальной Схоластика наравне со всеми др. типами правоверно-церковного мировоззрения; специфично для Схоластика то, что сам характер отношений между разумом и догматом мыслился при несомненной авторитарности довольно рассудочным. Как «священное писание» и «священное предание», так и наследие античной философии, активно использовавшееся Схоластика, выступали в ней в качестве замкнутого нормативного текста. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня - «сверхъестественное» знание, даваемое в «откровении», и «естественное», отыскиваемое человеческим разумом; норму первого содержат тексты Библии, сопровождаемые авторитетными комментариями отцов церкви, норму второго - тексты Платона и особенно Аристотеля, окруженные авторитетными комментариями позднеантичных и арабских философов. Потенциально в тех и др. текстах уже дана «вечная истина»; чтобы актуализировать её, надо вывести из текстов полноту их логических следствий при помощи цепи правильно построенных умозаключений (средний характерный для зрелой Схоластика жанр «суммы» - итогового энциклопедического сочинения, содержащего нескончаемое множество ответов на вопросы, выводимых из ограниченного числа «правильных» основоположений). Мышление Схоластика постоянно идёт путём дедукции и почти не знает индукции; его основная форма - силлогизм. В известном смысле вся Схоластика есть философствование в формах интерпретации текста. В этом она противоположна новоевропейской науке с её стремлением открыть истину через анализ опыта, а также мистике с её стремлением «узреть» истину в экстатическом созерцании. Обиход Схоластика, в котором «таинства веры» превращались в ходовые образцы логических задач, вызывал уже в средние века протесты не только представителей вольнодумства, но и ревнителей веры («нелепо спорить о троице на перекрёстках и превращать предвечное рождение бога-сына... в поприще публичного состязания» - восклицал в конце 12 в. Петр из Блуа). Осознание того, что авторитеты противоречат друг другу [афоризмы типа «У авторитета - восковой нос» (который можно повернуть, куда угодно), «аргумент от авторитета - слабейший» были распространены среди самых ортодоксальных схоластов], явилось одним из важных импульсов для становления Схоластика Сопоставление взаимоисключающих текстов было введено гонимым Абеляром (в соч. «Да и нет»), но вскоре стало общепринятой формой: противоречия теологического и философского предания подлежат систематизации и должна быть установлена иерархия авторитетов. Специфика схоластического рационализма не может быть понята вне его связи с традицией юридического мышления (римское право было в Западной Европе одной из наиболее жизнестойких частей античного наследия). В Схоластика имеет место юридическая окраска онтологических категорий и онтологизация юридических категорий; бытие мира и человека, соотносимое с бытием бога, описывается как совокупность правовых отношений или их аналогов; сами приёмы выведения частного из общего, заключений по аналогии и т. п. напоминают разработку юридических «казусов».

15)Философия эпохи Возрождения. Основные идеи и представители. Фома Аквинский.

Наши рекомендации