Философия науки ( xix-xxвв.)
Философия науки формируется во второй половине XIX века и проходит ряд этапов: 1) позитивизм или первый позитивизм, 2) эмпириокритицизм или махизм 3) неопозитивизм или логический позитивизм и 4) постпозитивизм или критический рационализм. Философия науки, в целом, рассматривается как позитивизм (от лат. positivus – положительный), где положительное знание возможно только в рамках строгой и точной науки.
Позитивизм
Основоположниками позитивизма являются О.Конт, Г.Спенсер, Д.Миль и др. Основатель позитивизма Огюст Конт (1798-1857) также является основателем и социальной философии. Основная идея Конта в том, что знания человечества проходят три стадии, это теологическое (религиозное), метафизическое (философское) и научное. Именно на последней стадии человек отказывается от глубинных поисков истины, первопричины и сущности явления и приходит к выявлению фактов, точным анализам обстоятельств возникновения явлений.
По мнению Конта «старая» философия (метафизика) должна уступить место «новой» философии – философии науки (физике, химии, астрономии, физиологии и т.д.), опирающейся на факты. Предмет исследования переносится с мира духа на физический мир. Роль философии, как всеобщей методологии, необходима, но она должна быть выработана в синтезе частнонаучных методологий и выражена в позитивной философии.
Ученый вынужден был признать, что позитивная философия могла многое объяснить в физическом мире, но она не могла пока объяснить явления в мире общества, поэтому перед Контом стояла задача разработать «социальную философию», которую он, на тот момент, называл как «социальной физикой».
Эмпириокритицизм
Следующим этапом развития позитивной философии является эмпириокритицизм («критика опыта») или махизм. Если для первого позитивизма было характерно нахождение всеобъемлющей системы научного познания, то для махизма свойственна разработка теории научного знания. Представителями эмпириокритицизма являются Э.Мах, Р.Авенариус и др.
Австрийский физик и философ Эрнест Мах (1838-1916) особое значение уделял принципу экономии мышления, который заключается в выделении элементов опыта и редуцирование к ним всех других данных опыта. Элементами опыта ученый назвал ощущения, выступающие как физические или психические явления. Исходные понятия классической физики (пространство, время, движение) субъективны по своему происхождению, так как о них можно говорить только на основе человеческих ощущений. Соответственно для Маха мир – это комплекс ощущений, задача науки заключается в его описании. «Ясное и полное научное описание делает бесполезным повторный опыт, экономит, тем самым, на мышлении», говорит Мах. Сэкономить можно также в описании фактов причинно-следственных связей, зафиксировав их в формулу функциональных взаимоотношений. Язык, как средство общения, тоже выступает инструментом экономии.
Неопозитивизм
Основными представителями неопозитивизма или логического позитивизма были философы «Венского кружка» (М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат, Г.Рейехенбах и др.), а также ученые Г.Фреге, Б.Рассел, Л.Витгенштейн и др. Основной позицией неопозитивизма является логический анализ языка научной теории, так как именно через язык человек познает, выражает и воспринимает окружающий мир.
Один из основателей неопозитивизма является Бертран Рассел (1872-1970), который главным в философии выделял логику. Именно логика позволяет установить истину, но для этого необходимо ее реформировать, чтобы избежать противоречий и устранить парадоксы. Свою теорию он называет логическим атомизмом. Суть ее в том, что элементам реальности в его концепции соответствуют имена, атомарные и молекулярные предложения. Каждое предложение содержит в себе некий факт (например, «это белое», «это дальше от этого» и т.п.). Оно представляет собой атомарное высказывание. Связь нескольких предложений осуществляется с помощью слов-связок «или», «и», «если», образуя молекулярное высказывание. Истинность или ложность молекулярных предложений зависит от истинности или ложности, входящих в них, атомарных предложений.
По мнению австрийского ученого Людвига Витгенштейна (1889-1951) язык – это форма жизни, а жизнь реализуется в языке, так как за каждым словом стоит его особое значение, а оно для каждого человека свое. В связи с этим слова не означают что-то устойчивое, одно для всех, они индивидуальны для каждого. Язык выступает деятельностью для человека или формой жизненной игры, где правила определяются самой жизнью общества.
Язык науки, его законы – это тоже языковая игра в жизни человека. Поэтому главное – это соблюдение правил описания фактов, основанное на эмпирическом анализе. Витгенштейн стремится выявить границы выражения мыслей в логике языка, причем границы языка, для него, одновременно и границы мира. Подвергая суждение логико-математическому анализу, ученый шел от сложных суждений к простым неразложимым фактам – «атомам» языка науки. За этим следовал принцип верификации – сравнение всех положений науки с фактами опыта. Если предложения нельзя верифицировать, то они являются не научными. Как правило, философские (метафизические) высказывания (например, что первично, материя или сознание) нельзя отнести к разряду верифицируемых, поэтому их следует рассматривать как псевдовысказывание, т.е. бессмысленные для науки.
Постпозитивизм
На смену неопозитивизму приходит постпозитивизм. Представители К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабент и др.
Анализируя, в общем, научное знание Карл Поппер (1902-1970) пришел к выводу, что рост знания происходит за счет критики предыдущего знания, и на смену старой теории приходит новая. Отсюда следует, что всякая научная теория в принципе опровергаема. Неопровержимость теории говорит о ее ненаучности, к которой относятся сфера религии, идеологии, мистики или лженауки. Соответственно критерием научности, для ученого, является не принцип верификации (проверяемостиветственно критерием научности для ученого является не принцип Верификациия) как в неопозитивизме, а принцип фальсификации (опровергаемости).
По мнению Поппера, философские высказывания не подвержены фальсификации, следовательно, они так же не научны. Но философские (метафизические) идеи всегда указывали направление движения в науке, и в этом ее особая роль. Философия – это вид рациональной деятельности, который нельзя сводить только к эмпирическому (опытному) критерию. На основе этого Поппер выводит новую философскую теорию – критический рационализм, суть которого в критике классической модели научного знания, абсолютизирующего истину на все времена. Ученый провозглашает принцип относительности научных теорий и гипотез.
Другой позитивист Имре Лакатос (1922-1974), анализируя научные теории, разрабатывает методологию научно-исследовательских программ. Как и Поппер, он подчеркивает сменяемость одной научной теории другой, но Лакатос сосредотачивает свое внимание на самом принципе смены теорий. Исследовательская программа состоит из жесткого ядра, защитного пояса и совокупности методологических правил. В жестком ядре заключены фундаментальные принципы, которые считаются неопровержимыми. Например, в механике Ньютона это три его закона и закон тяготения. Защитный пояс содержит вспомогательные гипотезы, он призван защищать ядро. Методологические правила указывают общую направленность в исследовании. Если рушится ядро, то происходит смена старой научно-исследовательской программы на новую. К сожалению, сама структура научного исследования говорит о том, что ее цель не познание мира, а защита жесткого ядра от посягательств на незыблимость его оснований.
Томас Кун (1922-1996) в основе каждой науки видит парадигму –совокупность теорий, норм, фактов, убеждений, ценностей и образцов, принятых научным сообществом. Именно деятельность научного сообщества определяет ход развития науки, на которую оказывают влияние культурные, социальные и психологические факторы. В пределах парадигмы, обладающей своими критериями рациональности, происходит нормальное развитие науки – накопление фактов, совершенствование методов и т.д., однако могут возникать аномалии – факты, которые не соответствуют данной парадигме. Какое-то время парадигма держится, сохраняя свои позиции, но все равно погибает под натиском новых фактов. В результате возникает новая парадигма, которая теоретически может объяснить аномалии, со временем с этим соглашается и научное сообщество. Таким образом, происходит научная революция, когда происходит разрушение старой и возникновение новой парадигмы.
Вопросы для повторения.
1) Что такое позитивизм, и какие этапы проходит философия науки?
2) Как Конт соотносил философию и науку.
3) В чем суть эмпириокритицизма?
4) Приведите основные идеи Рассела и Витгенштейна. Что такое верификация?
5) Приведите основные идеи Поппера, Лакатоса и Куна.