Диалог и виртуальная реальность
Связь бытии,их взаимоотношение и взаимооткровение, сама есть нечто реальное... Она есть синергия, содеятельность бытии... П.А. Флоренский
Еще в исихазме была выстроена синергийная онтологическая динамика. Здешнее бытие рассматривалось как причастное Абсолютному энергиями, выступлениями, интенциями. В Боге различалась сущность или, в собственном смысле, природа — неприступная, непознаваемая, несообщаемая, и энергии или божественные действия, в которых Бог изливается вовне. Энергии не обусловлены существованием тварного, хотя Бог творит и действует через свои энергии, пронизывающие все существующее. Парча, по своему духовному значению, особенно парча древняя, затканная рассеянными золотыми нитями, есть материальный образ проникновения божественным светом очищенной плоти мира. Онтологическая динамика здешнего бытия — динамика энергийного соединения мира с божественной энергией. Исихия — собирание сил, духовных и физических, с целью осуществления прорыва из своей самости, прорыва к Богу и людям.
В энергийной онтологии задается подлинно диалогическое общение человека и Абсолюта, несмотря наихбытийную дистанцию. Чтобы показать последнюю, Св. Григорий Палама использовал метафоры Солнца и некой умозрительной луны или меньшего света, могущего вместить разумный луч божественного и высочайшего света. В таком диалоге нет не только внешней принудительности, но и внутренней предопределенности. Согласованное действие обеих сторон диалога и называют синергией. Процесс этот является пульсирующим, подобно геракли-товскому огню, принципиально непредсказуемым, заведо-
мо не управляемым извне, несущим возможность задержек и срывов 1.
В философском плане сущее имеет внутреннюю сторону, обращенную к самой себе в своей неслиянности со всем, что не оно, и сторону внешнюю, направленную к другому. Эти две стороны называются сущностью и деятельностью (или энергией). Бытия могут, оставаясь по сущности своей неслиянными, не растворимыми друг в друге, быть подлинно объединены между собой своими энергиями. Это мыслимо в виде «взаимопрорастаний» энергий, со-действия их, синергии, в которой нет уже врозь ни той, ни другой энергии, а есть нечто новое. Связь бытии, их взаимоотношение и взаимооткровение, сама представляет собой нечто реальное и, не отрываясь от центров, ею связуемых, она не сводится к ним. Как синергия, со-деятельность бытии, она непременно раскрывает оба бытия. В этой идее П.А.Флоренского содержится не только представление о единстве мира и духа, но, по-видимому, и мысль о том, что мы участвуем в бытии друг друга, реализуя синергию, со-деятельность бытии в диалогической форме.
Диалог может быть при этом понят как в общем смысле общения и взаимодействия, так и в собственно языковом значении. У Флоренского в «Имеславии как философской предпосылки» дано описание акта диалогической активности, по сути дела, как перехода в виртуальную реальность диалога. Феномен слова он описывал в категориях диалогической активности человека. Образование синергетического акта познания нарастает очень длительно, томит как нечто начатое, но не осуществленное. Такой процесс не есть еще осознанное прикосновение к познаваемой реальности, не есть достигнутое познание, но лишь подготовка к нему. Две энергии близки друг к другу, вероятно, <смеша-
1 См.: Беседы (омилии) Святителя Григория Паламы. М., 1993. Ч. 3. С. 234; Экономнее И., протоиерей. Исихазм и восточноевропейское Возрождение // Богословские труды. М., 1989. Вып. 29. С. 67.
ны», но флюктуирующая смесь еще не образует единства, и не объединенной борьбой своих стихий вызывает во всем нашем организме томительное ожидание равновесия. Напряжение усиливается, противоположность двух сторон, ищущих диалога, осознается острее. Это как перед грозою. Диалогическое слово есть та молния, которая раздирает небо с востока до запада, являя воплощенный смысл. Слово — молния. Оно уже есть ни та, ни другая энергия порознь, ни обе вместе, а новое двуединое энергетическое явление, новая реальность в мире.
Далее Флоренский использует геометрические интуиции. В его интерпретации каково бы ни было расстояние между двумя точками в пространстве по кратчайшей между ними, всегда может быть осуществлен путь, по которому расстояние равно нулю. Линия этого пути так называемая изотропная или минимальная кривая (кривая, дифференциал длины дуги которой равен нулю). Устанавливая между точками изотропное сообщение, мы непосредственно соприкасаем друг с другом любые две точки. Си-нергическое познание можно сравнить с прикасанием по изотропе, где оба бытия оказываются неразделимо-разделяемыми. Диалогическое слово есть онтологическая изо-тропа. Виртуал диалога выступает как реальность, все точки которой являются центральными.
Если виртуальную реальность диалога рассматривать как синергию, то возникает аналогия с онтологией символа. Символ — онтологическое место встречи сущности и вещи (факта), которая функционирует не изолированно, не дискретно, а всегда как указатель на нечто иное, чем она сама. Если всякий символ вещи ее смысл, то обратное неверно. Чтобы стать символом, смысл должен быть еще определенным образом разработан и организован. В символе смысл некоего предмета переносится на совсем другой предмет, и только в таком случае этот последний может оказаться символом первичного предмета. В символе обязательно присутствует тождество, взаимопронизанность означаемой вещи и означающей ее идейной образности. Означаемое и означающее смыкаются в одной точке, как
бы различны они ни были сами по себе. По своему субстрату они разные, а по смыслу одно и то же. Во всяком символе есть как идейная, так и образная сторона, тем не менее всякий символ представляет собой нечто целое и неделимое. Его идейность и его образность тоже сливаются в единое и нераздельное.
Если символ, как целесообразный, достигает своей цели» то он реально не отделим от цели, от высшей реальности, им являемой. Так окно есть окно, поскольку за ним простирается область света, и тогда окно, дающее нам свет, есть самый свет в его онтологическом самотождестве, тот самый свет, неделимый в себе и неотделимый от Солнца, что светит во внешнем пространстве. Отвлеченное от света, окно не есть окно, а лишь дерево и стекло.
Связь между синергией как онтологическим местом и онтологией символа Флоренский раскрывал с помощью физических аналогий. Резонанс есть синергия, несущая с собой бытия, его порождающие. Он больше самого себя и, будучи резонансом, есть вместе с тем и его причина. Бытие, которое больше самого себя, — таково основное определение символа. Символ выступает как такая сущность, энергия которой сращена с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет в себе эту последнюю. Но, неся сущность в занимающем нас отношении более ценнную, символ, хотя и имеет свое собственное наименование, может также именоваться именем той, высшей ценности, а в занимающем отношении и должен именоваться этим последним!. В синергировании человека как реализации его фундаментального стремления с необходимостью возникает определенное отношение к Другому, способность и готовность понять и принять Другого, разделить с ним его проблемы и труды. С.С.Хору-жий называет такую установку агапической. Следующая установка — филия — приводит к вступлению людей в диалог. Здесь они открывают свое тождество и различие.
1 Флоренский П.А. Соч. Т. 2. У водоразделов мысли. С. 285-287, 291-292.
Отношение тождества и различия напоминает то, которое в каждом символе связывает две его стороны. Здесь также является мысль рассматривать двуединство как род символа, где каждая из индивидуальностей совершенным образом символизирует другого, т. е. выражает, воображает ее в ином ей. Тождество синергитирующих личностей следует понимать динамически: оно представляет собой тождество внутренних установок и процессов, тождество живых, действующих, изменяющихся людей, творимое самими участниками диалога. Главное тут не сознание тождества, а его создание. Синергия как динамическое двуединство, онтологическое место встречи меня и Другого, как виртуальная реальность диалога, не может поэтому рассматриваться как символ в полном смысле!. Исключение составляет диалог между человеком и Богом, где синергия может быть понята как символ неприступного и непознаваемого Божественного Существа, являемого в его энергиях.
Итак, в контексте богословских и философских идей русских философов о синергии и взаимопроникновении различных форм бытия познание предстает как «плод общения познающего духа и познаваемого мира», как динамический результат, творимый в диалоге с Другим, т. е., по существу, как процесс, порождающий виртуальную реальность. В современном осмыслении этот вывод означает, что само знание предстает как своеобразный виртуальный феномен, возникающий в диалоге.
Для исследования проблемы виртуальности знания обратимся к идее «третьего мира» К.Поппера. Обитателями «третьего мира», как известно, являются теоретические системы, проблемы и проблемные ситуации. Однако наиболее важными его объектами выступают критические рассуждения и споры, а также содержание журналов, книг и
1 Лосев А.Ф. Логика символа // Контекст-1972. Литературно-теоретические исследования. М., 1973. С. 196-197,210-211; Флоренский П.А. Иконостас. Избр. труды по искусству. СПб., 1993. С. 43; Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. С. 363, 366-367;
Доброхотов А.Л. Онтология символа в ранних трудах А.Ф.Лосева // Античность в контекете современности. М., 1990. С. 217—218.
it-
библиотек. Именно возможность или потенциальность некоторой вещи, представленной как текст, быть понятой и интерпретированной делает ее книгой. И эта потенциальная возможность или диспозиция книг могут существовать, не будучи когда-либо актуализированными или реализованными. Для превращения некоторой вещи в книгу не существенно ни ее составление мыслящими животными, ни тот факт, что она в действительности не была прочитана или понята; достаточно лишь то, что она может быть дешифрована. Чтобы принадлежать «третьему миру» объективного знания, книга должна в принципе обладать способностью быть постигнутой кем-то. Хотя «третий мир» не идентичен миру лингвистических форм, он возникает вместе с аргументативной функцией языка, является его побочным продуктом. Идея «мира» внушает представление о связности, онтологическом единстве, упорядоченности, хотя сам Поппер этого не акцентировал. Напротив, он призывал не принимать слова «миры» или «вселенные» всерьез. Нигде не сказано, что объекты третьего мира составляют какую-то четкую совокупность.
У Поппера в описании «третьего мира» говорится о трех разнородных вещах: механизмах самоорганизации «объективного знания», о самом «теле третьего мира» (что видно из его идеи книги), о пересечении «второго» и «третьего миров. «Третий мир» в своей существенной части состоит из информационных структур, из знаковых моделей знания. Поэтому исследователи указывают на необходимость уделить внимание попперовскому истолкованию «третьего мира» как возможности «второго». Естественно понимать «третий мир» как область возможностей некоторых систем знаков вызывать те или иные ментальные состояния, решающим образом влиять на их возникновение. Все обитатели «третьего мира» предполагают наличие речи (устной или письменной), возможности порождения речи. Автономность «третьего мира» есть автономность возможности по отношению к сфере действительности. Ментальные состояния характеризуются не только чувствами и интуициями, но и речевым выражением (выраже-
нием во внутренней речи) тех или иных характеристик объекта, интеллектуальными интуициями (например, относительно логических связей, доказательности) и способностью выражения в речи взглядов субъекта на эти логические связи, а также актуальным их выражением.
Поппер использовал выражение «человеческое сознание», чтобы обозначить взаимодействие между «вторым» и «третьим» мирами. Сюда входит та часть «второго мира», где обнаруживается интенция к пониманию универсума, интенция вобрать в себя нечто, являющееся логичным и объективным. Это область вложения «второго мира» в «третий». Именно эта часть «второго мира» существует виртуально, представляя динамический процесс реконструкции знания из информационных структур. Знание своеобразный «протуберанец» на поверхности «третьего мира», возникающий в момент понимания текста человеком.
По словам О.Розенштока-Хюсси, только потому, что мы говорим, мы в состоянии установить некоторый момент между прошлым и будущим. В диалоге создается место общения и совпадения во времени, в котором два «разнов-ременника» встречаются, чтобы иметь возможность стать современниками. Даже родина физика не электрон или позитрон. Они могут только довести его до отчаяния. Родина физика это Эйнштейн, Ньютон, Бор, Резерфорд и подобные им имена. Физик погиб бы без этих имен. И какой бы, пусть слабый свет ни падал от этих имен узкой специальности, без них физик пребывал бы в непроглядной тьме. Лишь тот, чья родина находится в области имен, способен обладать миром с помощью чисел. Диалог — победа над природными различиями, навязывающими порядок следования людей во времени. Тексты в широком смысле (как знаковые системы) принадлежат прошлому. В виртуальной реальности диалога прошлое и будущее снимаются. Человек устанавливает момент синхронии даже с весьма отстоящими во времени культурными текстами. «Второй мир» как мир человеческих сознаний составляет некую целостность во временном аспекте, как момент со-
впадения во времени. Пространство, место только фон, декорация протекания нашего времени!.
Незапланированность и непредсказуемость являются критериями подлинного общения. Если же взаимного усилия нет, возникает ритуальная имитация диалога, но не виртуальная реальность подлинного общения. Х.-Г.Гада-мер показал это на примере «экзаменационного вопроса», когда спрашивают вовсе не из желания узнать что-либо. Ведь экзаменатору известно то, о чем он ставит свой вопрос. Зачастую известно и экзаменуемому, что от него хотят услышать. Герменевтика требует назвать такой вопрос «непедагогичным». Он может иметь оправдание тогда, когда по ходу дела экзаменационная беседа преодолевает противоестественность подобного расспрашивания, подводя в конечном счете к «открытым» вопросам. Только они дают возможность раскрыться способностям человека. В разговоре вырабатывается общий язык, не являющийся внешним процессом подгонки инструментов. Неверно будет сказать, что собеседники приспосабливаются друг к другу. Скорее, в получающемся разговоре они оказываются во власти самой истины обсуждаемого ими дела, которое и объединяет их в новую общность. Взаимоотношение преображает собеседников так, что истина перестает быть «само-по-себе-сущим». Она требует своего подтверждения. Понятие подтверждения истины основополагающее понятие новой теории познания, заступающей место прежних теорий непротиворечивого познания предмета. Так вводится диалогическое понятие объективности.
Одним из открытий сократической майевтики является утверждение того, что вопрос сложнее ответа. Собеседники
1 Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 446—447;
Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1993. С. 135—139, 145—146; Савари К. Научная деятельность в представлении Поппера // Логико-семантический анализ структур знания: основания и применение. Новосибирск, 1989. С. 116, 120—121; Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М., 1994. С. 23, 36; Пешков И.В. Подступы к типологии речи. Аристотель и Розеншток-Хюсси: познание времени или время говорить // Риторика, 1995. № 1. С. 71.
Сократа особенно несостоятельны именно в спрашивании. Чтобы быть в состоянии спрашивать, следует хотеть знать, т. е. знать о своем незнании. Всякое знание проходит через вопрос. Первенство вопроса над ответом лежит в основе самого понятия знания. Решение вопроса есть путь к знанию. Ведь «знать» всегда означает: одновременно познать противоположное. Знание может быть лишь у того, у кого есть вопросы. Вопросы же всегда охватывают противоположности между «да» и «нет», между «так» и «иначе». Не существует метода, который позволил бы научиться спрашивать, научиться видеть проблематичное. Всякое спрашивание и стремление к знанию предполагает знание о незнании. К определенному вопросу приводит определенное незнание. Искусством спрашивания обладает тот, кто способен противостоять господствующему мнению, стремящемуся уйти от вопроса. Мнение (докса) подавляет спрашивание. Ему присуща особая тенденция к распространению. Оно всегда хотело бы быть всеобщим мнением. Понимание сомнительности, проблематичности чего-либо всегда уже есть спрашивание. Спрашивая, понимание раскрывает смысловые возможности и то, что осмысление превращается в наше собственное разумение.
Познание — это своего рода колебание между обладанием «живым» знанием в диалоге и объективацией результатов диалога в информации. Но подобно тому, как проснувшись мы желаем рассказать близким содержание своего сновидения и сразу обнаруживаем, что в рассказе нечто важное утрачивается, так и виртуальная реальность диалога не может быть полностью объективирована в знаковых оболочках. То же происходит при считывании знаков, в которых Другой являет себя в этом мире. Есть разница между брезгливым любопытством монологического разума, полагающего Другого в качестве объекта, стремящегося «вырвать» результат, выведать его тайну и чудом открытия Другого во взаимном усилии диалогического общения.
.1
Диалог как общение, подразумевающее духовно-семейную связь между учителем и учеником, может быть понят как способ трансляции неявного знания. Важнейшим результатом диалога можно считать «перемену ума», возникающую у его участников. В процессе диалога может транслироваться ядро познавательной традиции. Это схемы, нормы, идеалы познания, находящиеся всегда на периферии сознания. Схема синтезирует индивидуальное познание как личный способ использования средств познания с коллективными средствами и орудиями их применения. Норма фиксирует ограниченность знания на каждом этапе его развития. Такой ограниченности норма приписывает самодостаточность. Нормы — императивы, передаваемые путем наставления и примера, усиливаемые санкциями. Нормы усваиваются учеными, обретая форму их научной совести. Схема, норма, идеал в контексте, познавательной традиции символизирует соответственно приобщение к научному сообществу, сотрудничество с его членами, выход из него, хотя это не единственные социокультурные коннотации!.
Здесь возникает аналогия с трансляцией бесписьменной культуры. Суть ее составляло воспроизведение в ученике бессмертной личности учителя. В этом ключе можно понять знаменитый фрагмент из платоновского «Федра», где Аммон отвергает предложенные Тотом письмена. Прорицание Аммона сводилось к тому, что ученики будут знать многое понаслышке, будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения, станут мнимому дрыми вместо мудрых, окажутся лишенными «повивального» искусства учителя2. Но ведь действительно, никто еще не стал профессионалом «по учебникам», а только общаясь с профессионалами.
1 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. С. 427—432, 441, 444—445; его же. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 33; Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990. С. 114-117, 126-128, 138-139.
2 Платон. Собр. соч.: в 4-х т. М., 1993. Т. 2. С. 186.
У этой проблемы есть еще один аспект. С.Кьеркегор ввел понятие прямой коммуникации. Примером прямой коммуникации служили ему «коммуникация знания», т. е. прямая, «объективная» речь. Она целиком ориентирована на предмет и рефлексия говорящего направлена на объект высказывания, устраняя само высказывание, говорящего и слушателя. В сфере познавательного дискурса отвлечение говорящего от самого себя и адресата оправдано, но объективное познание далеко не исчерпывает все виды познания. Для прямой коммуникации характерно авторитарное слово. Адресат в этой форме коммуникации превращается в пустой сосуд, который надо заполнить знанием. Но как это сделать, когда говорящий и слушающий экзистенциально отсутствуют?
Для сообщения этических, экзистенциальных, религиозных истин эффективнее непрямая коммуникация. Акт понимания таких истин иногда называют постижением. Постижение на высшем уровне уже не схватывание идеи через текст, но проникновение с помощью текста в виртуальную реальность. В момент постижения человек сказывается нераздельным и неслиянным с постигаемой реальностью, тогда текст содействует человеку в ассимиляции новой реальности. В результате непрямой коммуникации воспроизводится не предлагаемый автором текст, но сам автор как сторона в диалоге. Здесь можно вспомнить один из афоризмов Ницше: «Наиболее вразумительным в языке является не слово, а тон, сила, модуляция, темп, с которыми проговаривается ряд слов короче, музыка за словами, страсть за этой музыкой, личность за этой страстью: стало быть все то, что не может быть написано ...»!.
Средством непрямой коммуникации служит притча. Непосредственное содержание притчи не имеет значения, но служит для передачи глубинного содержания, не допуска-
1 Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. М., 1990. Т. 1. С. 751. 228
ющего знакового выражения. По Буберу, притча есть помещение абсолютного в мир вещей. Понимание притчи никогда не завершается во времени, сохраняя непогашенную интенциональность. «Живое знание» всегда не завершено, оно не передается адресату, но удваивается, как новый возгорающийся от свечи огонь, как пробуждение в латентном сознании направленности на понимание. Притча как способ коммуникации противостоит созданию замкнутых идеологических схем, пробивает брешь в системе господствующих мнений. В незавершимом усилии понимания сообщаемой притчи человек воспроизводит в себе бессмертную личность учителя, становится свидетелем уникальных экзистенциональных состояний. Притча указывает путь в виртуальную реальность.
«Нераздельную неслиянность» сознаний в диалогической виртуальной реальности показал Ж.Батай в его концепции сильного общения. Обычная деятельность людей отделяет их от счастливых мгновений сильного общения, которые сопровождают чувственность и ощущение праздника, драму и любовь, разлуку и смерть. Подобные мгновения неравнозначны, мы зачастую стремимся к ним ради них самих (тогда они имеют смысл только в определенный момент, и было бы неразумно надеяться на их повторение);
мы можем добиться их с помощью весьма простых способов. Но невозможно обойтись без нового возникновения того момента (даже если оно болезненно и мучительно), когда объединяющимся и бесконечно взаимопроникающим сознаниям открывается их непроницаемость1 воспользовавшись фразой А.Бретона, можно сказать, что речь идет о моменте, где жизнь и смерть, реальное и воображаемое, прошлое и будущее, изъяснимое и неизъяснимое перестают восприниматься как противоположности. Мгновения снятия таких противоположностей и есть виртуальная реальность.
1 Батай Ж. Литература и зло. М., 1994. С. 143; Мусхелишвили Н.Л., Шабуров Н.В., Шрейдер Ю.А. Прагматика притчи. М., 1989.