Раздел 2. Русское зарубежье (третья волна)
Русское зарубежье как явление русской культуры. Своеобразие «третьей» волны русской эмиграции и ее отличие от «первой» и «второй». Условность понятия эмиграции применительно к этому периоду. Социально-политические обстоятельства русской жизни после «оттепели» и различные причины выезда за рубеж советских писателей. Органическая связь их с литературой «метрополии».
Возникновение литературных кружков, альманахов, журналов («Синтаксис», «Континент», «МетрОполь"). Расширение связей с европейской и
американской культурой и ее влияние на русскоязычных художников С.Довлатова, В.Аксенова, Сашу Соколова, И.Бродского, Г.Владимова, В.Войновича, В.Максимова, Э.Лимонова и др.
Современные писатели русского зарубежья: Дина Рубина– номинант премии «Большая книга» за роман «На солнечной стороне улицы» (2006).
Тема 10.Творчество В. Максимова 1980-х–1990-х гг..
Культурно-историческая роль писателя в третьей эмиграции. Работа в качестве редактора в «Континенте». Роман «Семь дней творения»– «антиидеологический эпос»: отрицание революции в рамках традиционной фабулы. Возвращение к христианству как путь разрешения жизненных и исторических конфликтов в романах «Карантин», «Искушение», «Сага о Савве».
Автобиографическое начало в романе «Прощание из ниоткуда». Влияние морально-эстетических идей и стиля Ф.М.Достоевского в романе «Ковчег для незваных» и др.
Новое освещение событий революции и гражданской войны в романе «Заглянуть в бездну».
Особенности стиля произведений В.Максимова: традиции реализма, мастерство психологического анализа, пластичность языка.
Тема 11. Проза В. Аксенова.
Раннее творчество писателя как первооткрывателя «молодежной темы». Первые эксперименты в области формы и языка.
Ироническая проза В.Аксенова. Пародирование традиционных сюжетов. Автобиографизм произведений писателя 90-х годов.
Проза периода эмиграции, продолжение экспериментов на структурном и языковом уровне, соединение элементов разных жанровых систем. Использование как высокого, так и низкого стиля.
Разнообразие форм: «Ожог» (гротесковый роман), «Остров Крым» (антиутопия), «Кесарево свечение» (фантастический роман), «Желток яйца» «Московская сага» (полифонический роман), «Новый сладостный стиль» (роман-памфлет, гротесковый роман). «Вольтерьянцы и вольтерьянки» (2004) (исторический роман).
Сложная структура текстов В.Аксенова, соединение нескольких начал: романтического, лирического, иронического, философского. Использование внесюжетных конструкций (формы сна, рассказа в рассказе). Использование приемов как реалистического, так и модернистского письма.
Авангардистский характер творчества писателя как в связи с движением в сторону новизны, так и «поиска новых средств выражения и новой философии».
Языковые особенности прозы В.Аксенова: открытый стилевой эксперимент, использование разнообразной лексики. Употребление короткой, насыщенной глаголами фразы, часто представляющей меткий афоризм, авторскую ремарку на разные темы. Словесная характеристика персонажей.
Рассказы писателя как своеобразная проба сил перед созданием крупной формы. Полемика вокруг рассказа «Корабль мира «Василий Чапаев».
Романы «Вольтерьянцы и вольтерьянки», «Москва Ква-Ква», «Время ноль»(2008).
Тема12. Автобиографизм, абсурдизм, сатирическая направленность в прозе С.Довлатова, В.Войновича.
Рассказ как основной жанр прозы С.Довлатова. Автобиография и дневник как жанровая основа «Зоны», «Заповедника», «Ремесла», «Чемодана».
Судьбы и психологическое самоощущение эмигрантов в повести «Иностранка».
Повествовательное мастерство писателя: рассказ и анекдот, разговорные интонации, юмор, лаконизм. Апелляция к пушкинской и чеховской традиции.
Жанр сатиры, антиутопии в творчестве В.Войновича. Антиутопия – «Москва 2042».