Шлока 33. Когда видение направлено и сконцентрировано, случается лайя
(32) Когда все явные желания полностью прекращаются и тело является неподвижным, возникает поглощение, или лайя, которое известно только высшему Я и не может быть описано словами.
(33) Там куда направлен взгляд, возникает поглощение. То, в чем элементы, чувства и шакти существуют внешним образом, и то, что есть во всех живых существах, — оба растворяются в том, что не имеет характеристик.
В «Виджнянабхайрава Тантре» говорится: «Всегда, когда вся полнота ума направлена либо на пустоту, либо на стену, либо на совершенную личность, эта полнота ума поглощается сама собой в Высшем и предлагает высшую милость. В чём бы ум ни находил удовлетворение, позволь ему концентрироваться на этом. В каждом таком случае истинная природа высшего блаженства проявит себя сама».
Удовлетворение есть тусти, которое указывает на глубокую движущуюся радость, где нет никаких ментальных возбуждений или флуктуации. В таком состоянии имеет место тотальное забвение внешнего мира и мыслей, или викальп (воображений и идей).
Желание из ума удалить невозможно. Желания укоренены глубоко, и их запас неисчерпаем. Ум состоит из желаний. Поверхностные желания материальных приобретений, достижений и удовлетворений могут быть упрощены и возвышены. У большинства людей есть три основные формы желаний. В шастрах они носят названия: витешара, «желания, связанные с собственностью и деньгами», питрешара, «желания, связанные с детьми, внуками, родом» и балешвара, «желание мужа или жены».
Это очень обычные желания. Четвертым типом желаний является локешвара, «желание имени, славы, власти». У большинства людей этот тип желаний отсутствует. Он присутствует лишь у некоторых людей. Когда есть локешвара, вам хочется быть известным или обладать большой властью, быть как Наполеон или Гитлер.
Васана есть «латентное, спящее желание», или «семя». Из васаны произрастает желание, жадность, гнев, затем желание освобождения, затем, наконец, мокша, или само освобождение. Желание знать, или виджняна, и желание освобождения являются позитивными и саттвическими желаниями. Эти желания необходимы для эволюции. Они не должны подавляться ни при каких обстоятельствах. Никогда не делайте эту ошибку, потому что когда-нибудь, когда вы будете пытаться подавить свои васаны, вы можете получить почти смертельный удар по своей личности. Как можно делать это? Это создает проблему, потому что васаны невозможно удовлетворить.
Желания неизбежны. Нет конца удовлетворению васан. Если даже для удовлетворения васан вам будет отпущен срок, сравнимый со временем существования земли, все равно им конца не будет, но если не будет васан, или желаний, то человек не будет прилагать усилий, он не будет работать, он не будет активным. Только у саттвической личности, которая достигла саттвического ума, может быть мало или совсем не быть васан. Однако, если человек в своей эволюции является раджастической или тамастической личностью, он должен иметь васаны. Если человек является ленивым (тамастическим) и если у него нет желаний, он станет еще более ленивым, но если у него есть желания, он побуждается к работе. Васаны принуждают его быть активным. Таким образом, в тамастическом состоянии васаны следует стимулировать; в раджастическом, или динамическом, состоянии они должны быть уравновешены; в саттвическом, или уравновешенном, состоянии они должны постепенно устраняться.
Как узнать, являетесь вы саттвической, раджастической или тамастической личностью? Самому судить очень трудно. Все считают себя саттвическими личностями, но есть некоторые признаки, по которым вы можете судить, принадлежите ли вы к этой фазе или категории. Если вы жадный, то вы не можете сказать, что вы саттвическая личность. Если вы вовлечены в различные виды деятельности или если ваш ум никогда не бывает в покое, то это указания на то, что вы являетесь раджастическим типом, то есть ваш темперамент является раджастическим.
Как узнать, что вы являетесь тамастической личностью? Вы будете подвержены лени и откладыванию всех дел «на потом». Люди, которые спят слишком много, являются личностями тамастическими. Когда вы осознаете дхьяну, внутренний покой и многие другие вещи, это указание на саттву. Поэтому, если человек является ленивым и все откладывает на будущее, в него следует «впрыскивать» васаны, поскольку без васан он не будет участвовать ни в чем.
Эволюция происходит от тамаса, то есть статического состояния, к раджасу, состоянию изменчивости, а не непосредственно от тамаса к саттве, состоянию восприимчивости. Сначала тамастический человек должен измениться в раджастического человека, а затем уж в гармоничного, саттвического человека. После этого вы станете тригунатитхой, «превзошедшим три состояния». Вы не сможете сразу превзойти все три васаны. Большинство людей в мире являются смесью этих трех состояний — в основном раджастическими, иногда немного тамастическими и немного саттвическими. Очень мало людей являются в основном саттвическими. Так что, в соответствии с доминирующим качеством человека, он и должен получать соответствующие садхану и дхарму. Васаны должны или урезаться, или исполняться, или очищаться (облагораживаться).
Таким образом, васаны не могут отсутствовать в нашей жизни; желания и страсти необходимы для эволюции человека. Так же, как вы используете одну колючку, чтобы вытащить другую, а затем выбрасываете обе, так и латентные васаны в тамастическом состоянии должны быть устранены при помощи других васан, поскольку участие в слишком большом числе васан приводит в конечном счете к развитию вайрагьи, или бесстрастия. Если вы подавляете васаны, вы поддерживаете состояние тамаса. Вы имеете склонность к этому; вы имеете расположение, или рага, к нему. Вы не можете удовлетворить свои желания в ежедневной жизни, но вы можете мечтать, вы можете фантазировать. Это и есть в данном случае так называемое удовлетворение.
Жизнь должна планироваться таким образом, чтобы у вас было время, когда вы должны удовлетворить один тип васаны, и еще другое время, когда вы могли бы удовлетворить другой тип васаны и так далее. Различные игры, деятельность, связанная с семьей и детьми, открытие госпиталя, путешествие в Ганготри или сидение в медитации — это все также васаны.
Как можно прекратить вхождение в подсознательный и бессознательный ум карм (причин/следствий) и самскар (впечатлений)? Зачем нужно стараться делать это? Зачем тратить свое время? Вы будете удалять самскары только для того, чтобы на их место вошло что-либо другое. Это как ситуация на железнодорожной станции или в аэропорте — один самолет улетает, другой прилетает. То же самое с самскарами. Можете ли вы закрыть глаза на них? В то время, когда вы сконцентрированы на природе своего переживания или на своем желании, как можно остановить самскары?
Вместо того, чтобы блокировать самскары, вы должны, скорее, прекратить их производство. Вы, однако, не можете прекратить их производство; вы производите их сознательно и бессознательно. Таким образом, вместо того, чтобы блокировать самскары, или взаимодействовать с ними, или пытаться устранить их, было бы гораздо лучше развивать, создавать или вызывать более сильные и духовно более возвышенные самскары. Так позитивное преодолеет негативное.
Когда вы стараетесь развить внутреннее переживание, вы развиваете сильные самскары. Эти самскары возможно закрепить, но для большинства людей это опасно. Потому что в своих усилиях закрепить и приспособить, усмирить и устранить самскары вы устраняете и изменяете свойства самой своей личности, и вы рискуете получить совершенно ненормальную личность.
Не делайте ошибки, не сражайтесь с самскарами, независимо от того, как вы это делаете — мантрой, янтрой, тантрой, хатха-йогой или даже религиозными практиками. Вы всего лишь взбудоражите структуру триллионов архетипов в своем мозгу. Что вы будете делать со всеми ими? Будьте очень позитивными; не сражайтесь с основой жизни. Через некоторое время васаны будут растворены, подвержены «возвышению, возгонке». Сначала васаны связаны с телом, семьей и карьерой, но позднее они будут возвышены. Как можем мы возвысить васаны?
Есть три способа возвышения васан, следует лишь быть уверенным, что вы не делаете ошибки в жизни. Идите надежным путем! Самый надежный путь — это развитие более высокой, более благородной и более возвышенной позиции в жизни, и тогда все эти позитивные самскары будут следовать за вами. Со временем все будет преобразовано. Вы не должны будете убивать свои самскары. Вы не должны будете разрушать основу своего существования, это деструктивный путь.
Вторым путем является путь карма-йоги, путь служения обществу, примером которого является путь Махатмы Ганди и подобных ему людей. Еще другим путем является путь достижения финального самадхи. Практикуйте полчаса медитации и шуньи (пустоты). Это три метода возвышения, или возгонки, васан. В самадхи васаны сгорают полностью; в карма-йоге васаны рассеиваются и становятся слабыми.
Есть и четвертый путь. Он очень труден. Вы все препоручаете «Богу», божественной космической воле. Пусть он делает, что хочет!