Шлока 40. Достижение совершенства требует двенадцати лет садханы

Шлока 40. Достижение совершенства требует двенадцати лет садханы - student2.ru

Йог, который медитирует на высшем Я, или на атме, принимает в умеренном количестве чистую пищу и практикует сиддхасану в течение двенадцати лет, достигает совершенства, или сиддхи.

Двенадцать лет могут показаться слишком долгим временем для того, чтобы практиковать что-то одно до достижения совершенства в нем, но нужно принять во внимание и то, что для того, чтобы стать квалифицированным практикующим врачом или юристом, тоже требуется много лет учения и практики. По сравнению с остальной частью жизни двенадцать лет не являются такими уж долгими, если речь идет о достижении вершины в совершенствовании и о пробуждении высшего состояния сознания. Если человек может посвятить всю жизнь преследованию материальных целей, то почему бы не выделить двенадцать лет для развития высшего сознания и раскрытия духовных возможностей?

Для того, чтобы тело и ум изменились, требуется много лет. В течение семи лет все клетки тела полностью замещаются новыми клетками. Можно сказать, что человек получает новое тело. Для того, однако, чтобы изменить структуру ума и переплавить сознание, требуется больше времени. Во многих шастрах утверждается, что садхана приносит плоды через двенадцать лет. Двенадцать лет обеспечивают постепенное и полное реструктурирование тела, ума, эмоций и души.

В духовной жизни двенадцать лет — это важный цикл. Это время, по-видимому, уходит на то, чтобы очистить и подготовить пра-ническое и психическое тела для духовного пробуждения. В традиции «гуру — ученик» предполагается также, что ученик должен потратить двенадцать лет на тренировки под руководством гуру.

В этой шлоке говорится еще о двух вещах: об умеренной диете и о медитации над атмой. Простая и умеренная диета помогает установить равновесие в теле и создает благоприятные условия для высших переживаний. Основной причиной болезней на самом деле является неправильная диета. Если бы люди уделяли больше внимания своей диете, то многих физических и психологических проблем можно было бы избежать.

Йог Сватмарама рекомендует медитацию на высшем Я, то есть на атме. Поскольку все ищущие в духовной области стремятся к переживанию атмы, хорошо было бы подготовиться к этой реализации с самого начала. Практика направляет внутреннюю энергию человека в позитивное русло, делает ум однонаправленным и способствует движению человека к конечной цели.

Ум не является статическим; он представляет собой вибрирующую массу энергии сознания, которая может переплавляться в любую форму, которую вы придадите ей. Когда человек живет ради материальных удовольствий, ум погружен в материальную реальность. Если он поглощен негативными и развратными вещами, то он таким и становится. Если он погружен в тонкие переживания, то тогда он может подойти ближе к атме. Это процесс, который влечет за собой полную реструктуризацию всего организма, включая мельчайшие клетки.

Конечно, эта медитация на атме имеет ведантическую окраску и подобна идее философии Самкхья о том, что наивысшим является пуруша. Шакта посоветовал бы, по-видимому, медитировать на шакти. Аналогично, согласно индивидуальным особенностям садхаки, гуру может рекомендовать ему совершенно другой объект для медитации и не предлагать созерцание атмы.

Аспект гуру здесь на самом деле совершенно опущен. Если у вас нет никакого гуру и вы сидите в позе сто двенадцать лет, вы можете ненамного продвинуться, если вы только уже не являетесь полностью просветленным. По пути внутрь самого себя может вести только человек со способностью духовного прозрения, духовного видения. Если вы желаете пережить другое состояние ума за пределами обычных чувственных ощущений, то конечное восприятие должно быть изменено. Как конечный ум может сконцентрироваться на бесконечном? Сватмарама советует концентрироваться на атме, но атма бесформенна и бесконечна. Вот почему важен гуру — свет его атмы освещает вашу атму; без этого не может быть никакой самореализации.


Наши рекомендации