Философия и развитие бел.самосознания в 19-20вв

Критическая теория в 20 веке.

Философия и развитие бел.самосознания в 19-20вв.

Творчество В.Дунина-Мартинкевича, К.Калиновского, Фр.Богушевича. В 20-70е гг.20в. развивались темы марксистской философии (диалектического и исторического материализма). В 70-80е гг.20в. исследуются разные варианты философии и методологии науки, категориальный аппарат фил. Мысли, диалектическая логика. С н.90х. гг. 20в. бел. Философствование включается в мировой философский процесс. Происходит освоение идей современного западного марксизма, семиотики, феноменологии, герменевтики и др.течений современной фил, мысли, проводится их критический анализ.

32. «Новая метафизика» 20 века (Гартман и Хайдеггер). XX век характеризуется жесточайшей рефлексией языка, в том числе языка, на котором пишутся словарные статьи. В XX веке декартовский принцип был воспроизведен Гуссерлем в феноменологии. Эдмунд Гуссерль провозглашает лозунг «Назад, к вещам», и прибегает к крайней скрупулёзности в создании новых, «адекватных» терминов для описания своего пути «назад» к вещам, «какими они есть». Мартин Хайдеггер в XX веке расценивал творчество Фридриха Ницше как вершину западной метафизики, исчерпывающую все возможные метафизические мыслительные ходы и конструкции. Хайдеггер воспринял ницшевскую проблематику нигилизма, «Ничто», и разрабатывал эту проблематику в связи с существованием науки, техники, безусловно соотнося само существование техники и её «прогресс» с нигилизмом. Ницшевское восприятие всеобщности нигилизма и отсутствия «позиции», внеположной нигилизму, Хайдеггер переосмыслил как проблему бытия языка. Действительно, любая «позиция» является таковой только в силу своей выраженности в языке, и, следовательно, отсутствие «что?» влечет за собой поиски «как?». Мартин Хайдеггер полагал метафизику неизбежным спутником любой речевой деятельности. Представители аналитической философии в XX веке (Людвиг Витгенштейн) рассматривали метафизику как языковую игру, значения слов в которой неопределены и определены быть не могут. И это означает, что метафизические вопросы представляют из себя не вопросы без ответов, а попросту языковую путаницу, ответ на которую не имеет смысла. Ясность мира дана целиком и полностью, но она невыразима в слове и недоступна вопрошанию (мистицизм). Постмодернисты XX века, наследуя Ницше и Хайдеггеру, объявляют войну метафизике в целом, полагая, что за проклятыми вопросами о первоначалах стоит первоначальное и метафизическое понятие целостного субъекта, который хочет «что-то понять» («метафизика присутствия»). «На самом деле» нет ничего, кроме текстов, нет никакого «на самом деле» (снимается проблема истинности) и понимать тексты просто некому, поскольку в принципе отсутствует внеположная текстам инстанция, как понимающий целостный субъект. «Целостный субъект», «я» — не более и не менее, чем текст в ряду других текстов (или сам представляет из себя этот ряд). Деконструктивисты фактически переносят Декартовское Эпохе на уровень фразы, слова, буквы. Текстом является «всё». При этом это «всё» является тождественным «ничто». Тексты взаимосвязаны по своим законам, наследуют друг другу, цитируют друг друга. Вопросы преодоления метафизики рассматриваются такими современными философами как Юрген Хабермас и Карл-Отто Апель.

33.Лингвистический поворот в философ.20века.ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ — термин, описывающий ситуацию, сложившуюся в философии в первой трети — середине 20 в. и обозначающий момент перехода от классической философии, которая рассматривала сознание в качестве исходного пункта философствования, к философии неклассической, которая выступает с критикой метафизики сознания и обращается к языку.Основными чертами Л.П. являются отказ от гносеологической и психологической проблематики, критика понятия субъекта, обращение к исследованию смысла и значения, замена понятия истинности понятием осмысленности, стремление рассматривать язык как предельное онтологическое основание мышления и деятельности, релятивизм и историцизм.

34. Философия природы и натурфилософия. Античная натурфилософия. Метафизика (др.-греч. — «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Онтология (греч. «сущее», «учение») – учение о бытии (существовании) как таковом и о всеобщих принципах и законах его организации. Философы досократического периода занимались проблемами познания природы (натурфилософия). Занимались поисками причин бытия всех вещей и исследованием причин становления и изменения мира. Ими получен ряд абстракций: физическая (из чего всё состоит?), математическая (как всё соотносится?), метафизическая (что есть сущее в своей основе?). Милетская школа. Фалес – начало всего вода. Анаксимандр – неопределённое. Анаксимен – воздух. Это физическая абстракция. Пифагорейцы– вопрос о соотношении вещей. Мир – это космос, они первые заговорили о гармонии сфер. Это математическая абстракция. Школа элеатов – бытие само по себе. Парменид: «бытие есть, небытия же нет». Существует лишь то, что мыслимо. Это метафизическая абстракция. Платон – учение об идеях. Существование царства нематериальных вечных и неизменных сущностей. Идеи – прообразы реальности, в соответствии с которыми оформлены предметы видимого мира. Они существуют объективно. Метафизика Аристотеля основана на критике платоновского учения об идеях. Он стремится преодолеть платоновскую двойственность, выражающуюся в существовании идеи и реального предмета. Сущность вещей в них самих. Сущность содержится в материи только потенциально, благодаря форме она становится актуальной, или действительной. Этика Аристотеля – область человеческих действий. Каждая сущность по природе своей стремится к присущему ей благу, в котором она находит своё завершение. Благом для человека является деятельность души согласно разуму. В отношении Аристотелевской философии можно связывать метафизику с бытием Ума (аристотелевский Нус).

35. Ренессансная натурфилософия.2-я натурфилософия. Статический характер (неизменность), мир закрытый и «совершенный». Геоцентризм – Земля в центре вложенных друг в друга концентрических кристаллических сфер, которые находятся внутри вечного кружения неподвижных звезд. Связь с мистическими учениями. Пантеизм.

36. Романтическая натурфилософия 19 века.Натурфилософия немецкого романтизма конечной целю вселенной считает развитие индивида. В противовес научности всего.

Наши рекомендации