В XXIв. ещё большее распространение могут получить государственный терроризм, уголовный терроризм, ядерный терроризм, биотерроризм и кибертерроризм
Причины усиления терроризма в XXIв.: | - столкновение цивилизаций, т.е. культурные противоречия, выраженные в языке, истории, религии, обычаях, социальных институтах. Основные конфликты современности проходят по «линии разлома» цивилизаций (исламской и западной) и не связаны с различием политических систем или экономическими требованиями, как это было раньше – американский политолог Самюэль Хантингтон (1927-2008); |
- внутренняя противоречивость самой системы господства, претендующей на монополизм. Терроризм – закономерная болезнь слишком сильной безальтернативной власти – французский философ Жан Бодрийяр (1929-2007); | |
- терроризм – основное орудие сильных, а не слабых. Настоящий источник терроризма – ведущие мировые державы, в результате военных и политических действий которых гибнут невинные люди. Нет никаких сущностных различий в действиях мировых держав и террористических групп – американский философ Ноам Хомский (1928); | |
- проблема сворачивания свобод и ограничения прав человека под предлогом государственной борьбы с экстремизмом и терроризмом. Этой борьбой оправдываются незаконные задержания, убийства, пытки, вмешательство в личную жизнь, расправа с политическими оппонентами, ограничение свободы слова и др. – канадский политолог Майкл Игнатьефф (1947). |
Терроризм – показатель кризисного состояния в различных сферах современного общества, и справиться с ним исключительно запретительными и полицейскими мерами невозможно. Только комплексные меры, направленные на оздоровление ситуации в конкретных сферах (культурных, религиозных, экономических, политических и т.д.) могут уменьшить питательную среду для развития идей терроризма.
Проблема человеческой природы в XX – нач. XXIвв. превратилась из теоретического философского вопроса в глобальную практическую задачу для науки и морали.
Сложность нового глобального вызова связана с необходимостью коренной переоценки самих представлений о природе человека. Традиционно философия рассматривала её как многогранную и противоречивую, но исторически и культурно неизменную и стабильную. Для людей любой эпохи и культуры характерны одни и те же черты и способности: они смеялись и скучали, любили и ненавидели, логически рассуждали и совершали нелогичные поступки, занимались творчеством и т.д.
Развитие биологии и генной инженерии, психологии и кибернетики открыло реальные возможности для радикальных преобразований человека. Будет ли результатом искусственного вмешательства в природу человека его усовершенствование и улучшение? Или успехи науки приведут к появлению ограниченных специализированных особей, с одной стороны, и «сверхлюдей» - с другой? Останутся ли эти «сфабрикованные» существа людьми, или же нас ждёт, как утверждает футуролог Фрэнсис Фукуяма, будущее без человечества?
Изменение представлений о неизменности природы человека: | - впервые представления о неизменности природы человека были поколеблены после появления эволюционной теории Чарльза Дарвина. Способности и характеристики человека предстали не как нечто изначально данное, а как результат длительного приспособления и развития. В философии Фридрих Ницше, опираясь на дарвиновские идеи, представляет человека как переходный этап от обезьяноподобных предков к идеальному сверхчеловеку будущего; |
- в кон. XIXв. английский учёный Фрэнсис Гальтон (1822-1911) создаёт новое направление в науке «евгенику» (от греч. eugenes – породистый). Это учение о совершенствовании природы человека путём улучшения его наследственного здоровья. В первой половине XXв. евгеника была влиятельным направлением в политике и медицине США, Западной Европы и Советского Союза и понималась как форма социального контроля. Негативная евгеника была направлена на ограничение передачи негативных наследственных признаков, а позитивная евгеника стимулировала воспроизводство потомства от наиболее здоровых пар для улучшения генофонда человечества или нации. В фашистской Германии евгеника стала ведущей государственной политикой. Люди, объявленные неполноценными по интеллектуальным, социальным или национальным признакам, были стерилизованы или планомерно уничтожались. И, напротив, путём «скрещивания» образцовых «расово чистых» особей пытались вывести «нового человека». После окончания Второй мировой войны евгенические проекты были осуждены как бесчеловечные, но некоторые элементы евгеники применяются до сих пор по медицинским показаниям; | |
- в кон. XXв. были разработаны мощные средства воздействия на физическую природу человека вплоть до возможности генетического конструированияособенностей человеческого организма и его индивидуальных способностей. В 2003г. был расшифрован геном человека, что должно позволить справиться со многими болезнями, перед которыми медицина пока бессильна, но в результате, стала по-настоящему реальной опасность изменения человеческой природы, созданы предпосылки для клонирования человеческих особей для решения определённых задач. В результате встаёт множество вопросов: - не придёт ли человечество к ещё большему социальному расслоению, когда богатые смогут иметь генетически улучшенное потомство, а бедные превратятся в людей «второго сорта»? - не приведёт ли возможность выбирать пол ребёнка к серьёзному демографическому дисбалансу с непредсказуемым результатами? Т.о., вероятные последствия конструирования человека внушают серьёзные опасения; | |
- другая область изменения природы человека – биокибернетика – пытается органично соединить тело человека со сложными искусственными устройствами. Сегодня есть возможности: - у медицины - заменять некоторые органы искусственными (пересаживать сетчатку глаза, конечности, сердце). - у современной науки - вживлять приборы, не имеющие естественных аналогов (имплантировать в головной мозг микрочипы с радиопередатчиком, позволяющие мысленно управлять электронными устройствами). - при помощи искусственных устройств расширить способности человека (он сможет чувствовать ультразвук или видеть в инфракрасном свете, уменьшить время реакции и увеличить физическую силу и т.д.). - осуществить симбиоз человека и компьютера, при котором память человека будет дополнена компьютерными информационными базами, а скорость мыслительных операций многократно возрастёт. - усложнить сами механизмы и постепенно приблизить искусственный интеллект к человеческому. Последствия таких изменений - непредсказуемы. А статус искусственного разума и последствия его создания также вызывают вопросы. |
При всех попытках остановить развитие биотехнологий и ограничить эксперименты с природой человека, полный контроль над такой деятельностью невозможен. Тем важнее предварительная разработка возможных сценариев будущего с учётом радикального изменения природы человека.
Груз глобальных проблем – это высокая цена человечества за прогресс в своей истории, за непродуманные решения и действия, эгоизм человеческого рода.