График выполнения и сдачи заданий СРС. Кафедра «Права и международных отношений»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(Syllabus)
«Философия»
Кафедра «Права и международных отношений»
Учебный год
Код дисциплины | специальность | курс | Форма обучения | количество кредитов | семестр |
Fil 2101 | Для всех специальностей | дневная | |||
Fil 2101 | Для всех специальностей | 2,3 | дневная АП | 3,5 | |
Fil 1101 | Для всех специальностей | вечерняя форма обучения по сокращенной образовательной программе на базе ТиПО, ВО |
Место и время проведения занятий:корпус КАСУ, пр. Независимости 86
Консультационные часы:согласно расписанию учебных занятий.
Цель дисциплины «Философия»:
- формирование у студентов базовых представлений о философии
как об особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности;
- ознакомление студентов с философскими текстами выдающихся
мыслителей и формирование навыков их критического осмысления;
- развитие умения логически излагать свои мысли, грамотно вести
философскую дискуссию и аргументированно отстаивать собственные
позиции по актуальным проблемам современности;
- формирование казахстанского патриотизма;
- способствование обретению будущим специалистом
мировоззренческих и духовных ориентиров в современном сложном и быстроменяющемся мире.
Задачи дисциплины «Философия»:
- изучение исторических этапов развития философии;
- ознакомление с уникальным философским миропониманием казахского народа;
- рассмотрение основных разделов и тенденций развития философии, трансформации ее форм рациональности;
- освоение знаний о современных методах научного познания;
формирование у будущих специалистов основ философско- мировоззренческой и методологической культуры.
Основные результаты изучения дисциплины:
Знание теоретических понятий курса философии:
Понимание функций, роли и места философского знания в культуре человечества
Знание основных этапов развития мировой и казахской философской мысли
Представление о круге фундаментальных проблем философии, особенности их постановки и решения в процессе ее становления
Умение использовать основные философские теории и методы, применяемые в изучении человека, природы и общества
Понимание актуальных проблем современной отечественной и мировой философии
Умение оперировать специальной философской терминологией и категориально-понятийным аппаратом философии
Умение логически излагать свои мысли по изучаемым философским вопросам
Умение формировать и аргументировано отстаивать собственную мировоззренческую позицию по различным проблемам философии
Пререквизиты: история Казахстана
Постреквизиты: культурология, религиоведение, политология, социология
Модульно-тематический план
Модуль | Наименование тем | Краткое содержание темы | Количество часов | |||
Л | С | СРСП | СРС | |||
История философии | Предмет философии | Предмет, назначение и функции философии Основные разделы философии | ||||
Философия Древнего мира. | Предфилософия казахов. Философия древнего Востока. Античная философия | |||||
Философия Средних веков Востока и Запада | Философские аспекты средневековой арабо-мусульманской философии Апологетика Патристик Номинализм и реализм Роль и место средневековой философской мысли в истории философии. | |||||
Философия эпохи Возрождения | Социально-экономические предпосылки формирования философии Возрождения. Концепции платонизма, неоплатонизма и аристотелизма в науке и искусстве. | |||||
Философия Нового времени | Поиск методов познания: эмпиризм и рационализм, материализм и идеализм. Философы нового времени | |||||
Философия европейского Просвещения XVIII века | Общность различных типов Просвещения в истории человечества. Просвещение как путь к социальному прогрессу. | |||||
Классическая немецкая философия | Влияние идей Просвещения на формирование классической немецкой философии. Кант,Фихте Гегель, Фейербаха- представители классической немецкой философии | |||||
Философия конца XVIII- начала XXI века | Филосовские школы: марксизм, позитивизм, Герменевтика, Философии жизни ,Постпозитивизм, Психоаналитическая философия, Постмодернизм, Философия прагматизма. Основные направления русской философии. | |||||
Казахская философия | Философское содержание казахского фольклора. Нравственно-этические вопросы в произведениях казахских жырау Философское мировоззрение поэтов эпохи «Зарзаман» Общественно-политические условия формирования казахского Просвещения Особенности общественно-философских взглядов звездной плеяды казахской интеллигенции начала XX века. | |||||
Основы философского понимания мира. | Бытие как центральная категория онтологии | Основные формы бытия. Понятие «материя». Движение как способ существования материи Пространственно-временные отношения Бытие и сознание | ||||
Принцип развития: диалектика и синергетика | Системная организация бытия и ее основные структурные уровни. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. | |||||
Возможности и границы познания. Специфика научного познания | Основные подходы к проблеме познаваемости мира. Эмпирический и теоретический уровни познания. Познание как постижение истины. Основные методы познания | |||||
Философия в поиске и развитии. | Философская антропология | Основные образы человека в истории философии. Синтетической» концепции человека в философской антропологии. Социокультурные основания человеческого бытия. Человеческая субъективнорть и экзистенциальные характеристики личности. | ||||
Социальная философия | Предмет социальной философии. Общество как система. Пути и перспективы развития открытого демократического казахстанского общества. Идея «Мэңгілік ел». Философия информационного общества. Социокультурный подход как синтез формационного и цивилизационного подходов к периодизации истории | |||||
Философское осмысление глобальных вызовов современности | Характеристика основных глобальных проблем современности. Стратегия «Казахстан-2050. Устойчивое развитие как оптимальный вид социального прогресса. | |||||
Итого: |
График выполнения и сдачи заданий СРС
Модуль | Тема | Виды работ по контролю СРС | Задания для СРС | Количество часов и сроки сдачи заданий СРС | |||
Очная форма обучения | Очная, вечерняя форма обучения по сокращенной образовательной программе на базе ТиПО | ||||||
кол-во часов СРС | неделя | кол-во часов СРС | неделя | ||||
История философии | Предмет философии | Написание эссе | Написать эссе | ||||
Философия Древнего мира. | Подготовиться к коллоквиуму | Подготовка и участие в коллоквиуме | |||||
Философия Средних веков Востока и Запада | Подготовиться к коллоквиуму | Подготовка и участие в коллоквиуме | |||||
Философия эпохи Возрождения | Ответить на вопросы | Подготовка и ответы на вопросы | |||||
Философия Нового времени | Ответить на вопросы | Подготовка и ответы на вопросы | |||||
Философия европейского Просвещения XVIII века | Написание эссе | Написать эссе | |||||
Классическая немецкая философия | Составить конспект ответа | Презентация конспекта | |||||
Философия конца XVIII- начала XXI века | Составить конспект ответа | Презентация конспекта | |||||
Казахская философия | Составить конспект ответа | Проверка конспекта | |||||
Основы философского понимания мира. | Бытие как центральная категория онтологии | Написание эссе | Проверка эссе | ||||
Принцип развития: диалектика и синергетика | Составить конспект ответа | Проверка конспекта | |||||
Возможности и границы познания. Специфика научного познания | Составить конспект ответа | Проверка конспекта | |||||
Философия в поиске и развитии. | Философская антропология | Составить конспект ответа | Проверка конспекта | ||||
Социальная философия | Составить конспект ответа | Проверка конспекта | |||||
Философское осмысление глобальных вызовов современности | Составить конспект ответа | Проверка конспекта | |||||
Итого |
Список рекомендуемой литературы:
Основная:
Зотов А.Ф. Современная Западная философия. - М.: Высшая школа, 2012.
Мырзалы С.К. Философия. - Алматы: Бастау, 2008.
Нұрышева Г.Ж. Философия. - Алматы: Інжу-маржан, 2013.
Петрова В.Ф., Хасанов М.Ш. Философия. - Алматы: Эверо, 2014.
Сегизбаев О.А. История казахской философии : От первых архаичных представлений древних до философии развитых форм первой половины XX столетия : учебник для вузов. - Алматы: Ғылым, 2001.
Дополнительная:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М.,: Проспект, 2010.
Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. - Алматы: К-ИЦ ИФП КН МОН РК, 2011.
Бегалинова К.К., Альжанова У.К. Философия. Часть 1,2. - Алматы: Жібек жолы, 2014.
Есім Ғ. Сана болмысы. - Алматы: Қазақ университеті, 2007.
Лавриненко В.Н. Философия. - М.: ИД Юрайт, 2011.
Кирабаев Н.С. Учебное пособие по курсу «Средневековая арабомусульманская философия». — СПб.: СПбГУ, 2005.
Немировская Л.З. Философия: История и теория. - М., Изд. Российского Нового Университета, 2007.
Нұрмұратов С.Е. Рухани құндылықтар әлемі:әлеуметтік-философиялық талдау. - Алматы, БҒМ ФСИ баспасы, 2000.
Орынбеков М.С. Предфилософия протоказахов. - Алматы: Өлке, 1994.
Степанянц М.Т. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. - Москва: Восточная литература, 2001.
Интернет источники:
· http://www.filosofia.ru
· http://www.philosoff.ru
· http://www.filosof.historic.ru и др.
Специальная литература.
1. Антология мировой философии. В 4 т. - М.: Мысль, 1969-1971.
2. Бердяев Н.А.Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.
3. Камю А.Бунтующий человек. - М., 1990.
4. Мор Т.Утопия. - М., 1978.
5. Ницше Ф.Так говорил Заратустра. - М., 1990.
6. Ортега-и-Гассет X.Что такое философия? - М., 1991.
7. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.
8. Пригожин И., Стенерс И.Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. - М., 1986.
9. Сартр Ж.-П.Избранные произведения. - М., 1992.
10. Фромм Э.Иметь или быть? - М., 1990.
11. Фуко М.Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - М., 1977.
12. Хантингтон С.Столкновение цивилизаций. - М., 2003.
13. Шпенглер О.Закат Европы. - М., 1993.
14. Ясперс К.Смысл и значение истории. - М., 1991.
Технические средства обеспечения учебного процесса по дисциплине:
Студенты должны уметь пользоваться компьютерными программами MS Office - Word, Excel, Power Point; Internet, чтобы выполнять задания по курсу.
Политика дисциплины
Посещаемость занятий
Студенты дневной формы обучения должны посещать все аудиторные занятия и внеаудиторные занятия СРСП согласно расписанию. Внеаудиторные занятия СРСП консультационного характера посещаются в случае наличия у студента вопросов к преподавателю, для сдачи заданий для самостоятельной работы и материала по пропущенным занятиям. В отдельных случаях данный вид занятий обязателен для посещения по требованию преподавателя.
Работа студента в аудитории
Во время аудиторных занятий студент обязан участвовать во всех формах проводимой на занятии работы (устный ответ, письменная работа, обсуждение, дискуссия, работа в группах, выполнение проекта и т.д.).
Пропуски занятий
Пропуски занятий должны быть только по уважительной причине. Уважительными причинами пропуска занятий считается:
- болезнь (при наличии медицинской справки, выданной учреждением «Амбулаторный центр», являющегося студенческой поликлиникой КАСУ);
- участие в спортивных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, конференциях (при наличии подтверждающего документа);
- семейные и прочие уважительные обстоятельства (при наличии заявления об освобождении в деканате).
В двух последних случаях освобождение от занятий оформляется распоряжением по деканату. Студенты, пропустившие занятия по вышеперечисленным уважительным причинам, имеют право сдать преподавателю материал по пропущенной теме, а также соответствующую самостоятельную работу без снижения оценки. Студенты, пропустившие занятия без уважительной причины также должны сдать преподавателю материал по пропущенной теме, а также соответствующую самостоятельную работу со снижением оценки до 25% на усмотрение преподавателя. В случае пропуска студентом занятий по неуважительной причине более 3-х раз преподаватель пишет докладную записку на имя декана факультета. В случае непосещения более 50% занятий без уважительной причины, студент обязан пройти данную дисциплину повторно.
Опоздания на занятия
Опоздания на занятия категорически запрещены. В случае опоздания менее, чем на 10 минут студент может быть допущен к занятию только с разрешения преподавателя. В случае опоздания более, чем на 10 минут студент не допускается к занятию и занятие считается пропущенным без уважительной причины.
Академическая честность
Студенту запрещается при выполнении аудиторных и самостоятельных заданий:
- списывание, использование шпаргалок и других незаконных способов получения информации с целью помощи себе или кому-либо другому;
- плагиат, т.е. кражу или выдачу за свое чьих-либо идей или выводов, представление соответствующей работы в качестве результата собственных мыслей и идей;
- любые другие формы недостойного академического поведения.
В случае нарушения вышеперечисленных правил академической честности преподаватель не принимает задание к проверке и не выставляет оценку по нему.