Юридическая наука в России в период XIX - XX веков. Современное состояние юридической науки

Начало XIX века ознаменовалось в истории России целой серией государственных преобразований. Их неотъемлемой частью стали меры, направленные на значительное расширение и совершенствование системы народного образования.

Основные принципы реформ в этой сфере были изложены в документе под названием "Предварительные правила народного просвещения", утвержденного императором Александром I 24 января 1803 года. Согласно плану, начертанному в рассматриваемом документе, предполагалось создать на территории страны шесть учебных округов: Московский, Санкт-Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. В каждом из учрежденных университетов предполагалось иметь юридический факультет. И такой факультет или существовал с момента открытия учебного заведения, или создавался немногим позднее. В Дерптском университете он именовался юридическим отделением, в Казанском и Харьковском университетах - отделением нравственных и политических наук, в Санкт-Петербургском университете - отделением "наук философских и юридических", в Московском университете - "отделение нравственных и политических наук".

Преподавание юриспруденции предусматривалось не только в университетах, но и в учебных заведениях особого типа - лицеях или училищах высших наук. Они создавались специально для подготовки гражданских чиновников и по уровню образования занимали промежуточное положение между гимназиями и университетами.

Сознавая, что обучение юридическим наукам в университетах, лицеях или гимназиях недостаточно для подготовки юристов, способных занимать должности в судах или писать тексты законов и составлять их собрания, Александр I предпринимал меры для организации учебных заведений, в рамках которых лица получившие теоретическое образование в области юриспруденции, могли бы усвоить практические навыки обращения с юридическими документами. Императорским указом от 1 августа 1805 года вместо Юнкерского института, действовавшего при Сенате, было создано Высшее училище правоведения при комиссии составления законов. 2Оно предназначалось для окончательного образования молодых людей, "в университетах или гимназиях уже обучавшихся, и в приготовлении их к должностям по судебным делам". Программа обучения в этом специализированном юридическом учебном заведении была рассчитана на три года. Училище просуществовало до 1816 года, за время его существования (весьма не долгое) подготовку в нем прошли 43 юриста.

Развитию в России юридического образования, и, как следствие, юриспруденции весьма поспособствовал именной Указ императора Правительствующему Сенату "О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники", от 6 августа 1809 года, провозглашавший новые правила производства в чины по гражданской службе. Автором проекта этого знаменитого указа был М.М. Сперанский. Сперанский предлагал ликвидировать их. По его мнению, "чины не могут быть признаны установлением для государства ни нужным, ни полезным". 2 И в связи с этим Сперанский М. М разработал новое правило возведения в чины и изложил в законопроекте, согласно которому "чин коллежского асессора как первый чин, дающий право на потомственное дворянство, открыт только для лиц, получивших университетское образование и сдавших соответствующие экзамены, для канцелярских чинов довольно оставить первые три офицерские чина", а "последующие восьмиклассные чины затруднить для не учившихся и облегчить, сколь можно, для тех, кои предъявят свидетельство в их учении".

Надо полагать, что для чиновников, проживших более восьми лет спокойно и без "профессиональных" к ним требований, данный указ явился смертельным для их чиновничьей судьбы. Ведь текст Указа от 6 августа 1809 года начинался с напоминания о том, чтобы "…ни в какой губернии, спустя пять лет по устроении в округе, к которому она принадлежит, на основании общих правил училищной части не определять к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, людей, не окончивших учения в общественном или частном училище". При этом следует отметить, что впервые, именно в этом указе от чиновников требовали "иметь свидетельство от одного из состоящих в Империи университетов", Т.о. предполагалось, что все дворяне предпочтут отечественную систему обучения "способам учения иностранным, недостаточным и ненадежным". Другого выбора данный указ не давал, и более того те, кто на момент издания указа состояли на государственной службе, должны были выдержать экзамен в науках в порядке, определенном Главным правлением училищ. Программа экзаменов чиновников, претендовавших на чин коллежского асессора и выше - вплоть до чина статского советника, так же приводилась в указе.

Введенное Указом от 6 августа 1809 года правило, согласно которому для производства в звание коллежского асессора чиновнику необходимо было иметь "свидетельство от одного из состоящих в Империи университетов, что он обучался в оном с успехом наукам, гражданской службе свойственным", способствовало повышению в русском обществе престижа университетской системы обучения и значения юридического образования.

Среди учебных заведений России, в которых преподавались юридические науки, главное место в начале XIX века занимал юридический факультет Императорского Московского университета. Действовавшее в России право имело глубокие исторические корни, и понять его без познания предшествовавших периодов было не возможно. Переориентация юридического образования в России и научной юриспруденции на изучение действовавших законов выдвигала на ведущие позиции исторический метод. Ведущими исследователями истории русского права были профессора юридического факультета Императорского Дерптского университета Ф.Г. Эверс и А.Ф. Рейц. При этом невольно рождается вопрос, почему именно дерптские ученые - не русского происхождения - занимались историей русского законодательства, нежели юристы отечественные. На этот вопрос отвечать не трудно. Профессора Дерптского университета успели уже ознакомиться совершенно с выводами юридической исторической школы.

Сперанский разработал правила для испытания на докторскую степень, после которых юридические факультеты российских университетов получили 12 молодых профессоров, которые поставили обучение научной юриспруденции на новый, более высокий уровень. Именно эта плеяда русских правоведов заложила основы национальной научной системы юридического образования в России. Каждый из этих правоведов имел учеников, которые так же стали светилами юриспруденции. Усилия Сперанского и Николая I оказались плодотворными для юридического образования, а значит и для юридической науки в целом.

Вместе с тем немалое значение для развития русской юриспруденции в данный период имела и работа, направленная на систематизацию российского законодательства. Как и в прежние века этим занималась Комиссия по составлению законов. Деятельность Комиссии выводилась из сферы практической юриспруденции в область юриспруденции теоретической . С одной стороны такую систематизацию законодательства применяли и в XVII веке, и вроде бы ничего нового в данную область юриспруденции не привнесли, а с другой стороны изменения были, и довольно значительные, во-первых, методом систематизации законодательства ранее был сугубо практическим, а теперь с методом опирающимся на теорию права; во-вторых Комиссия составления законов, создала общую книгу законов, которая была подразделена на шесть частей, и в ней намечались уже контуры одного из самых грандиозных произведений русской и мировой правовой культуры - "Свода законов Российской империи"; в-третьих, Комиссию составления законов, подразделили на три экспедиции, первая занималась разработкой и начертанием разделов книги законов. Вторая экспедиция занималась:

1. упорядочением "всех частных законов провинций",

2. приведение их в соответствии с основаниями права,

3. составление частных уставов. Третья экспедиция была предназначена "поверять все переводы, соблюдать единообразие, чистоту и ясность слога, исправлять погрешности"; в-четвертых, состав комиссии формировался из трех частей:

1. сословия юрисконсультов,

2. правления комиссии,

3. совет комиссии.

За время своего существования Комиссия по составлению законов разработала такие важные для эпохи и юридической науки проекты законов как "Гражданское уложение Российской империи 1809 г", "Полное собрание законов Российской империи", и, конечно же "Свод законов Российской империи". В связи с этим надо полагать 30-е годы XIX века стали переломным периодом в развитии русской юриспруденции. С выходом в свет "Полного собрания" и "Свода законов" Российской империи в распоряжении правоведов оказался огромный массив систематизированного и легкодоступного материала для изучения русского права. Уже вследствие одного этого обстоятельства характер русской научной юриспруденции не мог остаться прежним: из науки абстрактно - теоретической, она должна была превратиться в науку ориентированную на познание действовавшего российского законодательства, - в теоретическое правоведение соединенное с практикой. Идея единства теории и практики в изучении юриспруденции, стала выражением реального состояния русской юриспруденции.

Так же помимо всех вышеперечисленных изменений, так же необходимо отметить, что на юридических факультетах университетов прекратили преподавать естественное право в качестве самостоятельного учебного предмета. Вытеснение естественно-правовых доктрин из университетской программы обучения юридическим наукам и придание большего значения историческому методу изучения свидетельствовали не только о стремлении самодержавной власти предотвратить распространение в российских университетах революционных идей, но и о новом понимании русскими правоведами сущности юридического образования и юриспруденции, сформировавшемся под влиянием систематизации российского законодательства.

Помимо существовавших в Российской империи в XIX веке университетов и училищ правоведения были созданы лицеи. Это были заведения особого типа, которые были призваны давать юридическое образование специализированного характера, т.е. для обучения бюрократического аппарата. Программа обучения данных учебных заведений была ограниченной: учащиеся получали правовые знания лишь в объеме, необходимом для работы в государственном аппарате. Лицеи относились к категории высших учебных заведений, и срок обучения в них составлял три года. Расположение лицеев: в Санкт - Петербурге, Ярославле, Одессе и в Нежине, свидетельствует о том, что чиновники были юридически образованы и подкованы в своей сфере деятельности по всей территории государства.

Так же для судебных работников были созданы специализированные школы и Юридические классы. На учебу в них принимались молодые люди, прошедшие полный курс обучения в гимназии. Программа обучения в Юридических классах была два года, но все же для занятия высших судебных должностей требовалось университетское юридическое образование.

Итак, из вышеизложенного можно вывести основные черты юриспруденции XIX века:

Получение специализированного юридического образования. Появление университетской юриспруденции;

XIX век, безусловно, является веком не просто юриспруденции, а юридической науки;

Вытеснение естественно-правовых доктрин;

Слияние теоретической юриспруденции с практической;

Систематизация российского законодательства;

Влияние западноевропейской юриспруденции на формирование юридической науки в России.

Состояние юридической науки в России в период XX начала XXI веков:

Конец XIX начало XX ознаменовались обновлением правовых концепций. Главное направление теоретической юриспруденции эпохи свободной конкуренции, сводящей право к воле суверена, являлся социологический позитивизм. Этим самым, юриспруденция как наука, делает шаг назад, так как от правовой догмы, от законов, уходит к повседневной жизни. Конечно, требуется, чтобы право вытекало из жизни, но не на столько, чтобы смешивать юриспруденцию со всеми науками какими только возможно. Трудно даже найти науку, которую в это время не смешали бы с юриспруденцией: психология, биология, этика, теология и т.д. Складывается такое ощущение, что понимание юриспруденции как науки, для сторонников данного направления, было расплывчато, или вовсе не понятно. Сторонники всего этого направления, отрицали связь между правом и государством, а закон, представлял собой лишь незначительную часть права. Но, безусловно, как и у всякого направления есть здесь и положительные стороны: "социологическая школа" расширила горизонты юриспруденции, содействовала разработке таких важных для юриспруденции, как теоретической, так и практической проблем, как правосознание, правотворчество, реализация права.

Так же в конце XIX начале XX века начала складываться базовая наука для всей юридической науки, теория государства и права. Ранее такой специальной науки, которая бы включала в себя совокупность знаний о государственно-правовых институтах, не было. Формирование теоретического знания шло в двух основных направлениях:

1. Общие вопросы понимания государства и права, изучавшиеся сквозь призму философских, политических, этических и иных неюридических учений, со временем стали предметом специальной общей юридической науки - теории права и государства.2. К формированию теоретического знания привело становление отраслевых юридических дисциплин, которое шло совместно с развитием общества, законодательства, юридической практики. Немаловажное значение имеют методологические основания теоретических юридических исследований. Понимание эволюции методологии отечественной юридической науки необходимо для качественного усвоения современных теоретических знаний.

В дореволюционной России правовые явления исследовались с использованием самых разных подходов: и собственно формально-юридического, и философского, и нравственного, и социологического, и психологического. Некоторое время такое положение сохранялось и после революции 1917 года. Однако затем, начиная с 20-х годов и далее, за несколько десятилетий своего развития советская правовая наука стремилась создать единый методологический подход к изучению юридических явлений. Сам этот факт дал определенные познавательные результаты (как позитивные, так и негативные). Поэтому юридическая наука применяла общие принципы социального познания, выработанные на основе исторического материализма.

Создание советской юридической науки проходило в сложной внутренней и внешней обстановки. В революционный период развития науки возникает немало спорных, дискуссионных вопросов буквально по каждой теоретической проблеме, что сопровождается значительным усложнением теоретической и практической юриспруденции. Революция в России победила под руководством Российской социал - демократической партии (большевиков), которая стала правящей партией в стране. Она определяла стратегические направления развития юриспруденции в стране.

Что касается старого законодательства, то этот вопрос в законодательном порядке решался лишь в отношении судебного органа. Оформление нового права происходило путем издания отдельных нормативных актов. Государственное строительство и развитие права в эти годы в значительной степени определялись Конституцией СССР 1936 года. В стране произошли серьезные изменения.

Важнейшая тенденция в развитии юриспруденции этого периода - возрастание роли и усиление самостоятельности республиканского законодательства, отход от принципа соответствия законодательства союзных и автономных республик федеральному. Начинается война законов.

Другая тенденция - обновление законодательства, связанное на первом этапе - до 1989 г с необходимостью регулирования процессов либерализации и демократизации социалистического общества, государства и экономики, а в последующем - с созданием правовой базы.

В период последнего десятилетия XX века, в России продолжается процесс формирования современной правовой системы, который был начат в предшествующий период еще в рамках СССР. Процесс имел две ярко выраженные тенденции. С одной стороны, идет создание базы правового регулирования новых отношений, возникших в связи с существенными изменениями общественных отношений, экономического и политического строя. Здесь мы видим и появление совершенно нового законодательства, которого раньше не было, и новый подход в правовом регулировании уже известных отношений. Юридические науки четко разграничивают на блоки: первый блок составляют теоретико-исторические науки, такие как: теория государства и права, история государства и права России, история политических и правовых учений, история государства и права зарубежных стран. Второй блок составляют отраслевые юридические науки, например такие как: земельное право, конституционное право и т.д. Третий блок составляют прикладные юридические науки. Четвертый блок, это блок международного права: частного и публичного. С другой стороны начинается третья за период XX века кодификация Российского законодательства, основанная на происходящих изменениях.

В конце XX столетия юридическая наука переживает жесточайший и вполне закономерный кризис. Бум юридического образования, его популярность только увеличивают растущую пропасть между потребностью человека и человечества, больших и малых социальных групп в совершенной системе организации общественных взаимодействий. Можно сделать вывод, что в конце второго тысячелетия XX, начале XXI века ни одна страна так называемого цивилизованного мира, и все они вместе не обладают научной организацией власти.

Зарубежные связи российской юридической науки, выстраивавшиеся еще во времена Советского Союза, практически прекратили свое существование. Налаживание новых отношений и связей - это сложный и кропотливый процесс. Хотя здесь и встает вопрос: а нужны ли нам вообще эти отношения? С точной уверенностью можно сказать, что нужны. Ведь наука, а тем более, такая как юриспруденция, не может быть "нашей" или "вашей". Юридическая наука должна развиваться во взаимодействии всеми странами, на мировом уровне.

Система высшего юридического образования зачастую остается едва ли не реальным единственным подспорьем юридической науки. Однако и здесь существуют свои проблемы: в обилии выпускаемые сегодня учебные материалы в основном рассчитаны на студенческую аудиторию и мало что дают в плане фундаментальных исследований, т.е. исследовании юриспруденции как науки.

Оценивая современное состояние юридической науки в Российской Федерации, представляется важным обратиться к природе и сущности юриспруденции, которая обуславливает ее большую роль в жизни общества. Подобный подход позволяет выявить факторы, влияющие на статус науки, а так же определить способы ее влияния на правотворчество. Имеются определенные доказательства влияния науки, как на правотворчество, так и на правоприменение. Так, например, при каждом правотворческом органе создано по десятку научно-консультативных органов. Для выявления роли юридической науки профессором Бошно С.В. было проведено социологическое исследование в форме опроса судей. На вопрос "Есть ли такие труды юристов, которые являются для нас абсолютно верными?" 53,8% ответили отрицательно, они считают, что таких трудов нет.41,7% ответили положительно: они говорят, что есть такие и называют конкретных авторов произведения, а 32,6 говорят должны быть, но затрудняются точно их назвать. Сторонников и противников "книжного права" почти поровну. Третья часть опрошенных готовы считаться и руководствоваться в своей работе с научными работами. Но здесь встает вопрос как учебные материалы можно применять на практике, ведь ни учебники, ни комментарии к кодексам и законам не являются источниками права.

В настоящее время идет интенсивный процесс коррекции федерального законодательства: принимается значительное количество новых законов, вносятся изменения и дополнения в уже существующие.

Серьезно пострадало качество научных исследований. В первую очередь это сказалось на конституционно - правовой науке. Нынешнее состояние отечественной юридической науки следует охарактеризовать как глубочайший кризис, имеющий материальную, психологическую и функциональную составляющие. Основными болевыми точками российской юридической науки стали хроническое недофинансирование, неэффективное использование средств, отток специалистов, отсутствие системного подхода к реформированию науки.

К сожалению, процессы, происходящие в юридической науке, не стали пока поводом для серьезных раздумий на высшем государственном уровне. Хотя предпринимаются предпосылки к реформированию юридического образования, для выведения его на новый качественный уровень. Состояние информационного обеспечения российской юридической науки так же оставляет желать лучшего. Среди издаваемой юридической литературы, в основном преобладают обзорные труды. Безусловно как и во все времена, в начале XXI века, на развитие юриспруденции, как юридической науки, огромное влияние оказывает политическая ситуация в стране. Власть, на наш взгляд, в нашем государстве доминирует над правом, и всегда доминировала. Не смотря на то, нас уверяют, что Российская Федерация является демократическим государством. Но ведь в "демократическом обществе" правовые процедуры складываются в единую систему, которую власть не в состоянии произвольно нарушить, а у нас же происходит все наоборот. Таким образом, видимая сторона правовой науки - это теории, положения, выводы и прочее, а скрытая сторона - это совокупность политических интересов и моральных ценностей, которые могут объяснить, почему правовые теории по своей сущности такие, а не другие.

Итак, юридическая наука в наши дни вынуждена встраиваться в новые социально - экономические реалии. В наших сегодняшних условиях именно потенциал научного знания в области юриспруденции становиться ведущей производительной силой. Российская юридическая наука стала одной из жертв реформ, продолжающихся в стане вот уже около двадцати лет. Она крайне не уверенно вписалась в отечественную модель рыночной экономики. Нынешнее состояние юридической науки можно охарактеризовать как затянувшийся системный кризис. Наиболее серьезно пострадали публично-правовые отрасли юридической науки: теория и история права, конституционное, муниципальное, административное право и целый ряд других отраслей. Видится единственным выходом из кризиса юридической науки - формирование и преобразование всей системы законодательства, и главное потребностью общества именно в ученых-правоведах. Ведь, несмотря на огромное количество юристов каждый год выпускающихся из юридических учебных заведений, настоящих специалистов юридического профиля очень мало. И, к сожалению, ни государство, ни общество в целом краха российской юридической науки стараются не замечать.

Заключение

На основании выполненной работы, можно сделать выводы о том, что:

Юриспруденция - это совокупность теоретических знаний о праве и практических навыков формулирования и толкования правовых норм, приемов и способов обработки материала, сложившейся за определенный исторический период. Между тем, юриспруденцию, в ранние исторические периоды ее развития (X-XVII вв), представляли в качестве юридической науки. В действительности, на основании проведенной исследовательской работы, с точностью можно сказать, что юридическая наука и юриспруденция в то время являлись абсолютно разными понятиями. Так как юридическая наука - это теоретическая юриспруденция. Высшая форма юриспруденции, возникающая в ходе сложного и длительного процесса развития правовой культуры.

В своем становлении и развитии российская юриспруденция проходила несколько основных этапов: первым являлся этап знаковой системы, т.е. так называемый этап символической юриспруденции. На смену ей пришел второй этап - юриспруденция словесная, т.е. для выражения правовых норм существовали устные юридические формулы. Третьим этапом можно назвать "церковную" юриспруденцию, она сложилась в рамках принятия Русью Христианства, и характеризовалась большим количеством заимствований из юриспруденции Византии. Вслед за "церковной юриспруденцией" сложился этап законотворческой юриспруденции. Причем в разные исторические периоды законотворческая юриспруденция, развивалась по - разному, и только в конце XVIII начале XIX веков, юриспруденцию можно назвать уже юридической наукой. И пока последним этапом является: юриспруденция, как юридическая наука (дореволюционный и постреволюционный период). Ходя здесь следует отметить, что некоторые ученые-юристы до сих пор считают, что юриспруденции, как юридической науки не существует.

Юриспруденция в настоящий момент, находится в состоянии кризиса, и характеризуется следующими проблемами: во-первых, кадровый потенциал российской юридической науки уменьшается, не смотря на то, что каждый год из высших учебных заведений выпускается большое количество юристов. В этом то и есть вся суть данной проблемы, потому что множество молодых людей идут обучатся на юридические факультеты только из-за престижности профессии. Во-вторых, заработная плата ученых в среднем составляет около половины прожиточного минимума, что негативным образом сказывается на качестве научных исследований. В-третьих, финансирование научных исследований в области юридической науки, так же оставляет желать лучшего. В-четвертых, среди издаваемой юридической литературы, в основном преобладают обзорные труды, которые мало что дают в плане фундаментальных исследований. В-пятых, в настоящее время, почти прекращены связи российской юридической науки и юридической науки зарубежных стран. Складывается такое ощущение, что все страны включены в мировую гонку, и никто не хочет отставать. Но на самом деле развитие любой науки, а тем более юриспруденции должно осуществляться на мировом уровне. В-шестых, материальная сторона, при получении юридического образования. Многие действительно способные люди, не имеют возможности получить данное образование, а кто знает, может именно они могли бы развивать юриспруденцию.

Пути решения сложившихся проблем на наш взгляд состоят в следующем: во-первых, обратить внимание государства необходимость исследования и развития юридической науки. В настоящее время такие меры начинают предприниматься. Во-вторых, укрепить материальную и кадровую базу юридической науки. В-третьих, для подготовки высококлассных специалистов было бы целесообразно создать Институт исследования проблем юриспруденции, как на федеральном уровне, так и на общемировом. В-четвертых, необходимо изучать историю юриспруденции, для ее усовершенствования и развития. В-шестых, дать возможность ученым изучать архивы и материалы с практической деятельностью государственных органов, для полного понимания состояния юридической науки. Развитие юриспруденции продолжается. Предугадать его результаты едва ли возможно.

Список литературы

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Первоисточники:

2. Двинская уставная грамота. Текст. // Российское законодательство X-XX веков. Т.2.

3. Повесть временных лет по лаврентьевскому списку. М., 1997 г. Т.1.

4. Русская Правда в Краткой редакции. / Хрестоматия по истории России. Учеб. пос.М., 2004 г. С.592.

5. Пространная редакция Русской Правды. / Хрестоматия по истории России. Учеб. пос.М., 2004 г. С.592.

6. Судебник 1497 г. / Российское законодательство X-XX вв. Т.2.

7. Судебник 1550 г. / Российское законодательство X-XX вв. Т.2.

8. Соборное уложение 1649 г. / Российское законодательство X-XX вв. Т.3.

9. Табель о рангах 1722 г. / Хрестоматия по истории России. Учеб. пос.М., 2004 г. С.592.

10. Эклога. Византийский законодательный свод VIII века. М., 1965 г.

Наши рекомендации