Адарсала –идеалы. Смотри также асала 10 страница
вартха видья –знание о земледелии и других производящих материальные ценности ремеслах
вартхичута – вести себя
Варуна –«Он, присущий обширности»,«Всеобъемлющий»; древне ведическийБог – олицетворение неба. Позже Варуна «стал своим отражением» – Владыкой океана, вод и дождя, символизирующий ночное небо, охраняющий космический миропорядок, – олицетворение закона, справедливости, суда и воздаяния. Старший из сыновей Адити. Повелитель вод, ненавидящий ложь и насылающий на грешников болезни, в частности водянку. Впоследствии локапала – страж западных областей. Атрибут Варуны – сети, в которые попадает тот, кто нарушает порядок, закономерность. «Элемент страха связан с Божеством Варуной. В некоторых Риках страх растет, но вскоре мудрость ариев (благородных искателей истины) покоряет его. Многие Рики представляют собой молитвы Варуне людей, боящихся Его наказания за свои грехи. Но мысль о Боге, нагоняющем ужас, не может расцвести на индийской земле» Сатья Саи Баба
Васа, васа – Житель духовного сердца, имя-эпитет Божественного; житель
Васава – «Властитель Васу», повелитель восьми Божеств, имя-эпитет Индры
васаны –тенденции, импульсы, поступающие из внешнего мира и побуждающие к действию; сочетание инстинктов, побуждений и прошлых переживаний. «Причина всех человеческих страданий – эти грубые качества. Страданий, однако, не так много, как может показаться. Они бывают четырех видов и называются васаны. Вопрос: Каковы четыре васаны? Саи: Тело, ум, богатство и секс. Хотя есть другие, все они главным образом основаны на этих. Вопрос: Человек слеп в своей гордыне. Что за эгоизм толкает его на это? Саи: Их четыре вида: гордыня рода, гордыня богатства, гордыня молодости и гордыня учености. Хотя существуют другие виды, их можно свести к этим» Сатья Саи Баба
Васанта –Бог весны
Васат, вашат –восклицание: «отдача», которое произносит жрец Хотра в конце жертвенного стиха, когда подношения Богу вливаются в огонь
Васишта, Васиштха, Вашиштха –«Самый богатый», «Великолепнейший»; в ведической и индийской мифологии – один из семи Божественных мудрецов, саптариши, духовный сын Брахмы, сын Митры-Варуны, сын Хираньягарбхи, предок Вьясы, один из прародителей земных существ, муж Арундхати; владелец коров, исполняющих желания, герой Пуран – собеседник Бога Агни, наставник Рамы, герой эпоса Рамаяна
Вастошпати –«защитник дома», имя Божества, покровительствующего основанию дома; отождествляется с Рудрой
вастраданам –раздача одежды неимущим
Васту – реальность или первичная субстанция
Васу –«добрый», «благой», «богатый»; «вездесущий»; «Те, сияющие» – владыки богатств, группа из восьми Богов Ригведы, персонификация природных явлений, стихий и объектов, над которыми главенствовал Индра, затем Вишну, поэтому они имеют имя Васава. Покровитель Васу – Агни. Восемью первоначальными Васу были Божества дня, луны, полярной звезды, ветра, огня, зари и света. Впоследствии Васу стали называть Ашвин, Адитий, Рудру, Вишну, Шиву и Куберу. Имя Васу связывается с землей, Рудры – с воздухом, Адитьи – с небом. Когда Васу Дьяюс(Небо) украл у Васиштхи магическую корову, исполняющую желания, Васиштха проклял их всех принять рождение на земле. Они воплотились сыновьями Шантану и реки Ганги. Также имя сына Куши, духовного сына Брахмы. «Когда люди заняты исполнением кармы, слово Ведсвязывают с именем Васу» Сатья Саи Баба
Васудева – «Господь богатства», «Божественный, вездесущее существо», «тот, чей Бог Васу» – имя царя из рода Вришни, земного отца Аватара Кришны, потомок Яду из лунной династии (названный потому Ядава), также имя Кришны по отцу
Васуки –ипостась Шеши, один из трех великих царей-змеев, мифических мудрецов, обитателей подземного царства – Паталы; повелитель нагов. Во время пахтания молочного океана Боги и демоны использовали Васуки в качестве огромной веревки. По преданию яд Васуки, появившийся при пахтании, способен испепелять все живое. Один из эпитетов Вишну
вата –ветер, одна из трех дош, воздушная субстанция тела. Санскритский термин вата происходит от глагола «ва» – «нести, двигаться». Представляет два первоэлемента: воздух и эфир. В теле вата – движущее начало, регулирующее всю деятельность в организме: вдох и выдох (то есть количество кислорода и праны), движения, импульсы, равновесие в тканях, чихание, продвижение пищи по кишечнику и другие процессы выделения. Вата в своем естественном состоянии поддерживает энергию воли, остроту чувств, обусловливает радость, счастье, творчество, речь; также влияет на количество мыслей, возникающих в голове за одну минуту. Характеристики ваты: вяжущий вкус, сухая, легкая, холодная, грубая, подвижная, ясная. Люди вата конституции всегда готовы к действию и действуют, долго не раздумывая, обладают быстротой реакции, уверенностью в себе, сильным воображением, способностью к ясновидению (мгновенному пониманию и забыванию), преданностью, потребностью постоянной деятельности, любви (часто от страха одиночества), готовностью к переменам и обновлению. Не переносят праздности, однообразия и скуки. Их решения часто бывают неверны а вера – податлива и готова к переменам, но ненадолго (шаткие религиозные убеждения). Возбуждение ваты вызывает сухость, темные пятна на коже, зябкость, тремор, вздутие живота, запоры, повышенную возбудимость, упадок сил, бессонницу, потерю остроты чувств, страх, бессвязность речи и ощущение изнуренности. Вата пребывает в тонком кишечнике, желудке, поте, крови, секрете сальных желез, плазме и органах зрения. Ее основное местонахождение – тонкий кишечник, где она накапливается и откуда ее можно изгнать из тела при ее избытке. Одна из трех категорий Аюрведы, смотри также капха и питта
Вата-ануломан – ветрогонное. У растений ваты листья редкие, кора шершавая, потрескавшаяся, ветви изогнутые, сучковатые. Сами растения – тонкие и длинные, содержащие мало сока. На дошу вата оказывают воздействие листья и плоды (элементы воздуха и эфира)
ватаврикша –индийская смоковница, баньян
Вата Патра –«баньян, лист баньяна», – эпитет Кришны
ватсалья – вечная любовь
ватсалья бхакти –преданное поклонение родителей, видящих в ребенке воплощение Божественности, например, Яшода; чистая родительская любовь
вахана – «несущий, везущий»; верховое животное, конь; средство передвижения, транспортное средство; в индуистской мифологии животное или птица, ассоциируемые с Богами и служащие им «средством передвижения», – качества, которыми Божество управляет
вахе –прекрасный
вахини - поток, канал, откровение, послание
Вач, Вак –речь; голос (касается ведических слов); Божественная царица Богов, Богиня речи, мать Вед; в Ведах – персонификация священного слова, священного знания; Она обитает на небе и на земле, охватывает (содержит в себе) все миры, несет в себе Индру, Варуну, Агни, Ашвинов, Сому, Тваштара. В одном из мифов повествуется, как Вишну обрел миры, Веды и Вач в результате трех шагов. Материальное воплощение Вач – Божественная биджа-мантра АУМ. В после ведийской мифологии отождествляется с Богиней Сарасвати.
Вачаспати –Владыка речи; тождественно и равнозначно: Вакпати или Брихаспати (Владыка слова, Владыка голоса)
Вашат (Васат), Вашаткара –ритуальный возглас «Осуществляю желаемое!» при совершении жертвенного возлияния огню. В Брихад. Упанишаде возглас вашат сравнивается с выменем коровы, от которого питаются Боги
вашишта –способность подчинять всех своей воле; одна из сиддх, сверхъестественных сил йоги
Ваю, Вайю –«ветер». Смотри Вайю
Веда, Веды –букв. «Священное знание», знание Божественного; книга знания; «то, что раскрывает смысл» (Веда итихи ведаха) того, что не может быть познано ни с помощью непосредственного опыта, ни с помощью логики, - это аспект Парабрахмана. Наиболее священные и древние религиозные писания индуизма, представляющие собой четыре сборника священных песнопений и ритуальных правил. Считаются первыми книгами человечества Божественного происхождения, которые передавались в устной традиции преемственности от учителя к ученику. Литература каждой Веды представляет собой сборники текстов (самхиты), различные по объему, составу, времени создания и роли в ритуальной практике жертвоприношений. К Ведам примыкает целый ряд текстов, опирающихся на них и развивающих их отдельные стороны. Это: Брахманы, Араньяки и Упанишады, составляющие в совокупности с Ведами канон Шрути («Услышанное», то есть «откровение»), которому традиция приписывает Божественное происхождение, противопоставляя его последующей литературе, созданной людьми, – смрити («запомненное», ограниченное человеческое знание), пользовавшееся авторитетом в том случае, если оно не противоречило Шрути. «Термин Веда сначала применялся к Верховному Господу, Парамешваре, Всезнающему. («Ветхи итхи Ведах» – «Тот, кто знает – Веда»). Затем он применялся к принципу понимания («Ведаятхи итхи Веда»), который тоже известен как Веда. Ригведа и другие Веды обладают свойствами все-осведомленности. Поэтому к ним также применимо слово Веда. Позже это слово применялось к деятельности в соответствии с Ведами – деятельности, преследующей праведные, экономические, волевые и духовные цели». «Как Солнце является источником спонтанного излучения, так и от Бога, источника всей энергии, самопроизвольно исходят слова Вед – сияющие лучи Мудрости. Как солнечные лучи неотделимы от Солнца, так и Веды неотделимы от своего источника – Бога». «Веда – мать всех Шастр, Веда эманировала из Самого Бога как Его вдох и выдох. Великие мудрецы, которые были воплощением сокровищ, обретенных ими путем долгих аскетических практик, получили Веду, как серию звуков и распространили ее по всему миру в виде слов, передаваемых от наставников к ученику так, как она была услышана и сохранена поколениями. Веда была услышана как Шрути, «то, что услышано, или то, что слушают». Веда бесконечна. Кто составил Веды? До сегодняшнего дня невозможно назвать их имен». «Слово «Веда» происходит из корня «Вид», который значит «знать». «Видам тху анена итхи Ведах». «То, что приоткрывает и проясняет все знание – Веда». Веду нельзя создать ограниченным разумом или ограниченным опытом. Священная Веда наставляет всех, кто стремится к духовному росту. Она дает человеку средство и методы преодоления всех печалей и страданий. Она дает человеку все духовные дисциплины, которые могут установить непоколебимый мир. Никто точно не знал начала Веды или ее конца. Поэтому она считается Анаади (безначальной) и Санатаной (вечной). Так как не известны начало и окончание Веды, она – Нитья, вечно продолжающаяся. Человеческий разум испорчен, но Веда не несет на себе налета порчи. Следовательно, она не может быть человеческим изобретением. Поэтому Веда также считается Апурушейа (безличной). Веда – авторитет сама по себе. Каждый ведический звук священен, потому что он – часть Веды. Имеющие веру в Веду и ее авторитет могут лично убедиться в этом. Авторитет Вед был доказан великими мудрецами, они провозгласили Веды источником мудрости. Ведический опыт не связан временем или пространством. Их ценность и значение могут постичь не только в Индии, но и в других странах. Они закладывают основные истины». «Веды происходят от определенных, лежащих в основе всего звуков и их вибраций. Малейшее изменение звука изменяет значение того, что сказано. Никакой письменный язык не может представить всех ведических звуков. Многие слова просто невозможно выразить в письменной форме. Веды – это дыхание Бога. Они могут быть переданы только от человека к человеку посредством голоса. Во всей Индии не найдется и дюжины людей, которые могут произносить текст Вед правильно. За последние годы делался ряд попыток записать Веды и напечатать их в книгах. Но все эти усилия напрасны». «Веды бесконечны, а человеческая жизнь коротка. Как охватить необъятное за столь быстротечный миг жизни? Чтобы облегчить человеку эту задачу, Вьяса «сгруппировал» все Веды в четыре части, назвав их Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Ригведа – это мантра сварупа (состоящая из мантр). В Яджурведе содержится описание ритуалов, а Самаведа – это сборник гимнов и песнопений. В Атхарваведе заключены знания о поддержании здоровья и о сохранении благополучия и безопасности страны и нации. Мудрец Вьяса, который привел в систему Веды и написал 18 Пуран, в завершение своих трудов составил одну единственную строфу, выразившую суть всех Пуран: «Помогать другим – заслуга, вредить – грех»» «Люди неверно считают, что Веды относятся к определённой части населения, касте, одной расе или сообществу. Это происходит в результате неверного прочтения и ошибочных умозаключений. Люди говорят, что Веды нужны только браминам и пандитам. Это заключение так же неверно. Цель проведения любого ведического ритуала – процветание и достижение мира во всём мире. Веды стремятся к достижению благополучия во всех трёх мирах – нижнем мире, на земле и на небесах. Очень жаль, что недальновидные люди так поверхностно относятся к текстам такого глубокого содержания. Веды не проводят отличий на основе кастовой принадлежности или вероисповедания. Они провозглашают: «Мы спасём любого человека, который будет помнить нас», «Мы будем на стороне того, кто будет на нашей стороне», «Если человек любит нас в любой форме и под любым именем, Мы проявим Себя перед ним в той форме и под тем именем». «Случилось так, что пороки жадности и тщеславия безмерно разрослись среди людей, и Веда, разгневанная и оскорбленная этим, приняла облик черного оленя и скрылась в лесах. Говорят, что когда это случилось, ведические пандиты, мудрецы и богословы последовали за ней, докучая мольбами о возвращении, но Веда так и не вернулась. Им пришлось повернуть назад, и все, что они принесли, была шкура оленя, и им оставалось довольствоваться этими жалкими останками. Ритвики (жрецы), проводящие эту и другую яджну носят на себе, как вы видите, куски шкуры черного оленя, как амулет, оберегающий от повторения подобного бедствия. Они также сидят на шкуре оленя. Каждое движение, каждый жест, все интонации и ритмические ударения мантр имеют смысл, восходящий к глубокому прошлому и опыту создателей нашей культуры. На санскрите шкура называется чарма. Но когда ее надевают во время ритуала, она дает сарму – радость и энтузиазм, блаженство и счастье» Сатья Саи Баба
Веда-адхьяяна – изучение Вед
Веда Айю – Веда поддержки, продления и сохранения жизни (медицина), более позднее приложение к Ведам. Смотри также Аюрведа
Ведавани –слова Вед, не отделимые от ума посвященных
Ведавьяса– «Разделитель» Веды (смотри также Веда и Вьяса). ««Уттара Мимамса» создана Веда Вьясой. Из них (создателей шести даршан) Капила и Вьяса рассматриваются мудрецами как частичные воплощения Самого Вишну. «Брахма Сутра» Веда Вьясы – это текст, который поддерживает и подытоживает «Уттара Мимамсу» Сатья Саи Баба
ведаджня –знающий Веды
Ведамата –«Блаженная Мать Вед». «Ведамата, «Блаженная Мать Вед», наделяет всевозможными дарами тех, кто поклоняется Ей. Эта Богиня (Гаятри) описывается в величественных образах в Брахманах и Дхармасутрах. Если вы их ясно понимаете, вы сможете осознать это без посторонней помощи» Сатья Саи Баба
веданги –ритуальная и научная литература, примыкающая к Ведам. Выделяют 6 вспомогательных наук Веды: песнопение, ритуал, грамматика, этимологическое толкование, просодия, астрология
Веданта –«венец Вед», «завершение», «цель Вед»; кульминация, итог ведической мысли Вед, Упанишад, отдельная ветвь (одной из шести систем) ведической литературы; обычно используется для обозначения индийской философской школы (Уттара-Мимимса); философская система и название целого ряда традиций религиозно-философской мысли, систематизирующих и осмысляющих откровения Вед и Упанишад, опирающаяся на монистическую концепцию Вселенной и обучающая высшему духовному знанию – знанию Абсолюта, сущность которого является полная тождественность индивидуального и Универсального Духа (Атман есть Брахман). К главным каноническим источникам относятся также «Бхагавадгита» и «Брахма-сутра» («Веданта-сутра») Бадараяны. Основателем Веданты традиция считает легендарного мудреца Вьясу. Главные вопросы Веданты: природа Высшей Реальности – Брахмана, Души, происхождение Вселенной, соотношение Абсолютного (Бога или безличного Начала) и мира, Абсолюта и человека, пути освобождения от сансары и достижения мокши. «Брахма-сутры» Бадараяны чрезвычайно лаконичны и непонятны без комментариев, и каждый крупный ученый-ведантист (Шанкара, Рамануджа, Нимбарка, Валлабхачарья, Мадхава и другие) давал им собственную трактовку, становясь тем самым основателем школы или направления в рамках Веданты. Веданта тесно связана с религией и до настоящего времени в той или иной форме определяет мировоззрение мыслителей Индии. «Веданта – это законная власть, стоящая над каждой сектой, каждой кастой, каждой расой, над приверженцами любой веры и над людьми обоих полов. Веданта означает Мудрость, или Джнану. Эта мудрость основана на знании Атмы. Эта мудрость – высшая цель, которую можно обрести в жизни. Какая еще цель может быть выше осознания своего Я, осознания своей Сущности? Вера в возможность познания себя необходима для каждого ученика Шрути (Вед) и Самриты (Морального Кодекса)» Сатья Саи Баба
Веданта даршана – «Теперь относительно названия «Веданта Даршана»: cлово «даршана» означает лицезрение. Даршана способствует лицезрению или переживанию Истины. Даршаны хорошо известны. Они были представлены мудрецами, наделёнными священным видением. «Санкхья Даршана» была создана Капилой. «Ньяя Даршана» была создана Гаутамой, «Вайшешика» – Канаадой, «Пурва Мимамса» – Джаймини, «Уттара Мимамса» – Веда Вьясой. Из них Капила и Вьяса рассматриваются мудрецами как частичные воплощения Самого Вишну. «Брахма Сутра» Веда Вьясы – это текст, который поддерживает и подытоживает «Уттара Мимамсу»» Сатья Саи Баба. Смотри также Веды
Веда Параяна –Несущий Высшее знание, эпитет Господа, Сатья Саи Бабы
ведапатхашала –ведийская школа
Ведапуруша – воплощение ведического знания, космочеловек
Ведапуруша джнана яджня –жертвоприношение, посвященное высшему Божеству Вед, олицетворяющему духовное знание
Ведапуруша Саптаха Джнана Яджна –семидневное почитание Божества во время праздника Наваратри
ведартха – цель на пути к знанию
Веды– буквально «священное изначальное знание», обладающее безусловным авторитетом как слово Бога; писания, являющиеся первыми книгами человечества; одна из шести школ индийской философии. До нас дошли четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. «Никто не знает, кто создал Веды. Они идут из глубины древности, они вечны и бессмертны. Они не нуждаются в чьей-либо защите, так как говорят сами за себя. Веды по существу своему – это дыхание Бога, то есть Ведическая религия, основанная в нашей стране, возникла из Божественного дыхания. Религия Индии – это религия Бога. Среди всех мировых религий именно религия Индии, лежащая в основе индийской мысли, является тем животворным дыханием и очистительным потоком, который струится сквозь все религии мира. Всякая вера священна. Она дарована пророкам как благословение свыше, но как любое учение, она ограничена во времени. Религия Индии не имела конкретного начала и поэтому никогда не перестанет существовать. Есть мировые религии, которые указывают нам пути к Богу, несходные между собой. Они разнятся в каких-то деталях и кажутся нам отличными друг от друга. Но если говорить о предназначении всех нас, то здесь нам следует принять и поверить, что суть всех этих религий – одна и та же и восходит к Божественной Атме. В человеческом теле много органов, но главный и центральный из них – сердце, без которого организм не может существовать. Оно гонит кровь по жилам и питает ею все тело. Точно так же индийское вероучение – это то сердце, которое биением своим снабжает живительной силой все религии мира. У вас могут возникнуть сомнения по поводу того, что Я только что сказал. Я знаю, какого рода эти сомнения. Почему великие святые, посвященные и гении Духа рождались именно в Индии? Почему именно здесь возникли Веды? Почему бы им ни появиться в других местах нашей планеты, а также и мудрецам, их толковавшим? Бог присутствует повсюду. Он вездесущ. Так же и Веды, будучи живым дыханием Бога, вездесущи. Они необъятны во времени и пространстве. Мы действительно слышим их звучание, вдыхаем их аромат, прикасаемся к их священному телу в любом месте, где бы мы ни находились». «Веды бесконечны, а человеческая жизнь коротка. Как охватить необъятное за столь быстротечный миг жизни? Чтобы облегчить человеку эту задачу, Вьяса «сгруппировал» все Веды в четыре части, назвав их Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Ригведа – это мантра сварупа (состоящая из мантр). В Яджурведе содержится описание ритуалов, а Самаведа – это сборник гимнов и песнопений. В Атхарваведе заключены знания о поддержании здоровья и о сохранении благополучия и безопасности страны и нации. Мудрец Вьяса, который привел в систему Веды и написал 18 Пуран, в завершение своих трудов составил одну единственную строфу, выразившую суть всех Пуран. «Помогать другим – заслуга, вредить – грех». На санскрите это звучит так: «Парапакарах пуньяйя, паапайя парапиданам». Каждому надо ясно понять смысл этого изречения Вьясы» Сатья Саи Баба
ведическая литература –четыре Веды и еще четыре ответвления: мантры, брахманы, араньяки и Упанишады
Вена –Господин ментального блаженства существования, – то же, что и Сома, Божество Луны
Венкамма –имя старшей сестры Сатья Саи Бабы
Венкатарамана, Венкатеша –«Владыка гор Венката»,южно-индийское Божество, воплощение Вишну
Венкатешвара –«Бог на горе»; древнеиндийское Божество, почитаемое в южной Индии, сочетающее в себе черты и атрибуты как Вишну, так и Шивы
вену –флейта. «В чем значение флейты? Она символизирует тело человека. У флейты девять отверстий, так же как и у человеческого тела. Тело нужно воспринимать как флейту Бога. Она должна быть совершенно пустой, чтобы дыхание Бога свободно проходило сквозь нее. Сегодня пустоту тела заполняет целый сонм желаний. Если их изъять из тела, оно станет инструментом Бога, с помощью которого оно наполнится сладостной музыкой. Таков процесс подчинения Богу, когда человек становится упоенным Божественной музыкой» Сатья Саи Баба
Веттхи итхи Ведах – «Знание есть Веда», «Тот, кто знает – Веда», – изречения
вибхага –отделение, филиал
Вибхишана –«Устрашающий, ужасающий»; младший брат Раваны, демон-ракшаса, приверженный благоразумию и добродетели, увещевал брата помириться с Рамой, вернуть Ситу и предотвратить беду, нависшую над Ланкой. Когда уговоры не помогли, он покинул Ланку с четырьмя спутниками-приверженцами праведности, чтобы искать покровительства Рамы. Его супруга, Сарама, успокоила Ситу, когда Равана приказал показать ей сотворенные колдовством голову Рамы и Его лук. После битвы и смерти Раваны Вибхишана был утвержден Рамой на троне Ланки. Герой эпоса Рамаяна. «Вибхишана! Царствуй на Ланке с успехом и славой. Когда же истечет твой земной срок, ты предстанешь предо Мной». «Для Вибхишаны, который верил в Бога, Рама был другом. Для неверующего Раваны Рама стал врагом. Следовательно, счастье и несчастье человека вытекают из его веры или неверия» Сатья Саи Баба
вибхути –Божественная сила; Могущество и проявление сверхъестественной, очистительной Силы, символ Шивы; Энергия, проявление Божественного. Великолепие, Слава, Величие (согласно словам Кришны в Бхагавад Гите, обращенным к Арджуне). Священный пепел, материализуемый Сатья Саи Бабой. Профессор Кастури (который находился рядом с Сатья Саи Бабой с того времени, когда Бабе исполнилось 22 года) говорил, что вся физическая форма Свами была усыпана этим благоухающим священным пеплом, когда Он оставлял тело, чтобы помочь своим преданным. Вибхути появлялся на Его лице, устах, истекал со лба, пальцев рук и ног. Ежедневно, по свидетельству Кастури, Сатья Саи Баба материализует около фунта (примерно 400 г) благоухающего порошка, разного цвета, вкуса, запаха, который ни откуда не «берется», а буквально истекает из его рук. Каждый год на праздновании Дасары в Путтапарти Сатья Саи Баба осыпает нескончаемым потоком пепла маленькую серебряную статую Саи Бабы из Ширди, предыдущего Аватара Кали Юги, пока слой пепла не достигает толщины 10 дюймов (около 25 см). Он опускает Свою руку в маленькую, очень легкую перевернутую урну, поддерживаемую Его преданными, такими как Кастури, д-р Гокак, д-р наук Бхагавантам или 90-летний Шри Каруньянанда, и поток пепла изливается на статую, пока рука находится в кувшине и совершает в нем кругообразные движения. При смене рук и прекращении движения пепел не падает. Позднее пепел собирается и раскладывается по пакетикам, которые Сатья Саи Баба раздает Своим приверженцам. Несколько лет назад Кастури подсчитал, что Сатья Саи Баба материализовал свыше пяти-шести тонн священного пепла, обладающего необыкновенной целительной и очистительной силой. В ашрамах вибхути также изготавливается путем одновременного сожжения навоза коров и сандалового дерева, затем благословляемого Бабой (см. Язев А. Богочеловек Сатья Саи Баба и Вечное учение. СПб, 2001, с.210). «Это символ основного неразрушимого вещества, которым является каждое существо. Все вещи становятся пеплом, но пепел остается пеплом как бы много вы его не жгли. Это также знак отречения, жертвы и джняны, которая сжигает всю карму – следовательно, в недейственный пепел. Это знак Ишвары и Я наношу его вам на лоб, чтобы напомнить вам, что вы тоже Божественны. Это ценная упадеша (передача духовного знания) о вашей сущности. Она также напоминает вам, что ваше тело может в любой момент быть сведено к горстке пепла. Пепел – это урок непривязанности и отречения» Сатья Саи Баба
вибхути-мантра – «Парамам Павитрам Баба Вибхутим, Парамам Вичитрам Лила Вибхутим. Парамарта Иштарта Мокша Прадатам, Баба Вибхутим Идамашраями» – «Чудный дар священный Бабы – вибхути, Дар благословенный судьбы – вибхути. Очищенье даришь, даешь нам защиту, Бабы вибхути, даришь нам спасенье! Саи Бабы вибхути, ты – освобожденье!»
виварта –«вращение по кругу»; развитие Вселенной (следствия) из Брахмана (причины); феноменальный мир как иллюзорная форма; видимость, иллюзия, мираж. «Виварта – свойство иллюзии, которое заставляет видеть изменения там, где их на самом деле не было. Это свойство основано на способности мозга создавать в воображении формы и образы, которых в действительности вы не видите. Когда на вашем пути появляется лежащая веревка, мы ошибочно принимаем ее за змею. Веревка не исчезает, а змея не приползает. Весь образ – плод нашей фантазии. Виварта – это свойство, заставляющее нас забыть реальную вещь и подменяющее ее другой, кажущейся формой, которой на самом деле не существует. Это – один из эффектов, присущих иллюзии, майе». «Слова, имеющие ведическое происхождение, вмещают в себя имена и названия всех существующих форм, и поэтому их описывают как виварта. Об этом же говорится в «Ману-смрити», где утверждается, что все дживы несут в себе аспект виварты. Таким образом, виварта и Брахман идентичны друг другу» Сатья Саи Баба
Вивасван, Вивасвант –«Сияющий», одно из имен Бога Солнца
вивека – различение; способность и духовная практика различения Истинного от неистинного, ложного; благоразумие, проницательность, разборчивость, мудрость. Наряду с «интуицией» представляет одну из высших функций Буддхи. «Ваше обучение здесь должно развить силу различения (вивеку), а не эгоизм. Не увлекайтесь спорами и игрой аргументов, это ведет только к сухой учености и интеллектуальной спеси. Такое стремление к критицизму является заболеванием интеллекта и должно быть подавлено в зародыше. Пристально и тщательно исследуйте те вещи, которые вам не нравятся. Не делайте поспешных выводов, ни положительных, ни отрицательных. Это привело бы к отказу от драгоценного статуса «мыслителя» и человека, который отвечает сам за себя. Даже Солнце, которое находится за миллионы миль от Земли, может воспламенить какой-то предмет, если его лучи будут сфокусированы увеличительным стеклом в одной точке. Точно также сфокусируйте на одном объекте все ваши способности к наблюдению и размышлению, и объект наверняка раскроется пред вами». «Вопрос Хислопа: В каких ситуациях важна роль различения (вивеки)? Саи: Различение должно опираться на совесть. Хислоп: В поиске приемлемого для себя пути, выбирая среди различных идей, в своем решении не следует полагаться на логику, так ведь? Саи: Да, полагаться надо не на идеи, а на совесть, на доверие к Себе. Не следуйте ничему иному. Следуйте только Себе. Следовать иному значит быть рабом. Кто ты? – Я не тело, не ум, даже не Атман. Потому что в утверждении «Я есть Атман» существуют двое: «Я» и «Атман». Нети, нети, нети – «Не это, не это, не это» – это путь Вед. Свами в вашем сердце. Думайте о Нем, представляя Его там» Сатья Саи Баба