Основные идеи раннего итальянского Возрождения
Философия эпохи Возрождения
Возрождением, ренессансом называют переходный период от средних веков к Новому времени, охватывающий несколько столетий (Италия 14—16 вв., другие европейские страны 15—16 вв.), когда средневековье в его экономических, социальных, политических, духовных формах уже исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился.
Это эпоха становления простого товарно-денежного хозяйства, возрастания социальной и политической роли городов, в которых господствовал свободный и независимый труд ремесленников, процветали торговля и банковское дело, появились мануфактуры. Изменяется и духовная ситуация в обществе. Возникает городская светская культура, деятели которой — художники, писатели, философы — подвергают существенному пересмотру традиционные религиозные, нравственные, эстетические взгляды средневековья, однако полностью не порывают с ними. В поисках идеала большинство представителей светской культуры этой эпохи широко обращаются к ценностям античной культуры, как духовному источнику нового мировосприятия, освобожденного от средневековой схоластики.
В отличие от средневековой культуры, устремленной к Богу, новая культура устремлена к человеку. В ее основе заложены принципы антропоцентризма, представление о свободном, сильном человеке, который утверждает свою индивидуальность и независимость. В то же время это нередко порождало абсолютизацию индивидуализма и моральный нигилизм. Новые разносторонние запросы человеческой личности нашли свое выражение в гуманизме (лат. humanus — человеческий, человечный, образованный), существующем не только как мировоззрение, но и как социально-политическое движение, социальная практика в сфере политики, морали и других областях общественной жизни.
Все противоречия этой переходной эпохи, изменения в духовной жизни общества в полной мере нашли выражение в философии Возрождения, и прежде всего в итальянской философии.
Основные идеи раннего итальянского Возрождения.
Философская мысль раннего итальянского Возрождения развивалась параллельно со средневековой схоластикой. Полемизируя с ее представителями, итальянские гуманисты стремились возродить идеи и дух античной культуры, сохраняя основные положения христианского вероучения.
В творчестве вдохновителя гуманистического движения великого поэта Данте Алигьери (1265—1321) впервые появляются элементы, отличные от средневекового мировоззрения. Данте полагает, что божественное и человеческое существуют в единстве. Бога нельзя противопоставить творческим возможностям человека. Существование человека обусловлено, с одной стороны, Богом, с другой — природой. Данте постоянно подчеркивает, что человек — продукт реализации возможностей собственного разума, которые осуществляются в его практической деятельности.
Родоначальник гуманистического движения, поэт и мыслитель Франческо Петрарка (1304— 1374) главной задачей считал разработку «искусства жизни». С точки зрения Петрарки, человек имеет право на счастье в реальной земной жизни, а не только в потустороннем мире, как утверждают религиозные догматы. Опираясь на этические концепции стоицизма, Петрарка подчеркивает достоинство человеческой личности, уникальность внутреннего мира человека с его надеждами, переживаниями и тревогами. Вместе с тем он полагает, что совершенствование личности возможно лишь при условии ее обособления от «невежественной черни». Лишь в этом случае, в борьбе человека с собственными страстями и постоянном противоборстве с окружающим миром, творческая личность может достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя.
Близкие по духу идеи высказывали последователи Петрарки, в частности итальянский гуманист Джованни Боккаччо.