Семинар 4. Тема: Рост и развитие научного знания. Современные концепции развития науки (2 часа) .
Вопросы к семинарским занятиям
Семинар 1. Тема: Наука как культурный и социальный феномен. (2 часа)
1. Наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область культуры. (Антропова Подгоренко, Сечина)
2. Связь науки с другими отраслями человеческой деятельности (наука и философия, наука и искусство, наука и религия и др.). (Халилова, Мотчанова, Ершова)
3. Роль науки в современном образовании и формировании личности. (Гиндер, Редреева,Мирошкина)
4. Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, как
производительная и социальная сила. (Мальцева, Заболотина, Павлова)
Семинар 2. Тема: Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции (2 часа).
1. Проблема возникновения науки. Основные этапы развития науки. Культура
античного полиса и становление первых форм теоретической науки. (Гиндер)
2. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого. Западная и восточная средневековая наука.(Редреева Подгоренко, Сечина )
3. Наука эпохи Возрождения, особенности стиля мышления, основные персоналии и достижения. Вклад науки Средневековья и Возрождения в европейскую научную традицию.(Антропова)
4. Рождение экспериментального естествознания в Новое время. Формирование
идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам.
Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с
математическим описанием природы. Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мотчанова Павлова
5. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Развитие научного знания в XVIII - XIX веках:персоналии и основные достижения. (Заболотина, Мирошкина)
6. Дисциплинарное развитие науки в XIX веке. (Халилова)
7. Наука XX века: основные достижения и переход к неклассической науке. Научно –
техническая революция и ее влияние на характер развития науки в ХХ веке. Изменение места науки в развитии общества. Социальные последствия научно – технической революции.(Мальцева)
Семинар 3. Тема: Структура научного знания и его основные элементы (2 часа).
1. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов
научного знания. (Антропова, Мирошкина)
2. Эмпирический и теоретический уровни научного знания, критерии и их различения. Мальцева, Заболотина
3. Теоретический уровень научного исследования, его специфика, задачи и функции. (Халилова, Мотчанова,
4. Мера автономии в существовании эмпирического знания и его связь с теоретическими предпосылками. Структура эмпирического знания.(Подгоренко, Сечина)
5. Гипотеза как форма развития научного знания. Гиндер, Редреева)
Семинар 4. Тема: Рост и развитие научного знания. Современные концепции развития науки (2 часа) .
1. Кумулятивисткая модель развития знания, ее сущность и основные представители. Гносеологические основания этой концепции. (Гиндер, Мирошкина)
2. Концепция роста научного знания К. Поппера. Теория трех миров как философское обоснование концепции Поппера. .(Редреева Подгоренко, Сечина )
3. Концепция развития знания И. Лакатоса. Методологические основания его модели: методология исследовательских программ и ее сущность. История науки и ее рациональная реконструкция. Борьба программ как стимул в развитии научного знания. Критическая оценка концепций Поппера и Лакатоса в современной литературе. .(Антропова)
4. Развитие научного знания в свете основных идей Т. Куна. Трактовка Куном характера революционных изменений в науке. Мотчанова
5. Концепция «неявного знания» М. Полани. Значение работ Т. Куна и М. Полани для смены исследовательских программ в сфере истории и философии науки. (Заболотина Мальцева)
6.Основные черты и тенденции развития современной науки. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. Халилова