Философские работы для конспектирования

Введение

Настоящее издание призвано оказать помощь студентам заочной формы обучения всех специальностей при организации самостоятельной работы над курсом философии. В нем дано развернутое содержание курса философии, темы лекций, практических занятий, тематика контрольных работ и методические указания к их выполнению, задания для самостоятельных работы студентов, контрольные вопросы к курсу.

Студент, освоивший дисциплину «Философия» должен:

- Понимать предмет философии и её роль в истории человеческой культуры.

- Знать основные этапы развития мировой философской мысли, иметь представление о важнейших учениях, школах, течениях и направлениях философии.

- Ознакомиться с классическими философскими текстами, охватывающими различные эпохи и традиции.

- Иметь представление об основных философских проблемах (онтологии, гносеологии, антропологии, социальной философии, аксиологиии и др.).

- Уметь обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также применять полученные знания при решении профессиональных задач.

Философские работы для конспектирования

1. Соловьев В.С. «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» или «Русская идея».

2. Бердяев Н.А. «Судьба России» Гл. 1 или «Человек и машина».

3. Лавров П.Л. «Три беседы о современном значении философии».

4. Джемс У. «Прагматизм».

5. Сартр Ж.П. «Экзистенциализм – это гуманизм».

6. Камю А. «Бунтующий человек» (Абсурд и самоубийство).

7. Фрейд З. «Введение в психоанализ» или «Я и Оно».

8. Мах Э. «Философское и естественнонаучное мышление»

9. Фромм Э. «Человек – волк или овца?» или «Современное положение человека».

10.Шпенглер О. «Закат Европы».

11. Ортега-и-Гассет Х. «Размышления о технике».

12.Белл Д. «Социальные рамки информационного общества».

1. Содержание дисциплины «Философия».

Общий план изучения дисциплины.

  Наименование тем Виды занятий (количество часов)
  Лекции   Пр. занятия   Консультации Самост. работа Контр.работа
1.Историко-философское введение. Философия: ее предмет и роль в жизни человека и общества. Исторические типы философии. 4 семестр
         
5 семестр
2. Систематический курс философии.            
2.1. Научная, религиозная, философская картины мира. Учение о бытии.          
2.2. Сознание и познание      
2.3. Общество как объект философского знания.      
2.4. Философская антропология.      
2.5. Философия культуры.      
2.6. Учение о ценностях.      
2.7.Проблемы и перспективы современной цивилизации. Глобальные проблемы современности.          
Итого:
               

1.2 График самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа включает в себя ряд видов:

- Изучение учебной литературы по курсу философии

- Подготовку к семинарским занятиям по философии.

- Изучение и конспектирование источников - философских работ, указанных в методическом пособии.

- Написание контрольных работ.

- Подготовку к сдаче зачета и экзамена по философии.

1.3 Наименование и краткое содержание лекций:

4 семестр

Историко-философское введение.

Тема лекции, краткое содержание Часы
1. Предмет философии и ее роль в жизни человека и общества. Мировоззрение, его структура, исторические типы. Специфика философского мировоззрения. Структура философии. Функции философии.   часа  
2. История философии: основные этапы развития мировой философской мысли. Важнейшие учения, школы, течения, направления. часа

5 семестр

Систематический курс философии.

Тема лекции, краткое содержание Часы
1. Научная, религиозная, философская картины мира. Онтология – учение о бытии. часа
2. Сознание, его сущность, проблема происхождения. Сознание и бессознательное. Сущность и структура познания. Знание, истина, вера. часа
Понятие общества как системы. Основные сферы общественной жизнедеятельности. Развитие общества как исторический процесс. часа
Философия культуры. Понятие культуры, ее структура, функции. Культура и цивилизация. часа

1.4 Наименование и краткое содержание тем практических занятий.

4 семестр.

Тема, краткое содержание. Кол-во часов
1. Философия, ее смысл и предназначение. Философия и мировоз- зрение. Специфика философского мировоззрения. Основные функции философии. часа
2.Структура философии. Основные проблемы (сферы), типы философ- ствования: идеализм, материализм, диалектика, метафизика, монизм, дуализм, плюрализм, эмпиризм и рационализм. часа

5 семестр.

Тема, краткое содержание. Часы
Философская антропология. Сущность и существование человека. Проблема антропосоциогенеза. часа
Учение о ценностях. Виды ценностей. часа

2.Темы семинарских занятий.

Тема 1. Философия, ее смысл и предназначение.

1. Мировоззрение, его структура и исторические формы.

2. Специфика философского мировоззрения.

3. Место философии в системе культуры. Основные функции философии.

Литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2004. Раздел 1.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. и др. Философия: Учебник. – М., 2004. Гл. 1, 3.

Лавров П.Л. Три беседы о современном значении философии // Философская антропология Ч.I. – Йошкар-Ола, 1993. С. 10-15.

Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие. Под редакцией А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М., 2003.

Философия: Учебник / Под ред. проф. Лавриненко. – М., 2002. С.9-30.

Философская антропология Ч.I. - Йошкар-Ола. 1993. С.4-17.

Мамардашвилли М. Как я понимаю философию. – М., 1990.

Тема 2. Структура философии.

1. Основные проблемы (сферы) философии.

2. Основные типы философского знания: идеализм и материализм их разновидности и основные представители.

3. Основные философские методы познания: диалектика и метафизика.

4. Эмпиризм, рационализм, иррационализм.

Литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2004. Раздел 1.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. и др. Философия: Учебник. – М., 2004. Гл. 1, 3.

Лавров П.Л. Три беседы о современном значении философии // Философская антропология Ч.I. – Йошкар-Ола, 1993. С. 10-15.

Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

Философия: Учебник /Под ред. проф. Лавриненко. – М., 2002. С.9-30.

Тема 3. Философская антропология.

1. Человек – центральная проблема философии. Основные философские концепции сущности человека.

2. Проблема происхождения человека. Соотношение природного и социального в историческом развитии человека.

3. Феномен человеческого бытия.

4. Смысл и ценность человеческой жизни.

Литература:

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2002. Гл. 2.1.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2002. Тема 5,8,9.

Тейяр Де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

Что такое человек? Основы человековедения: в 2-х книгах. – СПб.,1996.

Франк С.Л. Смысл жизни// Вопросы философии. 1990. №6.

Философская антропология Ч.I, II - Йошкар-Ола. 1993. С.4-17.

Тема 4. Учение о ценностях.

1. Понятие «ценность».

2. Виды ценностей.

3. Личность в системе ценностных ориентаций.

Литература:

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2002. Гл. 2.1.

Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 1986.

Моральные ценности и личность. – М., 1994.

Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону. 1998// Статьи: Аксиология, оценки, ценности и др.

Наши рекомендации