Философские работы для конспектирования
Введение
Настоящее издание призвано оказать помощь студентам заочной формы обучения всех специальностей при организации самостоятельной работы над курсом философии. В нем дано развернутое содержание курса философии, темы лекций, практических занятий, тематика контрольных работ и методические указания к их выполнению, задания для самостоятельных работы студентов, контрольные вопросы к курсу.
Студент, освоивший дисциплину «Философия» должен:
- Понимать предмет философии и её роль в истории человеческой культуры.
- Знать основные этапы развития мировой философской мысли, иметь представление о важнейших учениях, школах, течениях и направлениях философии.
- Ознакомиться с классическими философскими текстами, охватывающими различные эпохи и традиции.
- Иметь представление об основных философских проблемах (онтологии, гносеологии, антропологии, социальной философии, аксиологиии и др.).
- Уметь обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также применять полученные знания при решении профессиональных задач.
Философские работы для конспектирования
1. Соловьев В.С. «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» или «Русская идея».
2. Бердяев Н.А. «Судьба России» Гл. 1 или «Человек и машина».
3. Лавров П.Л. «Три беседы о современном значении философии».
4. Джемс У. «Прагматизм».
5. Сартр Ж.П. «Экзистенциализм – это гуманизм».
6. Камю А. «Бунтующий человек» (Абсурд и самоубийство).
7. Фрейд З. «Введение в психоанализ» или «Я и Оно».
8. Мах Э. «Философское и естественнонаучное мышление»
9. Фромм Э. «Человек – волк или овца?» или «Современное положение человека».
10.Шпенглер О. «Закат Европы».
11. Ортега-и-Гассет Х. «Размышления о технике».
12.Белл Д. «Социальные рамки информационного общества».
1. Содержание дисциплины «Философия».
Общий план изучения дисциплины.
Наименование тем | Виды занятий (количество часов) | ||||||
Лекции | Пр. занятия | Консультации | Самост. работа | Контр.работа | |||
1.Историко-философское введение. Философия: ее предмет и роль в жизни человека и общества. Исторические типы философии. | 4 семестр | ||||||
5 семестр | |||||||
2. Систематический курс философии. | |||||||
2.1. Научная, религиозная, философская картины мира. Учение о бытии. | |||||||
2.2. Сознание и познание | |||||||
2.3. Общество как объект философского знания. | |||||||
2.4. Философская антропология. | |||||||
2.5. Философия культуры. | |||||||
2.6. Учение о ценностях. | |||||||
2.7.Проблемы и перспективы современной цивилизации. Глобальные проблемы современности. | |||||||
Итого: | |||||||
1.2 График самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа включает в себя ряд видов:
- Изучение учебной литературы по курсу философии
- Подготовку к семинарским занятиям по философии.
- Изучение и конспектирование источников - философских работ, указанных в методическом пособии.
- Написание контрольных работ.
- Подготовку к сдаче зачета и экзамена по философии.
1.3 Наименование и краткое содержание лекций:
4 семестр
Историко-философское введение.
Тема лекции, краткое содержание | Часы |
1. Предмет философии и ее роль в жизни человека и общества. Мировоззрение, его структура, исторические типы. Специфика философского мировоззрения. Структура философии. Функции философии. | часа |
2. История философии: основные этапы развития мировой философской мысли. Важнейшие учения, школы, течения, направления. | часа |
5 семестр
Систематический курс философии.
Тема лекции, краткое содержание | Часы |
1. Научная, религиозная, философская картины мира. Онтология – учение о бытии. | часа |
2. Сознание, его сущность, проблема происхождения. Сознание и бессознательное. Сущность и структура познания. Знание, истина, вера. | часа |
Понятие общества как системы. Основные сферы общественной жизнедеятельности. Развитие общества как исторический процесс. | часа |
Философия культуры. Понятие культуры, ее структура, функции. Культура и цивилизация. | часа |
1.4 Наименование и краткое содержание тем практических занятий.
4 семестр.
Тема, краткое содержание. | Кол-во часов |
1. Философия, ее смысл и предназначение. Философия и мировоз- зрение. Специфика философского мировоззрения. Основные функции философии. | часа |
2.Структура философии. Основные проблемы (сферы), типы философ- ствования: идеализм, материализм, диалектика, метафизика, монизм, дуализм, плюрализм, эмпиризм и рационализм. | часа |
5 семестр.
Тема, краткое содержание. | Часы |
Философская антропология. Сущность и существование человека. Проблема антропосоциогенеза. | часа |
Учение о ценностях. Виды ценностей. | часа |
2.Темы семинарских занятий.
Тема 1. Философия, ее смысл и предназначение.
1. Мировоззрение, его структура и исторические формы.
2. Специфика философского мировоззрения.
3. Место философии в системе культуры. Основные функции философии.
Литература:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2004. Раздел 1.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. и др. Философия: Учебник. – М., 2004. Гл. 1, 3.
Лавров П.Л. Три беседы о современном значении философии // Философская антропология Ч.I. – Йошкар-Ола, 1993. С. 10-15.
Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.
Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие. Под редакцией А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М., 2003.
Философия: Учебник / Под ред. проф. Лавриненко. – М., 2002. С.9-30.
Философская антропология Ч.I. - Йошкар-Ола. 1993. С.4-17.
Мамардашвилли М. Как я понимаю философию. – М., 1990.
Тема 2. Структура философии.
1. Основные проблемы (сферы) философии.
2. Основные типы философского знания: идеализм и материализм их разновидности и основные представители.
3. Основные философские методы познания: диалектика и метафизика.
4. Эмпиризм, рационализм, иррационализм.
Литература:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2004. Раздел 1.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. и др. Философия: Учебник. – М., 2004. Гл. 1, 3.
Лавров П.Л. Три беседы о современном значении философии // Философская антропология Ч.I. – Йошкар-Ола, 1993. С. 10-15.
Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.
Философия: Учебник /Под ред. проф. Лавриненко. – М., 2002. С.9-30.
Тема 3. Философская антропология.
1. Человек – центральная проблема философии. Основные философские концепции сущности человека.
2. Проблема происхождения человека. Соотношение природного и социального в историческом развитии человека.
3. Феномен человеческого бытия.
4. Смысл и ценность человеческой жизни.
Литература:
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2002. Гл. 2.1.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2002. Тема 5,8,9.
Тейяр Де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.
Что такое человек? Основы человековедения: в 2-х книгах. – СПб.,1996.
Франк С.Л. Смысл жизни// Вопросы философии. 1990. №6.
Философская антропология Ч.I, II - Йошкар-Ола. 1993. С.4-17.
Тема 4. Учение о ценностях.
1. Понятие «ценность».
2. Виды ценностей.
3. Личность в системе ценностных ориентаций.
Литература:
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2002. Гл. 2.1.
Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 1986.
Моральные ценности и личность. – М., 1994.
Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону. 1998// Статьи: Аксиология, оценки, ценности и др.