Атомистическое учение Демокрита
Ионийская философия
Начало философии связано с решением вопросов, что такое мир и ответ на эти вопросы строился, умозрительно включая элементы фантазии для философов античности был характерен монистический взгляд на мир причины этого следующие:
- естествознание практически не существовало и поэтому охватывали мир в целом в единстве какого либо начала и способ познания этого мира носил наивный характер
- отрывочные знания позволяли строить умозрительные представления о причин-следственных связей (учение о Флогистоне – горючей жидкости, витализм)
- Господствовала идея всемирного существования эфира (впервые это понятие связано с Аристотелем) это позволяло говорить о первоначалах мира из которых образуется разнообразие (огонь, вода, воздух, земля).
Главная проблема Античной философии связана с поиском первоначала этот вопрос был главным на протяжении 1-7 в до н.э. 1 век н.э. Представителем Ионийской философии ученый Фалес, который взял за первооснову мира, т.е. из чего состоит все существующее воду - физис Почему вода первооснова – все живое (считал он) влажно, а любое высыхание есть смерть поэтому жизнь связана с влагой, а влага предпочитает воду значит все происходит из воды находит в ней всю жизнь и заканчивается в воде (первое логическое рассуждение), однако вода это не то что мы пьем вода это физис т.е. жидкий текучий, а то что мы пьем производное в воде существует все в т. ч. и божественное значит идея бога пропитана первоначалом или водой следовательно жизнь первична и все что живет имеет свою душу (панпсихизм). Фалес, являясь ученым, открыл годовое движение солнца на фоне неподвижных звезд, в звездах он видел воспламеняющую землю, которую
Последователем Фалеса Анаксимандр, который считал что первоначалом мира является апейрон бесконечный беспредельный и поэтому вода производна от этого первоначала значит оперон сам все из себя производит, поэтому он божественен апейрон находится во вращательном движении выделяет влажное и сухое, холодное и теплое эти комбинации образуют землю (сухое и холодное), воздух (влажное и горячее). Благодаря вращению опейрона в центре мира собирается как тяжелейшая земля окруженная водой, а также воздушная и огненная сферы. Земля изображается в форме цилиндра становится центром, возникает из океана, ничем не поддерживается, покоится в подвешенном состоянии по причине удаленности от всех других сфер (закон равновесия сил) небесная сфера разделяется на три кольца эти кольца полые внутри и наполнены огнем в нижней сфере множество отверстий, сквозь которые просматриваются огни (звезды). В среднем ободе одно отверстие (луна) в верхней сфере одно (солнце). Время от времени отверстия совпадают. Этим самым признается наличие движения.
Третий представитель Анаксимен. Первоначало бесконечно и это есть воздух. Воздух поддерживает нашу душу и управляет всем дыхание и воздух образуют космос. Благодаря воздуху мы рождаемся по этой причине воздух божественен.
К этому направлению относятся взгляды Гераклита, который считал, что все вещи и процессы возникают, растут и гибнут и все в мире подчинено этому процессу следовательно, он тоже признает движение и благодаря этому сделал вывод Все течет, все изменяется все в нас живое и мертвое болезнь делает сладостным здоровье, голод сообщает приятность сытости, а тяжелый труд позволяет вкусить радость отдыха. Первоначально у Гераклита является огонь. Он впервые высказал о том, что в мире существуют противоположности, которые взаимосвязаны и взаимоисключающие друг друга в силу этого мир способен к изменению представляет круговорот веществ (основной принцип образования вселенной который является основой всех космических процессов Гипотеза большого взрыва). Гераклит первым говорит о познании мира. Выделяет две ступени чувственную и рациональную рассматривая чувственную особенно выделяет зрение и слух, но высшей целью познания является познание логоса (закон, порядок). Познать логос не легко, ибо природа любит прятаться. Правильному познанию логоса мешают учителя, которым верят люди, следовательно познанию логоса вдет Не много знаний, не мнения людей ибо они не создают единой картины мира то есть не формируют мировоззрение. Люди стремятся к познанию логоса, так как они разумны, но не все его достигают.
Проблему первоначала рассматривает Пифагор, который считает число есть первоначало рассуждает следующим образом так как вся жизнь человека связана со счетом, а счет есть первоначало математики, то поэтому число начало всех вещей более чем вода и земля. Это связано с наблюдением. Доводы: ноты, аккорды заключаются в числах. Число для античного человека способ мышления это нечто реальное и в этом смысле оно образует начало всех вещей исходя из этого Пифагор предлагает лечить тело гимнастикой и наружными лекарствами, а душу музыкой, которая построена на числе. Пифагор считал что человек должен избегать отрицательных эмоций то есть гнева душевной тревоги уныния, следовательно, нужно применять психотерапию.
Италийиская философия.
Ответ на вопрос что является первоосновой мира дает Парминид, который впервые разработал учение о бытии или учение о существовании эту позицию он обосновал следующим образом. В компании с богиней справедливости и дочерей солнца ночи и дня. Богиня справедливости провозглашает чтобы Пий единое изучил к этому познанию ведут три пути: 1. путь абсолютной истины, т.е. бытие, есть то что не порождено и неуничтожимо; 2. путь изменчивых мнений ошибок и фальши, которые утверждают, что бытие, было, есть и будет; 3. путь достойный похвалы все о чем говорится и думается есть невозможно думать значит и говорить иначе как думая значит говоря о чем то что есть. Отсюда следует думать и быть одно и то же. Значит, бытие не имеет прошлого, ибо прошлого уже нет и не имеет будущего, ибо его еще нет, поэтому оно есть вечное настоящее без начала и конца. Оно не изменено и не подвижно, ибо изменчивость предполагает не бытие, а это не мыслимо.
Вывод: Мышление и бытие одно и тоже. Мыслить о предмете и предмет мысли одно и тоже.
Ученик Парменида Зенон логически доказал правильность выводов Парменида Житие неизменно.
Атомистическое учение Демокрита
Учение о первоначалах мира последовательно разрабатывается демокритом, который считал, что бесконечное бытие (все что существует) состоит из невидимых тел по причине их малости эти тела неделимы и поэтому называются атомы (все что не делится) все вместе атомы образуют бытие различаются по своей величине и форме, чувственно не воспринимаются, а постигаются только умом, атомы находятся в пустоте и поэтому движутся, сталкиваясь между собой они образуют многообразие мира. Душа тоже состоит из атомов, которые благодаря движению сообщают кругообразное завихрения, что приводит к тому что более тяжелые атомы находятся в центре остальные вытесняются на Переферию. Так образовалась земля небо на основе атомов сформировались представления о природе человека (Гиппократ впервые разделил нас по темпераменту и телосложению). Идеи Демокрита позволили объяснить законами природы происхождение земли без всякого творца и разумной цели. Человек это животное способное к учению и помощником учения является рассудок и умственная гибкость.
Дальнейшее развитие античной философии связано с учением софистов и философией Сократа главное внимание они обратили на человека на гуманистические начала в человеке. Софисты (логически неправильные рассуждения) это понятие означало мудрый эксперт знаний искушенный развитие данного учения связано с тем в геречесих государствах не было адвокатов и поэтому в судах ценилось умение доказать правильность своих доводов в связи с этим они разрабатывают этику, риторику язык, политику, искусство и воспитание. Все то что называется гуманитерной наукой.
Софисты впервые за свою науку стали брать плату со своих учеников следовательно софисты явились зачинателями гуманистического периода в античной философии. Наиболее извесным софистом являлся Протагор его основное положение человек есть мера всех вещей, что они существуют и в том что они не существуют. Это следует понимать так – суждения (форма мысли) где что либо утверждается или отрицается о чем либо этот принцип получил название – релятивизм. Такой принцип приводит к пониманию абсолютных критериев в знаниях он отрицает отличие бытия от небытия истины от лжи значит критерий сам человек. Вещи таковы, каковы они ему кажутся и поэтому всегда есть два аргумента протеваречащих друг другу. Например болезнь зло для больных браго для врача такой подход приводит к мысли что в мире все относительно, а это значит главное умение человека организовать спор таким образом, что бы слабыми доказательствами победить более сильные доводы. Поэтому в судах античности искусство доказательств ценилось больше всего это приводило к мысли о том, что нет абсолютных истина то что соотв действ нет никаких моральн ценностей. Такая позиция софистов приволдит к познавательному выводу если все меняется и переходит в свою портивоположность, то всегда возможны протеворечивые мнения, а это ведет к отрицанию познания мира.
Продолжатель учения протогора Сократ, который не был в чистом виде софистом. В основу своей философии он положил принцип – познай самого себя. То есть главная задача философии изучать не природу, а самого человека, что бы изучить человека следуети выделить ту специфику, котолрая отличает его от всех живых существ, таким специфическим качеством является душа. Душа «Я сознающее», а это есть совесть. Тем самым Сократ положит начало моральной и интеллектуальной традиции, которая господствует в Европе по настоящее время. Если сщьность человека это его душа, то тело является средством с помощью, которого душа проявляет свою сущность. Сущность - душа главное воспитание души и связано с понятием, что такое добро и зло. Следовательно добродеятель является главным ориентиром в раскрытии сущности человека. Главными элементами души является самообладание. Это власть над собой, власть рациональности над витальностью, разумного начала над животным. Поэтому истинно свободный человек это тот кто умеет управлять своими инстинктами. Главное в человеке стремление к познаию, тогда он достигает истинного счастья.
Эвдемония – стремление к счастью. Такая позиция привела к тому, что возникло школа дедонистов (удовольствие). Истинное счастье в удовольствии познать самого себя. Как познает человек себя. Человек с помощью психеи (два уровня психеи разум и чувства) достигаются путем диалога (последствие это получило название диалектика). Диалектика Сократа носит субъективный характер достигается истина двумя моментами:
Опровержением – опровержение доводов противника заставляет признать его то, что человек ничего не знает. Затем оприаясь на опровержение Сократ доказывает правоту своих суждений.
Майевтикой (повивальное искусство) заключается в том, что человеку что бы быть счастливым, что бы познать истину необходимо проникнутся знаниями. Значит душа может познать истину только тогда, когда она беременна и нуждается в помощи акушерки, что бы родить эту истину.
Философия Платона.
Платон явился создателем системы объективного идеализма. ОИ – утверждает что дух, мышление (идеи или понятия) существуют объективно независимо от человеческого сознания и первичны по отношению к природе. Такой подход приводит к тому, что существует высшая сверестественное существо, творец (гемург) создает физический мир или копию согласно идеальной модели поэтому он является автором копии. Модель вечный овразец который позволил познать чувств мир который сущее-т для добра и вечный мир, который существует для совершенства. Исходя из этого Платон выделяет два вида мира:
1. Мир идей – они никем не созданы они неизменны.
Если душа не нашла место, то возникают неправильные государвтва.
Демократия – это худшее что может придумать человечество. Поэтому нужно стремится к идеальному государству. Как познает человек окружающий мир. Познание осущ-ся следующим образом – все человеческие души находятся в мире вечных идей, там они если душа не ленится познают эти всчьные идеи и переселяясь в конкретного человека начинают вспоминать все, что они видели в мире идей. Теория воспоминания.
Философия Аристотеля.
«Платон мне друг, а истина дороже» это заначит, что Аристотель не разделял мир на две структуры, а считал, что существует материальный мир и в вечных идеях не нуждается, поэтому онтология у Аристотеля следующая. Все сферы человеческих знаний он делит на первую философию. Это то, что существует вне и вне ее это первая философия получила в дальнейшем название метафизика. Вторая философия – предметом второй философии является физика, которая стремится ответить на вопрос существует, что либо кроме материи или нет. Впервые рассматривая метафизику как учение о первопричинах он выделил четыре основыных причины: материальную, действующую, формальную, финальную. Такая позиция позволила Аристотелю выделить различные науки: теоритические (метафизика, физика, математика), практические (этика, экономика, политика), творческие (риторика, поэтика). Рассматривая мир стоит на позициях геоцентризма. Космос конечен, замкнут в пространстве в центре земля или шар. Земля состоит из пяти стихий (холодное, теплое, сухое, влажное, эфир) в области теории познания Аристотель выделяет две ступени. Чувственную и рациональную. Он впервые описал в книги о животных, более 500 видов и доказывал, что растения и животные представляют больший интерес чем небесные тела ибо позволяют познать растительный и животный мир. Это позволяет рассматривать Аристотеля как основателя биологии как науки.
Античная философия оказала большое внимание на развитие медицины. Вопросами медицины интересовались: Диоген, который занимался изучением кровеносных сосудов, Демокрит – впервые рассматривает понятие души и помещает ее в мозг где согласно Платону существует вечный разум. В античном мире сформировались три школы:
Кротоновская 6-5 в д. н. э. исходя из учения Анаксимена о воздухе как первоматерии была создана пневматическая теория медицины. Гланый тезис противоположное есть лекарство для противоположного.
Косская – исходя из учения натурфилософии природа едина Гиппократ описывает объективные методы исследования больных т.е. организм больного это единое целое лечить не болезнь, а больного то есть подход должен носить индивидуальный характер.
Книдская – они обосновали зачатки диагностики и семиотики учение о слове (словом можно оживить больного, а можно и убить).
Таким образом для античной философии характерно следующее.
В античном мире сформировались все философские виды мировоззрения.
В своих выводах все они опирались на естественные зачатки знаний не оставляя место богу
Разрабатывали онтологию, гносеологию, учение о человеке и обществе.