Список критической литературы.
1. Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы древней Греции и древнего Рима. СПб., 2001 (или: Легенды и сказания древней Греции и древнего Рима. М., 1990).
Мифы народов мира в двух томах. Т.1. Вступительная статья.
Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М. 1957.
Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.
Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М. 1975.
2. Гордезиани Р.В. Проблемы гомеровского эпоса. Тбилиси, 1978.
Лосев А.Ф. Гомер. М.,1960.
Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975.
Ярхо В.Н. «Одиссея» – фольклорное наследие и творческая индивидуальность // Гомер. Одиссея. Пер. В.А. Жуковского. – М.: «Наука», 2000. – С. 289 – 329.
3. Лосев А.Ф. Гесиод и мифология. Учен. зап. МГПИ им. В.И. Ленина, 1954.
Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод. М.
4. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.
Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.1: О поэтах. М.,1997. (статьи «Древнегреческая хоровая лирика», «Поэзия Пиндара»)
5. Ярхо В.Н. Вина и ответственность в древнегреческой трагедии. // Проблемы античной культуры. Тбилиси, 1975.
Ярхо В.Н. Эсхил. М.,1978.
Ярхо В.Н. Трагедии / Древнегреческая литература: Собрание трудов. (Серия «Античное наследие») – М.: Лабиринт, 2000. (статьи «На рубеже двух эпох» с. 30 – 62; «Эсхил и послеэсхиловская трагедия. Драматический конфликт и композиционная техника» с. 269 – 291 и другие).
Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. М., 1982.
Лосев А.Ф. О мироощущении Эсхила. // Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.
6. Радциг С.И. К вопросу о мировоззрении Софокла. // Вестник древней истории, 1957, № 4.
Чистякова Н.А. К вопросу об образах трагических героев в драмах Софокла. // Классическая философия. Л.,1959.
Ярхо В.Н. Трагический театр Софокла // Ярхо В.Н. Трагедии / Древнегреческая литература: Собрание трудов. (Серия «Античное наследие») – М.: Лабиринт, 2000. – С. 77 – 125 (и др. статьи).
7. Беляев Д.Ф. К вопросу о мировоззрении Еврипида, Казань, 1978.
Радциг С.И. Опыт историко-литературного анализа «Медеи» Еврипида. // Вопросы классической филологии. М., 1969, № 2.
Ярхо В.Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии // Ярхо В.Н. Трагедии / Древнегреческая литература: Собрание трудов. (Серия «Античное наследие») – М.: Лабиринт, 2000. – С. 170 – 201 (и др. статьи).
8. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель. Жизнь и смысл. М., 1982.
9. Ярхо В.Н. Аристофан. М., 1954.
Аристофан. Сборник статей к 240-летию со дня рождения Аристофана / Под. ред. Н.Ф. Дератани. М. 1956.
10. Полонская К.П. Традиционная схема новоаттической комедии у Менандра и Теренция. // Вопросы античной литературы и классической филологии. М., 1966
Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. (О творчестве Менандра). М., 1979.
Ярхо В.Н. Менандр-поэт. / Менандр. Комедии. Фрагменты. М.,1982.
11. Полонская К.П. Некоторые особенности композиции комедии Плавта. // Вопросы классической филологии. М., 1969, № 2.
Полонская К.П. Игра в комедиях Плавта. // Античность и современность. М., 1972.
12. Васильева Т.В. Философия и поэзия Лукреция как выражение единого мироощущения. // Филологические науки, 1969, № 4.
Васильева Т.В. О жанре поэмы Лукреция. // Проблемы античной культуры. Тбилиси, 1975.
13. Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика // Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в древнем Риме. М.,1976.
14. Шталь И.В. Поэзия Гая Валерия Катулла. М., 1977.
Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. 1: О поэтах. (статья «Катулл, или изобретатель чувства»)
15. Старостина Н.А. «Буколика» Вергилия. Некоторые особенности жанровой структуры. // Вопросы классической филологии, М., 1973, № 5.
Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия. // Античность и современность. М., 1972.
Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т.1: О поэтах. (статья «Вергилий, или поэт будущего»).
16. Каплинский В.Я. Поэтика Горация. М.,1920.
Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.1: О поэтах. (статья «Гораций, или золото середины»).
17. Вулих Н.В. Овидий
Вулих Н.В. К вопросу о художественном своеобразии поэмы Овидия «Метаморфозы» // Классическая филология, 1959.
Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.1: О поэтах. (статьи «Овидий, или наука доброты», «Овидий в изгнании»).
18. Дуров В. «Муза, идущая по земле» // Римская сатира: Пер. с латинского. – М.: Худож. лит., 1989. – С. 5 – 30.
19. Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. 1: О поэтах (статьи об Эзопе и Федре).
20. по учебнику.
21. Вступительная статья С. Поляковой в кн. Татий. Лонг. Петроний. Апулей. М. 1969.
Беркова Е. А. Буколический роман Лонга. // Античный роман. М., 1969.
Бахтин М.М. Формы времени и пространства в романе. // Бахтин М.М. Литературно-художественные статьи. М., 1986, или // Собр. соч. в 7 т. Т. 5. Работы 1940-х – начала 1960-х годов. М., 1997, или в других изданиях (статьи «Греческий роман», «Идиллический хронотоп в романе»).
22. Вступ. статья С. Поляковой в кн. Татий. Лонг. Петроний. Апулей.
Стрельникова И.П. Сатирико-бытовой роман. Петроний. // Античный роман. М.,1969.
Бахтин М.М. Указ. соч.
23. Вступительная статья С. Поляковой там же.
Стрельникова И.П. «Метаморфозы» Апулея. //Античный роман. М.,1969.
Бахтин М.М. Указ. соч.
24. Мальчукова Т.Г. Концепция комического у Сенеки. // Проблемы античной культуры. Тбилиси,1975.
Ошеров С.А. Сенека-драматург. // Сенека. Трагедии. М. , 1983.
Ошеров С. А. статья в кн. Сенека. Нравственные письма к Луцилию.
25. Тахо-Годи А.А. Некоторые вопросы эстетики Лукиана. // Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М., 1961.
Галеркина Б.П. Разоблачение мифического героя в «Разговорах» Лукиана. // Вестник Ленинградского ун-та. История, язык, литература, 1973, вып.4, № 20.
Примеры планов ответов.
Героический эпос. Гомер.
Понятие «героический эпос». Общая характеристика героического эпоса.
Гомеровский вопрос. Проблемы, составляющие гомеровский вопрос. Система представлений об авторстве и целостности «Илиады» и «Одиссеи» в античную эпоху (а) классический период; б) эллинистический период) и в эпоху Возрождения и классицизма. Первая строго научная постановка гомеровского вопроса: точка зрения Ф.А. Вольфа («Prolegomena ad Homerum»), его три основных аргумента против традиционного представления о единстве гомеровских поэм. Основные теории после Вольфа: 1) аналитики («песенная теория», теория «компиляции» (или «малых эпосов»), «теория первоначального ядра» и др.) 2) унитарии. Гомеровский вопрос в России. Современное состояние гомеровского вопроса.
Поэтика «Илиады» и «Одиссеи». Особенности сюжета и композиции. Проблема характера и психологизма гомеровских поэм. Тип героя и его эволюция от «Илиады» к «Одиссее». Особенности эпического стиля гомеровских поэм.
Греческая лирика.
Исторические этапы развития лирики.
Классификация лирики по племенному или территориальному принципу.
Жанровая классификация.
Декламационная лирика. Античное понятие элегии. Тематические разновидности элегии (Тиртей, Солон, Мимнерм, Феогнид). Эпиграмма (Архилох и Симонид Кеосский). Античное понятие ямбической лирики. Мировоззрение и поэтика Архилоха.
Мелика. Происхождение, основные фольклорные жанры, легшие в основу литературной мелики. Понятие хоровой и монодийной мелики.
Монодийная мелика. Сапфо, Алкей, Анакреонт: основные жанры, лирические темы, особенности мировоззрения и поэтики.
Хоровая мелика. Общая характеристика, основные жанры (Алкман, Стесихор, Арион, Ивик, Симонид Кеосский, Вакхилид). Творчество Пиндара: особенности жанра, проблематики и поэтики.
Трагедии Эсхила.
Древнегреческий театр и драматургия: фольклорные истоки, основные жанры, их особенности.
Творческий путь Эсхила. Основные аспекты эволюции драматургии Эсхила.
Трилогия «Орестея». Трансформация мифа об Агамемноне у Эсхила. Особенности сюжета и композиции трилогии. Жанровые особенности «Агамемнона», «Хоэфор» и «Евменид». Роль хора в трагедиях. Основной конфликт трагедий. Система персонажей, принципы индивидуализации, особенности изображения эмоциональной и интеллектуальной деятельности человека. Проблематика трилогии.
«Прометей прикованный». Трансформация мифа о Прометее. Особенности сюжета и композиции. Жанровая природа трагедии. Функция хора. Природа конфликта. Система персонажей. Центральный герой: типология героя. Проблематика трагедии.
Религиозные воззрения Эсхила. Трагический и нормативный герой в драматургии Эсхила (Агамемнон, Орест, Прометей).
«Дафнис и Хлоя» Лонга как буколический роман.
Сюжетная схема греческого любовно-авантюрного романа. Ее трансформация в романе «Дафнис и Хлоя». Функции авантюр и их место в романе Лонга. В чем смыл этой трансформации? Другая литературная традиция, используемая Лонгом.
Модель художественного времени греческого любовно-авантюрного романа и романа «Дафнис и Хлоя».
Особенности изображения образов главных героев в греческом любовно-авантюрном романе и романе «Дафнис и Хлоя».
Особенности изображения любовного чувства. Концепция любви в романе.
Функции природы, природного времени в романе «Дафнис и Хлоя». Параллелизм в изображении внутреннего мира главных героев и природного цикла. Концепция природы Лонга.
Религиозные воззрения Лонга и их воплощение в романе. Смысл противопоставления городской и сельской морали, образа жизни в романе.
Язык и стиль романа Лонга.