Поиски сущности человека в различных философских системах
Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей
истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы
человека. Его природа и смысл существования.
Историко-философские концепции человека в самом общем виде можно разделить на
две группы: объективистские и субъективистские.
Объективистская концепция где человек и окружающий его мир,понимается как существо, находящееся во всецелой или определяющей зависимостиот объективных сфер, принципов и норм космоса, мировой разумности, вечных идей
и сущностей.
Субъективистская концепция - где бытие человека и мира познается из
самого человека, из субъективного “Я”, а человек понимается как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер и установлений.
На создание синтетической концепции человека с помощью объективистского и субъективистского подходов, в современной философии направлены две философские школы: “философская антропология” и марксистская
философия. Рассмотрим более внимательно, как разрешается в данных философских
школах проблема человека.
Решение проблемы сущности человека в “философской антропологии”.
Философская антропология является современной философской школой,
принципиальной задачей которой является разработка проблемы сущности
человека. Основными представителями этой школы были немецкие философы М.
Шеллер, А. Гелен, Г. Плесснер, Э. Роттакер, Г.-Э. Херстенберг и др.
По мнению М. Шеллера (1874-1928) философская антропология- это “базисная
наука о сущности и сущностном строении человека; о его отношении к различным
сферам природы и основы всех вещей; о его сущностном происхождении и его
физическом, психическом и духовном начале в мире, о силах, которые движут им. Последователь М. Шеллера, Г.-Э. Херстенберг уточняет. “Философская антропология- это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне
отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делает это с
региональных точек зрения: философической, биологической, психологической,
лингвистической и т.д.
В наиболее полной форме обоснования идей философской антропологии изложены М.
Шеллером в работе ”Положение человека в космосе”. В этой работе статус
человеческого бытия выявляется через сравнение человека с другими формами
органического мира в плане становления и эволюции психического начала:
чувственного порыва, инстинкта, ассоциативной памяти и практического
интеллекта. Жизнь человека содержит в себе эти формы отношения с миром и в
этом смысле человек в принципе не отличается от животного. И М. Шеллер
убежден: “Человек-естественный есть животное. Он не развился из животного
царства, а был, есть и всегда останется животным”. Однако между человеком
и остальным животным миром, по мнению М. Шеллера, имеется сущностное
различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа. Наиболее важной
базисной характеристикой человеческого духа объявляется его “открытость
миру”. Животные ограничены средой обитания. Дух же человека преодолевает
ограничения Среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир.
Идеи М. Шеллера о сущности человека несколько в иной плоскости развивает его
последователь А.Гелен (1904-1976). А.Гелен отвергает рассмотрение человека по
аналогии с животным. Он критикует те теории, в которых низшие ступени
человеческого развития расцениваются как близкие к животному образу жизни и
лишь последующие, высшие ступени как подлинно человеческие. Вместе с тем он,
также как и М. Шеллер, специфику и сущность человека выводит и определяет
лишь в ходе сравнения с животным. По мнению А. Гелена, “человек - это существо, открытое миру”. Эта открытость определяется его биологической неприспособленностью, примитивизмом. У человека отсутствует волосяной покров, и тем самым он не защищен от непогоды.
Его тело не приспособлено к бегству, острота его чувств значительно уступает
остроте чувств у животных и т.д.
С точки зрения А. Гелена, культура является определяющей сущностью человека,
его “второй природой”. В основе же культуры лежит духовное начало. Таким
образом, А.Гелен в конечном счете приходит к тому же выводу о
дуалистической сущности человека.
Своеобразный подход к определению сущностных качеств человека проявляет
также Г.Плесснер (1892-1991). Он обращается к отдельным отличительным
способностям человеческого индивида, в частности, к особенностям его психики.
Человек отличается от животного, по Плесснеру, так называемой
Эксцентрической позицией. В силу этой позиции человек способен отделять
свое “Я” от своего физического существования, и, следовательно, осознавать
себя как личность. Три закона по Плеснеру.
Первый закон - человек должен сам себя сделать тем, что он есть.
То есть человек может жить, только сам, управляя своей жизнью. Это
управление он осуществляет на основе создания второй природы культурного
творчества.
Второй закон – закон, определяющий способ, каким даны объекты человеку в
познавательном и эмоциональном отношении к миру.
Третий закон - закон утопического места.
Он характеризует неукорененность человека в бытии. Достигнув чего-либо, он не сразу может обрести покой. Опыт подобной неукорененности означает осознание ничтожности своего бытия и, тем самым, ничтожности бытия всего мира. Собственное существование, равно как существование всего сущего, осознается человеком как нечто случайное. Отсюда и вытекает тяга к поиску такой основы мира - Богом.
Решение проблемы сущности человека в марксистской философии. Она исходит из предпосылки об уникальности человеческого бытия. Обоснованию этого положения служит учение о сочетании биологической и социальной сущности человека.
Марксистская философия стремится подчеркнуть, что существует такая особая исторически развивающаяся общность, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Из потребности жизнеобеспечения выросла и на ее удовлетворение была направлена вся социальная организация жизнедеятельности людей: род, племя, семья, государство, моральные и правовые нормы и т.д.
Одним из самых главных социальных институтов человечества - это семья.
Марксистская философия предлагает раскрыть сущность человека не только как
природно-биологического существа, но и на основе концепции
общественно-практической, деятельной сущности человека.
С точки зрения этой концепции, человек выделился из мира животных благодаря
труду. Началом такого выделения марксистская антропология определяет
начало изготовления человеком орудий труда.
Действительным человеческим началом следует считать такой уровень развития
живого, когда производство орудий труда превращается в особую потребность
, без которой становится невозможной сама жизнь, когда оно становится средством
обеспечения коллективной жизнедеятельности.
Труд становится главным условием бытия человека. Под влиянием нового способа
жизнедеятельности налаживается материальное производство, в процессе которого
устанавливаются общественные отношения, в которые входят: производственные
отношения, отношения между историческими общностями людей (род, племя,
народность, нация), брачно-семейные, быта, межличностные, между обществом и
личностью.
Итак, марксистская философия утверждает существование человека как
уникальной материальной реальности. Но в месте с тем отмечает, что человечества
как такового не существует. Существуют отдельные представители- “индивиды”.
Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность. И это
осознание ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих
вопросов.
Марксистская философия отрицает какую либо возможность на физическое
бессмертие.
Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в самой
жизни. Эпикурейцы учили: живи, то есть удовлетворяй свои потребности,
обеспечивай биологическое и духовное существование и радуйся.