Характерные черты и основные направления древнеиндийской философии. Решение основного вопроса философии в основных философских школах
Философия Древней индии характеризуется рядом особенностей:
1) общие черты философии Древнего Востока;
2) слабый интерес к социальным и политическим проблемам;
3) направленность на анализ духовного мира человека, на поиск индивидуального пути спасения, интерес к самоанализу и саморегуляции.
В древнеиндийской философии сложилось два основных направления:
1. астика – течение, признающее священность Вед. К этому направлению относятся 6 философских школ: санкхья, веданта, ньяя, миманса, вайшешика, йога. Течение астики представлено идеалистическими и дуалистическими учениями;
2. настика – оппозиционное направление, подвергающее сомнению авторитет Вед. Сюда относятся буддизм, джайнизм, чарвака-локаята.
Мимансаиведанта– ортодоксальные религиозно-идеалистические школы.Веданта («завершение Вед») – одна из основных философских школ Древней Индии. В основе этого учения – понятие Брахман – это духовная субстанция, которая является единственной реальностью: кроме нее, ничего нет. Представление о многообразии предметов и явлений является иллюзией, которое возникает из незнания Брахмана. На самом деле все явления представляют собой проявления единой духовной субстанции и самостоятельного значения не имеют. Основными методами познания веданта считает интуицию и вдохновение. Брахман как абсолютная духовная субстанция проявляется в каждом человеке в виде и индивидуальной души – атмана. Цель человеческой жизни – установить контроль над чувствами, освободиться от привязанностей к миру и в процессе постоянного размышления познать истину.
Особенностью мимансы является развитая теория познания. Познание мира, согласно этому учению, возможно лишь при наличии веры в бога и в бессмертие души.
Санкхья – дуалистическое учение, признающее существование в мире двух первоначал: материального и духовного. Духовное начало не отождествляется с Богом, это некое неизменное космическое сознание, наблюдающее за всем, что происходит в мире. Материальное начало находится в постоянном изменении и развитии и является первопричиной всех вещей. Духовное и материальное начала независимы друг от друга (в этом и проявляется дуализм). Эти два начала, соединяясь друг с другом, образуют мир как живое целое, вселенная становится сознательной. Большинство представителей школы санкхья отвергали идею Бога-творца, т.к. его существование невозможно доказать. Бог неизменен – значит, он не может быть творцом, причиной мира, т.к. только изменение причины порождает следствие.
Ньяяивайшешика возникли как наивно-материалистические учения о бытии. В качестве оснований мироздания в вайшешике рассматривались земля, вода, воздух, свет. Ньяя сосредотачивает внимание на теории познания, утверждает, что в познании мира участвуют и органы чувств, и логическое мышление. Однако со временем в эти учения проникло религиозно-идеалистическое содержание и стала утверждаться идея двойственной причины мира – материальной и божественной.
Йога(досл. «единение»)возникла в начале н.э., ее основателем считается мудрей Патанджали. В центре внимания йоги – человек и пути его духовного совершенствования. С точки зрения йоги, совершенствование человека предполагает не только его нравственный рост, дисциплину мыслей, но и физическое развитие, а также осознание своего единства с природой. Т.обр., йогу можно отнести к дуалистическим учениям.
Чарвака-локаята («чар» - четыре, «вак» - слово) – материалистическое учение, представляющее направление настики. В основе его – представление о том, что мир состоит из 4 первоэлементов: огня, воды, земли, воздуха. Все предметы и явления представляют собой различные сочетания этих элементов. Не только тело человека, но и его сознание также возникает в результате сочетания элементов. После смерти человека это сочетание распадается; т.обр., чарвака отрицает бессмертие души.
В рамках этого направления получила развитие теория познания. Единственно достоверным источником познания признаются ощущения. Органы чувств также состоят из тех же элементов, что и предметы, поэтому они способны воспринимать окружающий мир по принципу «подобное познается подобным».
В области этики чарвака-локаята выдвигает принцип стремления к получению удовольствий и избавлению от страданий.