Важнейшие понятия философской антропологии
Для исследования человека как весьма сложного объекта научного познания философская мысль выработала целый ряд понятий,позволяющий достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования. Назовем эти понятия, раскроем их суть, познавательное и методологическое значение.
Прежде всего, под человекомв философии принято понимать представителя вида «гомо сапиенс», который является высшей ступенью в развитии всех известных науке живых существ на нашей планете. Человек - это «венец» природы, субъект труда и познания, истории и культуры. Разумность является его важнейшей характеристикой, которая дает ему огромные преимущества перед всеми иными живыми существами и открывает широкие возможности для деятельности. Столь же существенной его характеристикой выступает труд, т.е. способность к предметно-практической деятельности, к активному преобразованию окружающей природы.
Для изучения отдельного человека (Петр, Павел и т.д.) в философии и иных науках (педагогика, психология) применяется понятие «индивид». Под индивидуальностью лее понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду. Имея в виду оригинальность любого человека, Ф.Ницше любил напоминать в связи с этим: «Прежде всего не смешивайте меня с другими!» Что касается понятия индивидуализма, то оно означает замкнутость человека на самом себе, противопоставление себя коллективу и жизнь в основном «на себя».
Говоря о личности, философия имеет в виду социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными качествами. Она представляет собой как бы огромный резервуар духовной энергии. Эта энергия несет в себе творческую (=творящую) свободу, посредством которой человек преображает окружающий его мир общества и природы. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее состояние, она вся динамична. Человек, обладающий яркими личностными качествами, сам творит свою судьбу по меркам собственного идеала. Личность -~ это всегда творчество, победа и поражение, поиск и обретение, преодоление рабства и обретение свободы. Будет ошибкой называть личность частью мира, ведь она сама есть целый мир.
Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Например, Чичиков из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя олицетворяет собой тип проходимца-приобретателя. Напротив, Тарас Бульба из одноименной повести символизирует собой мужественного и несгибаемого борца, способного на самопожертвование «за друга своя». Личность изучают очень многие науки. Особый интерес к ней продляют педагогика и психология, которые разрабатывают и предлагают теории и технологии обучения и воспитания человека.
Для современной личности характерны высокий уровень образованности, социальная активность, прагматичность и - эвристичность, целеустремленность. Современный человек — о человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в целом.
Понятия таланта и гения раскрывают степень раскрытия в человеке его сущностных сил, творческих задатков способностей. Талантливость означает значительные достижения человека в конкретной сфере деятельности. А вот гениальность — это высшая степень творческой одаренности человека. Творения гения характеризуются особой новизной и масштабностью, исключительным значением для общества. Сократ в связи с этим называл гениев «детьми богов». Гений — это способность решать сложнейшие общечеловеческие проблемы и накладывать печать своей личности на облик эпохи, на весь ход истории. Однако здесь уместно будет заметить, что, говоря словами А.С.Пушкина, «гений и злодейство несовместимы». Подлинный гений всегда служит культуре общества, он несет с собой Добро и тем самым служит прогрессу человечества, В целом же философия характеризует человека как творца, созидателя еще небывшего мира. (Впрочем, существуют и личности противоположного типа — разрушители жизни, или некрофилы.)
Человечество представляет собой единую планетарную общность людей, сложившуюся на основе многообразных связей между странами и народами мира. Оно является продуктом становления единой культуры и все мирной истории. Формирование единого человечества началось еще в эпоху великих географических открытий (XV в.)и активно продолжается на волне современной кучно-технической революции Раскрывая вопрос о сущности и природе человека, следует заметить, что человек — это живая система,единство телесного и духовного. В этой системе выделяют, в частности, организменноструктурный уровень, куда входят различные телесные органы. Функциональный уровень представлен, например, системами метаболизма и др. Психический уровень — это деятельность центральной нервной системы. Сознательный уровень в человеке как системе проявляется в форме сложных мыслительных процессов. Будучи живой системой, человек является единством наследственного (биологического) и прижизненно приобретенного (социального, или культурного), прошлого, настоящего и будущего.
По природе своей человек является существом активным, деятельным, В значительной степени он сам творит собственную жизнь и судьбу, он — автор истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика, познание, воспитание и др.) является способом существованиячеловека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет (в отличие от животных, которые лишь приспосабливаются) не только окружающий мир, но и свою собственную природу (свойства). Рука человека есть его бесценное достояние, ведь она несет в себе весь опыт предшествующих поколений людей. Все качества и способности («сущностные силы») людей носят конкретно-исторический характер, т.е. они изменяются в ходе деятельности. Сравните для примера умственные способности первобытного дикаря и современного человека, и будет несложно увидеть, что эта гигантская разница является результатом «работы» Истории. В связи с этим К.Маркс замечал, что все пять внешних чувств человека созданы историей труда и промышленности. Не будет преувеличением говорить о деятельности как педагоге и воспитателе людей. Благодаря деятельности человек является существом пластичным, гибким. Он — вечная незавершенная возможность, он всегда в поиске и в деле, в порыве своей беспокойной духовной и физической энергии.
Человек обладает механизмом не только биологического (через генофонд), но и социального«через воспитание и культуру) наследования. Во втором случае имеется в виду присвоение всего того, что накоплено человечеством и представлено в разнообразных формах культуры. Это — опыт и знания, способы деятельности, традиции, ценности, нормы. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации. Под социализациейпринято понимать процесс становления личности, происходящий прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности. Воспитание — это весьма сложное и ответственное дело, и совсем не зря И.Кант сравнивал его с искусством управления государством. Каждое новое поколение людей всегда богаче (в широком смысле этого слова) и умнее своих предшественников, так как оно стоит на «плечах» предшествующих поколений и заимствует их опыт, воплощенный в формах духовной и материальной культуры. Соответственно, перед новыми поколениями открываются более богатые и широкие возможности и перспективы для своего существования.
Человеку присущ коллективныйобраз жизни. Только в рамках такой деятельности он и может формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми. Выдающиеся советские педагоги А.С.Макаренко и В-А.Сухомлинский были, как известно, горячими поборниками коллективистской идеи. Они подчеркивали, что коллектив является эффективной школой становления личности. По их убеждению, коллектив призван гармонически соединить личные и общие интересы, помочь человеку не затеряться в бурном потоке жизни. Дух коллективизма нашел свое воплощение и классическом марксизме, где под коммунизмом понимается свободная ассоциациялюдей труда, основанная на их солидарности и сотрудничестве.
Кроме названных нами выше, человек обладает также и рядом иных качеств. В частности, люди умеют создавать орудия труда и постоянно их совершенствовать. Они способны, опираясь на нормы нравственности, регулировать собственные взаимоотношения. Люди действуют в основном сознательно, т.е. со знанием дела. Наряду с этим, всякий человек имеет собственные потребности и интересы, идеалы и цели деятельности.
При философском исследовании человека нельзя обойти стороной и так называемую биосоциальную проблему.Она является весьма сложной для науки и имеет большое значение для практики воспитания, поскольку характеризует природу человека.
Биосоциальная проблема - это проблема соотношения и взаимодействия социального и биологического (природного), приобретенного и унаследованного, «культурного» и «дикого» в человеке. Это проблема взаимовлияния двух начал («корней») в человеке как уникальном явлении мира. Она свидетельствует о противоречивости человеческого существа, его разорванности.
Под биологическим в человеке принято понимать анатомию (строение) его тела, физиологические процессы в нем. Это и центральная нервная система с мозгом как главным «зеркалом» окружающего мира. Это и генофонд, являющийся носителем наследственной информации. Это и половые характеристики людей. Биологическое образует природные силычеловека как живого существа. Оно активно влияет на процессы деторождения, период детства и юности, общую продолжительность жизни. Биологическое сказывается на индивидуальности человека (тип темперамента, особенности мышления), на развитии его некоторых способностей наблюдательность, формы реакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей посредством рождения и дают человеку саму возможностьсуществования в мире.
Под социальнымв человеке философия понимает прежде всего его способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность,т.е. мир чувств и мыслей, способность любить и ненавидеть, радоваться и страдать, язык человека. Важной составляющей социальных качеств человека является его отношениек внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе взятое и составляет социальные силычеловека. Они обретаются им в обществе через механизмы социализации, т.е. приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно-практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной деятельности.
Как же соотносятся социальное и биологическое? В решении этого вопроса наиболее распространены три позиции.
Первый подход— это биологизаторская трактовка человека (З.Фрейд и др.). Основными в человеке предлагается считать его природные качества. Поэтому человек якобы изначально является пленником природы, а общество с его нормами культуры — это его постоянный враг и угнетатель. Оно подавляет естественное в человеке, например, устанавливает различные запреты и ограничения. Биологизаторской трактовки человека придерживался и основатель евгеникиФ.Гальтон. Он считал, что все, что есть в поведении и действии людей, — все это обусловлено их наследственными генетическими данными.
Второй подходпредставляет собой преимущественно социологизаторскую трактовку человека. Его сторонники либо начисто отрицают биологическое начало в человеке, либо явно недооценивают его значение. Элементы такого подхода имелись, например, в утопическом социализме (Т.Мор, Т.Кампанелла), который провозглашал задачу формирования «нового» человека в грядущем коммунистическом обществе. В некоторой степени социоло-гизаторство содержится и в классическом марксизме, который тяготеет к переоценке роли социального начала в человеке.
Третий подходв решении биосоциальной проблемы старается избежать названные выше крайности. Эта позиция представлена в работах современных отечественных ученых (Н.П.Дубинин, И.Т.Фролов и др.) и характеризуется стремлением рассматривать человека как сложный синтез,переплетение биологического и социального начал. Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров— природного и социального. Но подчеркивается, что основные качества (способность мыслить и практически действовать) имеют все же социальное происхождение. Эти качества ведь не даны человеку при рождении, что совершенно очевидно. Их еще пред стоит сформировать, иначе человек так и останется, по меткому выражению Э.В.Ильенкова, всего лишь «куском мяса». Способность мыслить и действовать дана человеку при рождении лишь в форме задатков,т.е. предпосылок для деятельности человека как человека. Биологическое и социальное в человеке наслоилисьдруг на друга. Под воздействием социализации природное становится культурным, «благородным». Известно ведь, что прием пищи современнымчеловеком происходит «по-человечески», т.е. по определенным правилам. При вынашивании и рождении ребенка широко используются социальные технологии и т.д. Все это в итоге не только делает человека цивилизованным существом, но и дает ему дополнительные шансы на выживание в окружающем его мире.
Говоря о биосоциальной проблеме, надо иметь в виду и следующее. В XX в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется под активным воздействием неблагоприятных социальных, технологических и экологических факторов. Эти изменения все чаще носят негативный характер. Например, уменьшение физических нагрузок ведет к атрофии ряда важных функций и органов. Современный образ жизни способствует росту стрессовых заболеваний и т.д. В результате происходит разрушение так называемого биосферного(природного) человека, уменьшаются его шансы на выживание. Это является весьма опасным фактом, тенденцией и проблемой нашего времени.
Природное в человеке (например, наличие полноценного мозга) — необходимое условие развития в индивиде его социальных качеств. Это особенно важно учитывать в педагогике при построении программы воспитания. Суть проблемы состоит в том, что человек, чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как основусуществования. Надо сохранить прежде всего свой генофонд, свой мозг, анатомию и физиологию. Здоровый дух возможен, как известно, лишь в здоровом теле. Задача заключается в том, чтобы совместитьприродное и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии.
Из всего сказанного нами выше о качествах человека как специфического живого существа можно сделать следующий вывод. Сущностные силы человека создают ему все необходимые субъективные возможности для того, чтобы быть свободным,т.е. действовать в мире по своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя и окружающий мир, выделяться из этого мира и расширять сферу собственной деятельности. В этой возможности быть свободным и коренятся истоки всех триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.
Для исследования человека философская мысль выработала и активно использует также и другие понятия.
Как и все иные живые существа, человек имеет собственную среду обитания.Под ней понимается прежде всего сама природа как естественнаяоснова и условие существования человека, дающая ему почти все необходимое для этого. Мы все находимся в ней, а она — в каждом из нас. С помощью знаний и навыков, орудий труда и техники человек постоянно раздвигает границысвоей естественной среды обитания. В XX в. человек сумел преодолеть силу земного притяжения и выйти в космическое пространство. Создав на нашей планете ноосферу(«разумная оболочка» Земли) и техносферу,человек настойчиво переносит свои притязания и на неземной мир, стремясь и его включить в сферу своей практической деятельности.
Среда обитания человека включает в себя и социальный мир,созданный самим человеком. Этот мир состоит не только из многочисленных предметов, сооружений и т.д. Он вбирает в себя и разнообразные отношениямежду людьми (экономические, социальные, политические, идеологические и иные). Социальный мир есть как бы колоссальный клубок, пронизанный людскими страстями и эмоциями, радостями и огорчениями, исканиями истины и заблуждениями на этом пути, вечной борьбой сил добра и зла. Это мир, где переплелись хаос и гармония, разум и безумие, любовь и ненависть.
Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждый человек погружен («заброшен») в поток историии плывет в ней как в мощной реке. Бытие человека в этом потоке изначально противоречиво, неоднозначно. Человек свободени несвободен.
Человек несвободен,поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности (например, выбор крестьянином орудий по обработке земли), их последовательность. Он несвободен, так как всегда существуют ограничители его деятельности — уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и др. Они ставят преграды действиям человека, его планам и целям. Он несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждениечеловека, которое проявляется во все времена и существует в различных формах.
Отчуждение в действительности означает, что продукты деятельности человека выходят из-под его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение означает чуждость, внешностьмира и даже его враждебность(например, стихия рыночных отношений, сила диктаторского государства, неподвластность человеку созданного им гигантского мира техники и т.д.). Отчуждение — это как бы утратамира человеком и превращение этого мира в бесчеловечныймир. (Такое случается, например, в ходе революции. Они, как известно, замышляются гениями, осуществляются фанатиками, но их плодами пользуются в первую очередь проходимцы и негодяи.) На уровне психики и сознания отчуждение человека проявляется в таких отрицательных состояниях людей, как досада и разочарование, страх перед окружающим миром, пессимизм, апатия и т.п. Проблема отчуждения является вечнойпроблемой для человеческого общества. Отсюда вытекает и парадокс истории, верно «схваченный» в словах Ж .Ж. Руссо: «Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах».
Вместе с тем человек свободенне только в принципе, но и практически. (Разумеется, речь идет лишь о конкретныхпроявлениях и мерах свободы как измерении человеческого бытия.) О способности человека быть свободным испанский философ Ортега-и-Гассет писал следующее: «Мы не выброшены в мир, как пуля из ружья, которая летит по точно предназначенной траектории. Совсем наоборот: выбрасывая нас в этот мир, судьба дает нам на выбор несколько траекторий и тем самым заставляет нас выбирать одну из них. Поразительное условие нашей жизни! Сама судьба принуждает нас к свободе, к свободному выбору и решению, чем нам стать в этом мире. Каждую минуту она заставляет нас принимать решения. Даже когда в полном отчаянии мы говорим: «Будь, что будет!», — даже и тут мы принимаем решение».
Свобода есть самостоятельное распоряжение человеком собственной судьбой,выбор своего жизненного пути.Кратко говоря, свобода — это не-рабство,раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать, говоря словами И.Канта, «по своему усмотрению», поступать в соответствии со своими интересами и представлениями. У мира, как известно, есть множество дорог для человека. И свобода — это не только возможность делать выбор своего жизненного пути. Это и сам выбор человека, его вхождение в иной порядок своего существования в мире, обретение подлинно человеческогоспособа существования — разумного, творческого и доброго.
Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она все же должна иметь и пределы,границы. В противном случае она неизбежно будет превращаться в свои антиподы — в произвол,своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми, т.е. в негативную свободу.Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества. Свобода личнаядолжна, следовательно, предполагать и свободу другого.По словам Г.Гегеля, «я только тогда истинно свободен, если и другой также свободен и мною признается свободным».
Свобода невозможна без ответственностии долгачеловека перед миром, в котором он существует. Человек живет и действует в этом мире и, следовательно, он при частен к тому, что происходит в мире. Ответственность есть неизбежная ценасвободы, плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. «Свободный человек тем и отличается от раба, что он умеет собой управлять, в то время как раб умеет лишь покоряться или бунтовать», — так писал об этом Н. А. Бердяев. Свобода есть единство порываи предела, выбораи отказаодновременно, т.е. она по сути своей противоречива.
Подлинно «человеческим» является также и философское понятие смысла жизни человека.Оно раскрывает и характеризует самое «деликатное» в его бытии — цели и планы деятельности, идеалы, само значение его существования. Вопрос о смысле жизни человека - это вопрос об основном содержанииего духовно-практической деятельности. Он есть, говоря словами Ф.М.Достоевского, вопрос о том, для чего жить.Смысложизненный вопрос пронизывает собой всю историю философской мысли. Глубокое осмысление его содержится в русской философии и художественной литературе (А.И.Герцен, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и др.). Как жить? к чему стремиться? что делать?) и т.п. — все это «вечные» и «проклятые» вопросы человеческого существования. Можно жить, например, как Диоген, ведя предельно простой (аскетический) образ жизни и отказывать себе в земных удовольствиях и радостях. Но можно жить и по Эпикуру, стремясь к удовольствиям и наслаждениям и находя в этом счастье как высшее удовлетворение. Можно жить лишь для себя, но можно жить и делая добро другим людям. Чемже и какжить человеку? — этот вопрос не только неисчерпаем, но и ответ на него, как правило, индивидуален.
Живя по-своему, каждому из нас все же нельзя забывать о своей принадлежности к обществу.Ведь все мы — его дети, и стремление прожить в этом мире без соучастия в его судьбе неминуемо будет вести к краху личности, к деградации и духовной смерти человека. Но надо ли умирать преждевременно? Власть времени над всеми нами необъятна, и приближение к смерти неумолимо. Вот почему надо торопиться ответить на смысложизненный вопрос. Ответить, чтобы не прожить свою жизнь зря, впустую, без следа в ней. Ведь всем нам жизнь дается, говоря словами известного литературного героя, всего лишь одинраз. Жить, созидая добро и творя тем самым жизнь,— вот в чем состоит подлинное призвание человека и его великая миссия, порученная ему судьбой. «Каждому поколению, — писал А.Камю, — свойственно считать себя призванным переделать мир. Мое, однако, уже знает, что мир оно не переделает. Но его задача, быть может, более значительна. Она состоит в том, чтобы помешать миру исчезнуть». Помешать миру исчезнуть— кто еще кроме человека сможет выполнить столь великую и благородную задачу? В человеке есть все, и он способен к созиданию жизни во всех ее проявлениях. А если может, то значит — должен, призван.
Как видим, для исследования человека в философской антропологии существует многообразие понятий. На наш взгляд, их можно привести в некоторую систему и попытаться выразить ее графически в виде трех поясов(рядов) и пронизывающего их креста.Первый пояс (ряд) — понятия, раскрывающие сущность и природу человека: «человек», «индивид», «личность» и др. Второй пояс — понятия, характеризующие человека как существо деятельное, творящее: «труд», «познание», «культура» и др. Третий пояс — понятия, раскрывающие человека как существо, ищущее себя в этом мире («смысло-жизненные понятия»): «свобода», «смысл жизни», «цель», «счастье» и др. В этой схеме человек предстает как точка,в которой пересекаются противоположности (природа и культура, отчуждение и свобода и т.д.). Человек — это живое противоречие,в нем есть все,он являет собой малый Космос,многое в едином.