Преподаватель Д.В.Черенович.
Рассмотрено на заседании
Цикловой комиссии
социально-гуманитарных дисциплин
Протокол № 1
От «29» 08 2008г.
Председатель Братковская О.А.
Вопросы и задания к практическому занятию №2
« Основные проблемы философии познания».
1. Вставьте пропущенное:
Со времён Сократа философия ставит перед собой двуединую задачу – исследование ………… и
………………….. в их взаимосвязи, взаимоотношении.
2. Основным субъективным фактором, делающим возможной познавательную деятельность человека является сознание. Что такое сознание? Какова структура индивидуального и общественного сознания?
3. Онтологической предпосылкой познавательного процесса является бытие, действительность.
Вспомните, что такое бытие? Определите виды, способы и формы бытия.
4. Как формулируется проблема познаваемости мира? Какие варианты решения этой проблемы вам известны? Попытайтесь определить и обосновать свою собственную позицию по данной проблеме.
5. Почему Иммануил Кант, перечисляя главные темы философствования, на первое место поста-
вил вопрос «Что я могу знать»? Попробуйте составить философское резюме (вывод) вашей личной
позиции по данному вопросу И.Канта.
6. Соотнесите:
1) Чувственное познание а) интуиция;
б) понятие;
в) ощущение;
г) суждение;
2) Логическое познание д) представление;
е) вера;
ж) восприятие;
3) Иррациональное познание з) рефлексия;
и) умозаключение.
7. Перечислите основные виды познавательной деятельности человека.
8. Заполните пробелы:
………………….. отражает целостную совокупность признаков вещи;
…………………. возникает в сознании без чувственного контакта субъекта и объекта и есть как
бы чувственное воспоминание вещи;
…………………. фиксирует лишь какое-то отдельное свойство вещи (цвет, вкус, размер).
9. Охарактеризуйте современную концепцию познавательного процесса:
1) познание – это активная деятельность субъекта по изменению объекта познания с целью познания его сущности; основа этой деятельности практика; 2) …………………….. 3)………………………………..
4)……………………………………………
10. Что такое практика? Какие функции она выполняет в процессе познания?
11. К основным формам практики относятся: 1) материальное производство (труд); 2) …………….
………………; 3)………………………………..
12. Заполните пробелы:
Понятие есть простейшая форма мысли, которая ………………………………………………………;
…………………………….. есть связь понятий в процессе мышления;
…………………………….. есть рассуждение в ходе которого из нескольких …………….. выводится новое.
13. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру. Выделите условия
и составные части творческого процесса, которые отметил А.С.Пушкин в знаменитых строках:
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг,
и случай, Бог-изобретатель.
14. В чём заключается значение веры в познании:
а) веры как уверенности, убеждённости?
б) религиозной веры?
15. Определите свойства истины:
а) объективна по содержанию, но субъективна по ……………………..;
б) с точки зрения полноты и степени достоверности знания представленного в истине её характеризуют как ………………. и …………………..; в) истина является таковой лишь для вполне определённых условий, т.е. она ………………….
16. Важнейшая проблема гносеологии – проблема критерия истины. Что является, по-вашему, критерием истины?
17. Исторически сложилось четыре научных комплекса, ориентированных на изучение четырёх объектов. Назовите эти научные комплексы и их объекты, а также сравните понятия «прикладные науки» и «фундаментальные науки».
18. Укажите самые главные особенности научного познания.
19. Соотнесите:
1) Эмпирическое познание а) выражает знания о вещах на уровне сущности;
б) наблюдение;
в) общелогические методы исследования;
2) Теоретическое познание г) даёт сведения о внешних сторонах вещей и явлений;
д) эксперимент;
е) философские методы.
20. Уберите лишнее: К формам научного познания относятся:
а) анализ; б) теория; в) факт; г) убеждения; д) гипотеза; е) проблема; ж) вера.
21.Что характерно для современного этапа познания, обусловленного условиями «информацион-
ного общества» и данными «постнеклассической» науки?
1) изменились объекты исследования; 2) ……………………; 3) ………………………. ;
4) истина познаётся не только с помощью научных методов, важнейшими способами её раскрытия
являются философия, искусство, религия; 5)……………………..; 6) понимание того, что к истине
ведут много путей, и никто не обладает монополией на истину.
22. В чём ценность обыденного (житейского) познания?
23. Как вы понимаете слова «Познай самого себя»? Почему они актуальны? Как можно познать
себя?
24.Познавательный процесс направляется и организуется социокультурной программой.
Что такое культура, и какие виды культуры вам известны?
25. Какие науки играют определяющую роль в становлении вас как профессионала, как гражданина, как личности?