Все сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека.
В ходе трудовой деятельности рука становится все более гибкой и свободной.
Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность что-то сказать друг другу.
Орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление есть решающие факторы превращения обезьяны в человека. Затем добавляются регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека.
Но, почему наши животные предки начали трудиться и почему трудовая активность превратила, в конечном счете, обезьяну в человека?
В популярной литературе часто можно найти такой ответ: для того, чтобы поддерживать свое существование, люди должны есть, пить, защищаться от холода и т.п., а это вынудило их к производству материальных благ.
Однако в природе животные, включая наших животных предков, не производят, не испытывают никакой потребности в производстве и вполне способны поддерживать свое существование. Но даже и тогда, когда животные в ряде случаев осуществляют орудийную деятельность, это не способствует преодолению ими границ животного мира.
Если мы выводим мышление из труда, а не труд из мышления, у нас нет достаточных данных для того, чтобы дать объяснение переходу (тем более, в течение короткого периода тысячи лет) от инстинктообразных к целеполагающим формам труда.
Но коль скоро труд в его ставших формах возник, мы действительно получаем возможность объяснить ход антропосоциогенеза. Причем дело не столько в том, что труд, по-видимому, сыграл действительно решающую роль в возникновении принципиально новой формы наследования, открывшей безграничные возможности становления человека.
Речь идет о сдвиге с генетических форм наследования на социальные.
Животные в ряде случаев осуществляют орудийную деятельность, содержащую в себе элементы целеполагания, известного под именем «ручного интеллекта» или «практического мышления».
Однако это не влечет последствий, которые обнаруживаются у человека. Опыт не аккумулируется, передача его от поколения к поколению не осуществляется, развитие животных не происходит.
Существенной чертой антропосоциогенеза является именно то, что изготовляемые человеком орудия труда аккумулируют в себе способы деятельности с ними. Это достигается тем, что в процессе изготовления предмету придается целесообразная форма – опредмечивание.
Распредмечивание этих форм осуществляется как развитие человеческих способностей.
Превращение цели в предмет (орудие труда) – опредмечивание, а умение пользоваться – распредмечивание. Достижение цели требует опосредствующих моментов. Посредством чего-то.
Опредмечивание не только создание орудий труда, а живопись, обряды, суеверия, язык и т.д. А распредмечивание – это способность понять, что это значит или могло бы значить. Здесь не важна правильность понимания, а важен сам процесс мысли. Человек стал мыслить.
Навыки по опредмечиванию и распредмечиванию закрепляются в социальных отношений и передаются путем обучения.
Труд – это целесообразная, осмысленная деятельность по преобразованию природы.
Человеческий труд отличается от простого естественного преобразования прежде всего тем, что он предполагает участие посредников в производственном процессе. Посредник – орудие труда.
Простое естественное присвоение состоит в собирании готовых жизненных средств, например плодов. В этом случае нет труда в собственном смысле слова.
Первобытное состояние человечества, когда род человеческий рассеян в лесах среди животных и живет тем, что ему дают сами растения. Т.е. нет трудовой деятельности. Животное довольствуется тем, что дает природа.
Обезьяна, снимающая кожуру с плода, птица, строящая гнездо, или бобер, сооружающий плотину, поистине изменяют природу ради ее использования. Но они употребляют для этой деятельности свои естественные органы.
Наоборот, в труде человека данное самой природой становится органом его деятельности.
Таким образом, в человеческую деятельность включается посредничество инструмента или орудия – изготовленного предмета, который нужно отличать от предметов, просто подготовленных для потребления.
Муравейник, гнездо птицы, плотина бобра являются, как и кровать или дом человека, только предметами пользования.
Правда, у обезьяны замечалось использование инструментов, но палка, которую она использует, чтобы приблизить к своей руке банан, употребляется только в силу сиюминутной необходимости: палка не сохраняется и тем более не готовится, подобно орудию, для возможного употребления.
Труд может быть определен как изменение природы посредством орудий труда.
Включение орудий труда в процесс изменения природы открывает бесконечную серию опосредствований, при которых производство может быть только сознательным.
Употребление органов может вызываться инстинктом. Но употребление различных орудий должно быть мысленно представлено и обдумано.