Оккультные способы лечения 2 страница
3. В ментальном лечении (в точном смысле этого выражения) пациент сидит, стараясь сделать свое тело возможно более пассивным и менее напряженным, от этого делается более восприимчивым его ум. Лечащий посылает пациенту мысль подкрепляющего и подбадривающего характера. Эта мысль, действуя на ум пациента, заставляет его отбрасывать мысли отрицательного свойства и заменять их мыслями "положительными". В результате ум пациента восстанавливает свое равновесие и вся деятельность его организма постепенно становится более нормальной, а это в свою очередь заставляет действовать все восстанавливающие силы, которыми так богат организм человека и которым мы обыкновенно мешаем проявляться. Усиленный поток праны, направляемый во все части тела, приносит с собой силу и здоровье. Все это явится результатом перемены направления преобладающих мыслей пациента. Поэтому первый принцип ментального лечения заключается в том, чтобы привести ум пациента в нормальное состояние. В результате и тело, точно так же, получает то, что ему нужно. Многие из ментальных целителей стремятся делать не это, а прямо посылают сильные и положительные мысли, насыщенные праной, в пораженное место и производят в теле физическое изменение помимо сознания и подсознания; такого рода лечение требует гораздо большей затраты сил со стороны того, кто лечит. Необходимо помнить, что лечение только тогда достигнет своей цели, когда устранятся условия, создавшие болезнь. Поэтому очень важно произвести известное воздействие на всю психическую систему пациента и уже через нее повлиять на физический организм. Для этого прежде всего нужно исключить из ума пациента отрицательные мысли, что опять-таки можно сделать без его ведома, рисуя его себе как сильного и здорового умом и телом. Нужно стремиться рисовать себе все условия его тела и духа такими, какими они должны бы были быть, затем концентрировать мысль на этом образе и прямо бросать этот образ в тело пациента или в пораженное место. Правильно посланная мысль не может не проникнуть туда, куда она направлена, и в результате она непременно произведет Желаемое физическое изменение, устранив ненормальные условия, и восстановит нормальную деятельность и функции организма. Кроме того, посылаемая мысль сильно насыщена праной и усилием воли нужно направлять ее туда, куда нужно. Результаты зависят от практики и у многих людей получаются очень легко.
4. Лечение на расстоянии производится теми же самыми способами, как и лечение в присутствии пациента. Некоторые указания относительно форм этого лечения мы привели в главе 14-й книги "Наука о дыхании". Соединив то, что было сказано там, с тем, что было сказано в последнем параграфе, мы получим элементарные основания того, что необходимо знать по данному вопросу. При лечении на расстоянии некоторые из людей, занимающихся этого рода лечением, рисуют себе образ пациента, представляя его сидящим перед собою, затем производят пассы и прочее так, как если бы пациент присутствовал здесь на самом деле. Другие, наоборот, стараются создать более яркий образ своей собственной мысли, проникающей через пространство и входящей в ум пациента. Третьи, наконец; просто стараются сконцентрировать свой ум и возможно более интенсивно думать о пациенте, стараясь забыть и не вспоминать о разделяющем их пространстве. Есть еще такие, которые стараются иметь какую-нибудь вещь, принадлежащую пациенту, для того, чтобы, держа эту вещь в руке, установить контакт между собой и телом пациента. Какой из этих методов лучше — сказать невозможно, они все совершенно равносильны и равноценны.
Необходимо помнить, что представители самых разнообразных культов и школ претендуют на способность оккультного лечения — и многие из них действительно лечат. При этом все они пользуются одним и тем же принципом, но приписывают результаты своего лечения теориям и верованиям, очень далеко отходящим друг от друга.
Что же касается нас, то мы держимся принципов "хатха-йоги", которая передает нам древние учения относительно способов сохранения здоровья. при помощи правильной жизни и правильного мышления. И, стоя на этом, мы рассматриваем все формы лечения одинаково: как явления, необходимость которых создана исключительно невежеством человека и его нежеланием подчиняться законам природы. Но, пока человек не хочет правильно жить и правильно мыслить, некоторые формы лечения для нас неизбежны и поэтому изучать их полезно и нужно. Но передовые оккультисты смотрят на заботы о сохранении здоровья, как на вещь, гораздо более важную для человечества, чем лечение, соглашаясь в этом случае со старинной пословицей, что "унция предосторожности полезнее, чем фунт лекарства". Но раз в настоящее время знание оккультных методов лечения может принести людям пользу, то это знание полезно. Это одна из сил природы, и, изучая природу, мы должны изучать ее.
Чтение девятое
ПСИХИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ
Одно из явлений, смущавших ученых исследователей истории человечества, это было постоянное повторение рассказов, легенд и преданий относительно людей, обладавших различным формами сверхнормального психического влияния на других людей. Такие люди, по рассказам, бывали во все времена и у всех народов. Ученым легко было отделаться от примитивных форм этих рассказов, объясняя их как результат различных форм суеверия, которые особенно часто встречаются у народов, стоящих на низкой ступени развития. Но, перевертывая дальше страницы истории, ученые находили, что те явления, которые они отнесли к суевериям, продолжали существовать и у более культурных народов, не только уменьшаясь, но как будто увеличиваясь в числе и делаясь разнообразнее. От первобытного колдовства африканских дикарей идет прямая линия к средневековью и к эпидемиям колдовства в Новой Англии, а оттуда к, нашему времени, к современной практике медиумизма и психизма, рассказами о которых полны газеты западного мира. Что такое все эти истории о месмеричееком влиянии, о гипнотизме, о личном магнетизме, о духах, о влиянии умерших, о прочем, как не та же самая знакомая нам с глубокой древности легенда. Книги всех веков полны историями о сверхнормальном психическом влиянии одних людей на других. Например, Библия содержит много примеров пользования таким влиянием для добрых или злых целей. В настоящее время внимание публики очень часто привлекают к себе удивительные примеры проявления особой силы ума, которая называется личным магнетизмом. В западных странах можно часто слышать выражение, что тот или другой человек обладает или не обладает личным магнетизмом. Много бессмыслицы писалось на эту тему, много выдвигалось странных теорий для объяснения этих явлений и много фантастических утверждений относительно самих явлений. Однако истина гораздо более удивительна, чем самый фантастический вымысел, в самой истине больше странного и непонятного, чем во всем, что писалось и говорилось относительно нее. Дело в том, что под всеми рассказами, верными и неверными, относительно сверхнормального психического влияния одних людей на других лежит совершенно твердое основание, состоящее из реальных фактов, таких фактов, какие даже не снятся людям, стремящимся кормить публику сенсационными рассказами о всевозможных чудесах.
Нам не нужно указывать нашим читателям, что на востоке много столетий тому назад знали и практиковали всевозможные формы оккультизма и обладали секретами, раскрытия которых так упорно и настойчиво ищут западные исследователи. Капельки знания просачивались сквозь оболочку тайн, и их жадно хватали западные писатели, строя на них самые удивительные утверждения и теории.
Значительная часть того, что называется оккультизмом, будет еще долго оставаться скрытой и должна быть скрываема в силу низкого развития человеческой расы и неподготовленности людей для принятия всей этой тайной мудрости. Дать читающей публике даже малую часть этих скрытых учений в наше время было бы опасно. Это могло бы навлечь на человечество несчастья гораздо более сильные, чем все, какие оно испытало до сих пор. И это происходило бы совсем не от того, что какое-нибудь зло заключается в самих учениях, но просто потому, что люди еще слишком эгоистичны, и потому, что они стали бы пользоваться огромными силами, даваемыми тайными знаниями, для своих личных целей и выгод во вред своим братьям-людям. Разумеется, они не могли бы нанести никакого серьезного вреда другим, если бы все были осведомлены одинаково относительно действия тайных сил. Но для этого нужно, чтобы все люди были не ниже известного уровня культурного развития и были бы способны противопоставить тайным влияниям на них такие же тайные средства защиты. Тогда эгоистические покушения людей, познакомившихся с оккультизмом для своих личных выгод, не были бы опасны. Но так как в настоящее время интеллектуальное развитие большинства еще очень низко и многие не в состоянии приобрести никаких знаний, то это знание приходится скрывать. Как известно всем оккультистам, никакая черная магия не может принести вреда человеку, который знает свое собственное место в природе и знает свои собственные силы, при помощи которых он может противостоять каким бы то ни было покушениям создать нежелательное влияние на его ум или на его чувства. Но есть люди, которые приобрели маленькие обрывочки оккультных знаний, не обладая в то же время достаточным духовным развитием, которое указало бы им правильные и должные способы применения этих знаний. И, обыкновенно, человек ничего не знает об этих вещах, его трудно даже заставить поверить им, и поэтому он является совершенно беспомощным перед психическими покушениями со стороны людей, эгоистически пользующихся оккультными знаниями.
Неправильное пользование сверхнормальным психическим влиянием всегда было известно оккультистам под именем "черной магии". Очень часто этим словом обозначают остатки суеверий, идущих от средних веков, но это не верно. Черная магия, если ее понимать правильно, есть совершенно реальная вещь и практикуется в наше время больше, чем когда-либо. Правда, люди, практикующие ее, сами создают для себя очень тяжелые последствия, потому что самая маленькая частичка оккультной энергии, затраченная в эгоистических и враждебных другим людям целях, неизбежно обратится с удесятеренной силой против человека, который ею пользовался, и нанесет ему гораздо больше вреда, чем он сам собирается нанести другим.
К счастью, в природе все устроено так мудро, что эти люди могут уйти только очень недалеко в своей эгоистической деятельности, так как в природе действует много сил, ставящих непреодолимые препятствия всем их усилиям. Самая маленькая добрая мысль, случайно созданная человеком, является огромной противодействующей силой эгоистическим стремлениям влиять на других людей сверхнормальными психическими способами. Это — одна из оккультных истин.
Но кроме тех сил, которые составляют элементы "черной магии", о которой мы упоминаем здесь только между прочим, чтобы предостеречь людей от ее опасных путей, у многих являются сверхнормальные силы и способности, отличающие их от других. В этих силах нет ничего темного: они не соединяются ни с какими эгоистическими тенденциями, и их действие — обыкновенно положительного характера, чувствуется всеми окружающими людьми. Очень часто встречаются люди, почему-то имеющие влияние на всех, соприкасающихся с ними: иногда довольно бывает одного взгляда на такого человека, чтобы увидеть, что он непременно должен иметь влияние на других. Некоторые люди как-то единственным образом являются вождями и учителями, а другие так же естественно делаются учениками и последователями.
Хотя многие западные писатели отрицают это, настоящие оккультисты знают, что все формы психического влияния, включая так называемый личный магнетизм, месмеризм, гипнотизм, внушение и пр., — это только различные проявления одного и того же. Что такое это одно, легко могут понять читатели, внимательно следившие за нашей мыслью в предыдущих главах. Эта сила есть сила ума человека, сознательно пользующегося некоторыми своими способностями, о которых не подозревают другие люди. Если читатель хорошо помнит все, что мы говорили относительно силы инстинктивного ума, относительно динамики мысли, о телепатии, о мыслеформах, а также о могуществе праны, он легко поймет все то, что мы теперь имеем намерение сказать.
Что значит психическое влияние, подразумевая под этим словом все известные нам формы такого влияния? Из чего состоит это влияние, из чего оно создается, чем приводится в действие, каковы его результаты? Попробуем ответить на эти вопросы.
Мы должны начать с инстинктивного ума. Мы говорили раньше, в чтении втором, относительно свойств этой части ума. Даже в низших формах человеческой жизни мы видим, что инстинктивный ум уже поддается действию пятого начала ума, т. е. интеллекта. И на высших ступенях развития, доступного человеку, мы видим, как интеллект не только контролирует действия инстинктивного ума, но уже подчиняет их себе и избегает ошибок менее развитого человека, который мешает правильному действию инстинктивного ума, посылая ему интеллектуальные внушения ненужного характера и в нужное время, нанося этим себе большой вред.
Мы начнем с того, что называется внушением и что лежит в основе всех форм психического влияния, как непосредственного, так и на расстоянии. Под словом внушение мы подразумеваем влияние на мысли или действия другого человека или контроль над этими мыслями и действиями при помощи положительного приказания или тонкого намека на желаемый результат или комбинации того и другого вместе. Личное внушение — это самая обыкновенная вещь в нашей жизни. Мы постоянно делаем и воспринимаем внушения, сознательные и бессознательные. И человек едва ли может перестать давать и принимать внушения, пока его жизнь связана с жизнью других людей, пока он слышит их голоса или читает то, что они писали или печатали. Эти постоянные внушения обыкновенно не играют особенной роли, в них нет силы сознательного внушения, которое именно и создает "искусство внушать".
Как мы уже говорили, в более примитивных формах жизни инстинктивный ум действует один, без всякого влияния интеллекта, совершенно бессознательно, как в растениях; по мере того, как повышается степень эволюции, в животном начинает как будто светиться смутное сознание себя и окружающих вещей, и оно начинает как будто исследовать или сравнивать различные впечатления. Животному-помогает защищаться от врагов это сознание, которое проявляется в нем через инстинктивный ум. Некоторые животные развиваются быстрее других. В силу этого у диких животных всегда можно наблюдать как бы вождей или вожаков стада, предостерегающих других в момент опасности, отыскивающих пищу и пр. Эти вожаки занимают свое место совсем не потому, чтобы они были сильнее физически, как это иногда утверждают зоологи, а именно потому, что у них лучше развит инстинктивный ум, сильнее развита деятельность инстинктов, потому что они хитрее, "умнее" своих собратьев. Хитрое животное скорее сознает и чувствует опасность, скорее найдет средства избежать ее, скорее найдет новый способ достать пищу, преодолеть врага или захватить добычу. Всякий, кому приходилось близко наблюдать домашних животных или кто изучал жизнь диких животных, поймет, что мы хотим сказать. У животных, живущих стадами, большинство всегда следует за вожаком, и следует обыкновенно совершенно слепо.
То же самое явление повторяется в истории человечества. Всегда у людей были вожаки, и всегда люди подчинялись этим вожакам. С самого начала истории человечества и до настоящего времени повторяется одно и то же. Единицы ведут, и толпы следуют за ними. Человек — это послушное и подражательное животное. Огромное большинство людей и в наше время подобно стаду овец. Они слышат звон бубенчиков своего вожака и идут за ним, сами не разбирая, куда идут. И заметьте еще один очень интересный факт, указывающий на крайне важную сторону вопроса. Вожди людей совсем не непременно люди большого интеллектуального достижения, большого книжного знания. Наоборот, гораздо чаще бывает, что вожди людей совсем не являются интеллектуальными светилами. Это обыкновенно люди, чувствующие внутри себя нечто, что можно назвать сознанием силы, ощущением реального источника силы и могущества.
Это ощущение очень часто совсем не идет через интеллект. Человек может не понимать его, не умеет о нем рассказать, он просто чувствует, что обладает властью и силой и может пользоваться этой властью и силой, когда захочет. Такое ощущение всегда даст человеку возможность заставить других верить тому же самому, и невольным образом человек начинает пользоваться своей властью. Он чувствует реальность своего "Я", он чувствует себя индивидуальностью, единицей, реальным существом и инстинктивно старается проявить во всем свое "Я". Обыкновенно такие люди совсем не понимают источника своей силы, это у них, простое ощущение, и они естественным образом пользуются силами, идущими из этого ощущения так же, как пользуются другими силами. Они влияют на других, сами не понимая, каким образом это делают, и часто даже удивляясь полученным результатам. Мы должны постараться понять, каким образом получаются эти результаты.
Прежде всего посмотрим на людей, подпадающих влиянию. На какую часть их душевного аппарата производится действие? Конечно, на инстинктивный ум! Почему же их инстинктивный ум так легко поддается влиянию? У других людей он как будто защищен гораздо лучше. Это именно и есть главный пункт, рассматривая который, мы поймем все, что относится к данному вопросу.
В диком состоянии, на первоначальных стадиях процесса эволюции, инстинктивный ум не поддавался никаким внушениям, потому что нечему было влиять на него. Но по мере того, как человек развивался, делался индивидуумом с проблесками сознания своей индивидуальности и связанной с ней реальной силой, он чувствовал, что должен подчиняться другому человеку, у которого сильнее развито сознание его индивидуальности, который сильнее ощущает свое "Я" и поэтому влияет на инстинктивный ум другого человека. Инстинктивный ум менее сознательного человека легко принимает такие внушения и действует согласно внушению более сильного "Я". Он как бы раскрывается перед мысленными волнами, идущими от другого человека, впитывает их в себя и подчиняется, им.
Заметьте еще раз, что сознание силы своего "Я" совсем не принадлежит человеку большого интеллектуального достижения, интеллектуальной культуры или человеку больших знаний, хотя, конечно, высокое интеллектуальное развитие может очень сильно увеличить способность "Я", если человек уже обладает ею. Но часто можно видеть, как совершенно необразованные люди проявляют такую силу своего "Я", какой подчиняются люди, бесконечно более знающие и более ученые, чем они сами. Но в то же время, когда данной силой пользуются люди, не обладающие достаточными знаниями, они никогда не смогут извлечь из нее всего того, что извлек бы человек больших знаний и широкого интеллектуального развития. Но, тем не менее, они пользуются большим влиянием на людей своего класса и даже, как мы уже говорили, на людей, интеллектуально стоящих выше, чем они сами. Сила личного влияния не зависит от способности инстинктивного мышления: это дело сознания. Кто обладает ею, тот как бы иначе чувствует свое "Я". И хотя часто это создает нелепо развитую самоуверенность, ложную гордость, тщеславие и самомнение, однако человек, обладающий этим сознанием, всегда в большей или меньшей степени может влиять на других и прокладывать себе дорогу в мире. Люди дали проявлению своего сознания имя "уверенности в себе". Вы легко узнаете их, если посмотрите вокруг себя.
Это сознание "Я" может быть развито и увеличено, но, бесспорно, оно стоит ниже духовного развития, сила которого значительно превосходит эту способность, действующую только на ментальной плоскости.
Сказки и рассказы о колдовстве совсем не представляют такого сплошного суеверия и сплошных иллюзий, как многие думают. Под их преувеличенной формой очень часто лежит совершенно реальная истина о возможности нежелательного влияния одного ума на другой, т. е. именно: известная оккультистам возможность использовать высшие силы в низших целях. Но вся черная магия, или все колдовство, какое только существует на свете, не может повлиять на человека, достигшего высшей формы сознания. Только человек суеверного склада ума, не обладающий уверенностью в себе, оставляющий свой инстинктивный ум без руководства высшего начала, может подчиниться эгоистическим И корыстным мыслям другого человека. Все заклинания, чары, колдовство и прочее не имеют никакой силы выше того уровня, на каком они создаются. Но на той плоскости, на какой они созданы, влияния могут быть значительно усилены при помощи ритуалов, церемоний и прочих форм, существовавших и отчасти существующих в той форме оккультизма, которую называют черной магией. Как мы уже говорили, это выражение нужно понимать гораздо шире, чем оно обыкновенно берется. Очень часто то, что в глубине есть именно черная магия, в действительности стремится принять вид проявления добра. Небольшая примесь лжи в чем-нибудь, касающемся оккультизма, совершенно ясно показывает, что нужно быть настороже. Где только вы видите хоть малейшую ложь, — будьте уверены, что и все остальное такая же ложь. В истинном оккультизме не может и не должно быть никакой лжи. Ложь — это самое сильное орудие черной магии, это одно из средств концентрироваться и посылать другим внутренние влияния; но, повторяем, как бы сильно ни было сконцентрировано и как бы сильно ни было послано влияние, оно не может воздействовать на человека, сознание которого находится на более высокой плоскости. Человек, полный стремления к высшему, не должен бояться никакого влияния снизу.
Внимательно прочтите то, что мы здесь пишем, и это будет для многих из вас уже достаточно, чтобы оградить себя от эгоистических мыслей других, и совсем не в силу каких-либо особых достоинств того, что мы говорим, а просто потому, что это заставит вас оглянуться на свои собственные идеи, на свои умственные силы и невольно воспользоваться ими для ограждения себя от вредных влияний.
Помните, что ум привлекает к себе только мысли, гармонирующие с его собственными. Инстинктивный ум подпадает влиянию, которое враждебно его собственным интересам, только тогда, когда его владелец допустил такую слабость своей мысли и воли, что оставил свой инстинктивный ум совершенно без защиты. Инстинктивный ум непременно должен находиться под охраной высшего начала ума. Вы хозяин и господин своего инстинктивного ума, и ваше господство над ним должно всегда проявляться, иначе им завладеет любой прохожий, более ловкий и хитрый, чем вы сами. Внутри вас есть достаточно сил, чтобы оградить себя от всех опасностей, но только в том случае, если вы знаете о существовании этой силы и умеете ею пользоваться. Она ваша, как только вы спросите себя об этом, как только вы обратите на нее внимание, и вы можете пробудить сознание своего "Я" и развить его, внушая себе идею силы и власти над собой. Это очень поможет вашему внутреннему раскрытию и развитию. Дальше нам придется возвращаться еще к этому вопросу.
Теперь мы рассмотрим третью форму психического влияния, которая известна под названием месмеризма, или гипнотизма. Мы можем коснуться данного вопроса только очень кратко, так как перечисление разнообразных форм этого внушения и всех связанных с ними феноменов наполнило бы много книг, если говорить об этом сколько-нибудь подробно. Но мы надеемся объяснить читателю основную идею в нескольких словах, особенно если читатель внимательно следил за ходом наших мыслей, как в этом, так и в предыдущих чтениях.
Первое, что необходимо помнить, это то, что месмеризм, или гипнотизм, есть в действительности комбинация двух объясненных ранее методов. В этой форме влияния большое количество праны посылается вместе с личным внушением, или с мысленной волной. Другими словами, внушение, или мысленная волна, насыщается праной больше, чем это бывает обыкновенно, и становится от этого настолько сильнее обыкновенного внушения, или обыкновенной мысленной волны, насколько мыслеформа сильнее расплывчатых, посылаемых в пространство мыслей. Говоря короче, месмеризм, или гипнотизм, есть окутывание желаемого лица целыми потоками мыслеформ, действием которых стимулируется и поддерживается постоянный приток праны, которая в таком случае часто называется "месмерическим флюидом". Нужно помнить еще одну вещь, что ни один человек не может быть месмеризован, или загипнотизирован, если его инстинктивный ум находится на страже, т. е., короче говоря, никто не может быть загипнотизирован без своего согласия. Для того, чтобы быть загипногизированным, человек должен хотеть этого, верить в то, что это возможно, и не сопротивляться. Только очень редкие, внутренне совершенно пассивные люди, могут подпадать гипнотизированию против своей воли, но необходимо заметить, что, если человек поддается одному внушению, особенно внушению лжи, то он сам, не сознавая этого, может сделать себя восприимчивым для гипнотического внушения. Вообще, практику месмеризма, или гипнотизма, никак нельзя рекомендовать. Только очень хорошо знакомые с этим вопросом, знающие все внутренние стороны его и все возможные результаты и последствия и при этом люди очень высокой моральной культуры, могут без вреда для других производить гипнотические опыты. Гипнотизм может принести пользу в руках опытного и высоко стоящего оккультиста, понимающего его законы, но в руках невежественных людей, которые очень часто берутся за эту страшную силу — это только зло, и больше ничего. Будьте осторожны и никогда не позволяйте гипнотизировать себя невежественным людям, претендующим на какие-то оккультные знания. Старайтесь развить свою собственную силу, и вы будете в состоянии сами влиять на себя гораздо лучше, чем кто бы ни был другой с какими-то ни было целями.
Существует еще более высокая форма сознания, чем сознание "Я". Это — духовное сознание, которое заставляет человека чувствовать свою связь и свое соотношение с источником всех сил. Люди, обладающие этим сознанием, находятся так далеко за пределами возможности достижения психических влияний других, что для них нет надобности принимать, какие бы то ни было меры предосторожности: никакое психическое влияние их достигнуть не может. Они окружены аурой, которая отталкивает все вибрации низших плоскостей. Этим людям не нужно сознание своего "Я", они перешли уже к более высокой форме сознания, которую можно назвать сознанием Всего в себе. Люди, находящиеся на ментальной плоскости развития, каково большинство современного человечества, найдут очень полезным развивать свое сознание "Я", или чувство индивидуальности. В этом отношении очень сильно поможет постоянное держание в уме мысли о том, что вы есть реальное существо, как бы часть всеобщей жизни, отделенная для какой-то определенной цели, согласно плану вселенной, что вы должны существовать как индивидуальность и стремиться к высшей форме проявления. Размышления на эту тему очень сильно подвинут вперед внутреннее развитие. Нужно думать, что вы независимы от тела, а только пользуетесь телом как инструментом или орудием, что вы неразрушимы, что вы обладаете вечной жизнью, что вы не можете быть уничтожены ни огнем, ни водой и никакими другими силами, какие, по мнению физического человека, способны убить его. Нужно думать, что жизнь или смерть вашего физического тела не может повлиять на вас. Вы — душа, а не тело. Очень важно заставить себя думать именно таким образом, а не смотреть на себя, как на тело, обладающее душой. Помните, что вы душа, обладающая телом, а не тело, обладающее душой. Думайте о себе, как о независимом существе, пользующемся телом для своего удобства, старайтесь развивать и культивировать в себе внутреннее понимание о бессмертии и о реальности существования, и вы постепенно начнете сознавать, что вы действительно существуете, существовали и будете существовать всегда. Тогда всякий страх отпадет от вас, как ненужная вещь, потому что страх в действительности есть только слабость мысли, являющаяся результатом бессознательной и дурно направленной действительности инстинктивного ума. Раз человек освободился от страха, остальное не трудно. В книге "Наука о дыхании" мы говорили о том, как слабый, боязливый человек может создать себе постоянную защиту от своих собственных мыслей и эмоций, т. е. указывали способ создать прочное основание для деятельности инстинктивного "Я". Этот способ состоит в развитии доверия к себе и к своим силам. Утверждения, или "мантры", которыми пользуются для создания этого влияния на себя, для подчинения себя высшим силам, есть именно те, которыми пользовались оккультисты древней Индии. Частое повторение себе слов "Я — есть", выражающих самую глубокую оккультную истину, помогает создать уму спокойное и твердое внутреннее состояние, которое неизбежно влияет на инстинктивный ум и делает его более положительным, менее подвергающимся влияниям и внушениям. Ментальное состояние, выражаемое в словах "Я — есмь", окружает человека как бы мысленной аурой, которая действует как непроницаемая ткань и служит человеку охраной до тех пор, пока он не приобретет высшего сознания, которое поставит его сверх всякого возможного достижения, кем бы то ни было созданного психического влияния.
Начав таким образом, вы постепенно дойдете до той степени сознания, в которой будете чувствовать как несомненный факт свое "Я". В этом состоянии сознания, проникаясь словом и идеей "Я", вы будете чувствовать себя не только индивидуальным существом, обладающим — силой и властью, но будете внутренне сознавать, что за этим "Я" стоит сила духа, т. е., что ваше "Я" соединено с неистощимым источником энергии, из которого вы можете черпать по мере надобности. Человек, достигший такой степени сознания, не может испытывать никакого страха, он уже поднялся выше всякой возможности этого. Страх есть только проявление слабости, и мы только тогда подвержены какому-нибудь влиянию, пока держим около себя страх и не решаемся расстаться с ним, как будто бы это был наш близкий друг. Уже только одним тем, что мы отбрасываем страх, мы сразу делаем несколько шагов вверх по лестнице развития к ставим себя в соотношение со всеми сильными мыслями и идеями, которые когда-либо были в сознании человечества. Человек, который достиг этой степени развития, уже оставил сзади себя значительную часть своей слабости и тревоги старой жизни.