Мировоззренческие параметры профессиональной деятельности.

Вся жизнь человека, его поведение и деятельность (во всех её формах) так или иначе связаны с мировоззрением личности. Вспомним, что мировоззрение представляет собой совокупность взглядов человека на мир и своё место в нём, и его центральным вопросом является отношение человека к миру. Эти взгляды могут быть как стихийными, так и осознанными: если в первом случае они находятся преимущественно на уровне обыденного сознания, то во втором – поднимаются зачастую до теоретического уровня, приобретают – в той или иной мере – научный характер. В любом случае мировоззрение есть довольно сложное духовное образование, в котором выделяют следующие элементы: знания – представляющие собой более или менее достоверные сведения о мире; убеждения – знания, как бы прощупанные через личный опыт человека, соотнесённые с ним. Убеждение есть такое знание, в истинности которого человек уверен, хотя часто убеждения могут быть объективно ошибочными, основанными на заблуждениях; ценности – идеи, представления, знания и т. п. которые наиболее важны и значимы для человека и которыми он руководствуется в жизни; идеалы – некие высшие цели, совершенные образцы, к которым человек и человечество обычно стремятся, но которые, как правило, реально недостижимы: в мире нет «идеального общества», «идеальных людей» и пр. Одним из наиболее значимых явлений, которые человек часто «просматривает» через призму своего мировоззрения, выступает его профессиональная деятельность (труд), её смысл и ценность. Очевидно, что отношение личности к свой профессии во многом определяется той оценкой труда, которая преобладает в общественном сознании, а она была различной в конкретно-исторические эпохи. В античной Греции физический труд был уделом рабов и ремесленников и считался недостойным занятием для свободного гражданина: его деятельность сводилась к интеллектуальным деяниям в сфере философии, науки, искусства. В эпоху средневековья труд оценивался как своего рода наказание, назначенное когда-то Богом человеку за его грехопадение, а жизнь духовная считалась выше практически-деятельной. В капиталистическом обществе трудолюбие и предприимчивость, напротив, были провозглашены (прежде всего, в этике протестантизма) высшими добродетелями человека, а труд стал рассматриваться как атрибут его бытия. И сегодня любая профессиональная деятельность (и практическая, и интеллектуальная) считается не столько формой самореализации, сколько сферой для обеспечения человеческого существования. Ещё К. Маркс отлмечал, что «никто не может сделать что-нибудь, не делая это вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей». Другое дело, что эти потребности – как источник профессиональной активности личности – не должны сводиться к материальным благам, а главным занятием человека «должна быть сама жизнь, а не производство средств жизни» (И. Джохадзе). Вместе с тем мировоззрение специалиста определяет не только его общую оценку своей профессиональной деятельности, но в значительной мере и её конкретику – те методы, нормы и правила мышления и практических действий, которые он использует в трудовой сфере. Все они, так или иначе, базируются на тех знаниях, которыми владеет специалист, и на имеющемся у него практическом опыте. Наиболее отчетливо уровень культуры деятельности любого специалиста проявляется в стиле профессионального мышления – устойчивой системе принципов, правил и норм теоретико-практического мышления, направляющих и регулирующих трудовую деятельность. Система таких профессиональных регуляторов есть, по существу, конкретное проявление мировоззрения в его деятельности, операциональной форме – здесь работают все его элементы: знания, убеждения, ценности и идеалы. При этом можно обнаружить некоторую зависимость: чем более стандартные, шаблонные задачи решает специалист, тем чаще он обращается к привычным для него эмпирическим знаниям и практическим навыкам; и наоборот, чем более нетривиальна проблема, вставшая перед ним, тем более необходимо ему теоретическое, методологическое и философское знание. Поэтому стиль профессионального мышления складывается из регулятивов различной степени общности и значимости – от специально-практических до научно-теоретических и философских. Роль первых и вторых в профессиональной деятельности очевидна и «прозрачна», поэтому остановимся лишь на философской составляющей культуры специалиста. Подлинный мастер своего дела должен быть по большому счету и своеобразным «практическим философом», т. е. обладать определенной системой философских знаний и уметь применять их для анализа – самых различных ситуаций – житейских, профессиональных, общественных. Поэтому в стиле его мышления должно быть «философское ядро» – комплекс философско-методологических предписаний, ориентирующих специалиста в его активной трудовой деятельности. В различных типах профессионального мышления имеют место некоторые общие философские принципы и установки: принцип объективности требует от специалиста умения непредвзято оценивать реальность, строить стратегию и тактику профессиональной деятельности в соответствии с истинным (объективным) положением вещей, отличать желаемое от действительного и т. п.; принцип всесторонности предполагает стремление учитывать как можно больше свойств и связей объекта своей деятельности, умение выходить за рамки узкоспециализированных представлений, усваивать знания и опыт других профессий и др.; принцип историзма ориентирует на анализ и учет эволюции предмета деятельности, на стремление увидеть в настоящем элементы будущего и наметить тенденции их развития, на умение отказываться от устаревших теоретических догм и практических методов, новаторски подходить к делу; принцип противоречивости нацеливает специалиста на подход к предметам и явлениям как единству противоположных тенденций, свойств и отношений – например, учёт сложного взаимодействия личных и общественных интересов в трудовом коллективе, двойственного влияния научно-технических новаций на устоявшуюся технологию предприятия и т. д.; принцип человекоразмерности требует гуманистического подхода к профессиональной деятельности – её ориентации на посильное решение, прежде всего, человеческих проблем, на предвидение нежелательных побочных последствий активности специалиста, на учёт этических, эстетических, экологических факторов человеческого бытия. Подчеркнём лишь главное – именно философская культура делает профессиональное мышление специалиста творческим, раскованным, критическим, придаёт ему дополнительные «степени свободы» и, в конечном счёте, делает профессионала самобытной личностью, способной к самостоятельному выбору необходимых действий и неординарным решениям стоящих перед ним проблем.


Наши рекомендации