Здесь исследуется, следует ли признать, что Бог рождает себя
Здесь возникает в известной степени неизбежный вопрос. Об-
щеизвестно и непоколебимо истинно, что Бог Отец рождает Сы-
на. Поэтому исследуется, надлежит ли заключить, что Бог рожда-
ет Бога. Ведь если Бог рождает Бога, представляется, что рождает
либо себя, либо другого бога. Если рождает другого бога, то суще-
ствует не только один Бог. Если же Бог порождает сам себя, то не-
кая вещь сама себя порождает. Отвечая на это, мы говорим, что
здраво и в духе католической веры заключать, что Единый рожда-
ет Единого, что Бог рождает Бога, поскольку Бог Отец рождает
Бога Сына. В Символе веры также написано: «Свет от света, Бог
истинный от Бога истинного». Что же касается добавления «сле-
довательно, Бог рождает себя или другого Бога», то, говорим мы,
ни с чем из этого не следует соглашаться. То, что Он не рождает
другого бога, очевидно, поскольку есть только один Бог. То же,
что Он не рождает сам себя показывает Августин в первой книге
«О Троице», говоря: «Те, кто полагает, что могущество Бога тако-
во, что Он рождает сам себя, заблуждаются тем более, что это не
свойственно не только Богу, но и творению, как духовному, так
и телесному. Ведь никакая вещь не выводит себя к бытию; поэто-
му не следует верить и говорить, что Бог рождает себя».
Другой вопрос о том же
Но крикливые умствующие (ratiocinatores) все еще сопротив-
ляются, говоря: Если Бог Отец рождает Бога, он рождает или того
Бога, который есть Отец, или Бога который не есть Бог Отец. Ес-
ли рождает Бога, который не есть Отец, следовательно, есть Бог,
который не есть Бог Отец. Следовательно, есть не только один
Бог. А если Он рождает Бога, который есть Бог Отец, то рождает
сам себя. На это мы отвечаем, подвергая исследованию то выска-
зывание, которое они полагают следующим образом: Если Бог
Отец рождает Бога, то или того Бога, который есть Бог Отец, или
того Бога, который не есть Бог Отец; это можно истолковать пра-
вильно и ложно, а потому, [если мы изберем неверное толкование],
ответ должен быть таким: Бог Отец рождает Бога, который есть сам
Отец. Мы говорим, что это ложно, и признаем иное, а именно, что
Он рождает Бога, который не есть Отец; но Он, однако, не рождает
другого Бога, и рожденный не является Богом, иным, нежели Отец,
но есть единый с Отцом Бог. Если же добавлено: рождает Бога, ко-
торый не есть Бог Отец, то здесь мы вводим различение, поскольку
[это высказывание] можно понять двояко. Рождает Бога, который
не есть Бог Отец, а именно, Бога Сына, который не есть Отец, и ко-
торый является Богом — здесь смысл [высказывания] истинен. Ес-
ли же понимается так: рождает Бога, который не есть Бог Отец,
то есть, который не есть Бог, которым является Отец, — здесь
смысл [высказывания] ложен. Ведь один и тот же Бог есть Отец,
Сын и Дух Святой; и, наоборот, Отец, Сын и Дух Святой есть один
и тот же Бог.
< >
Раздел V
l. Здесь исследуется,
порождает ли Отец божественную сущность (essentia),
или она порождает Сына, и порождает ли сущность сущность,
или она не порождает и не рождена
После этого исследуется, надлежит ли признать, что Отец порож-
дает божественную сущность, или что божественная сущность по-
рождает Сына, или что сущность порождает сущность, или же боже-
ственная сущность совершенно не порождает и не рождена. На что,
вместе с согласными [в этом вопросе] католическими толкователями,
мы говорим: ни Отец не порождает божественную сущность, ни бо-
жественная сущность не порождает Сына, ни божественная сущность
не порождает божественную сущность; а под именем «сущность» мы
понимаем здесь божественную природу, которая является общей для
трех лиц и полностью в каждом [из них]. А потому не следует гово-
рить, что Отец порождает божественную сущность, поскольку если
сказать, что Отец порождает божественную сущность, то [из этого
следует], что божественная сущность или сказывается об Отце соот-
несение (relative), или полагается как соотнесенное. Если же сказы-
вается соотнесенно или полагается как соотнесенное, не указывает
сущность. Ибо, как говорит Августин в пятой книге «О Троице», то,
что сказывается соотнесенно, не указывает субстанцию.
2. Второй аргумент
Также, поскольку Бог Отец есть божественная сущность, то если
бы Он порождал бы ее, Он был бы родителем той вещи, которая есть
Он сам. И так одна и та же вещь порождала бы сама себя, что отри-
цает Августин в первой книге «О Троице», что мы показали выше.
3. Третий и лучший аргумент
Также, если Отец порождает божественную субстанцию, то Он,
поскольку сам есть божественная сущность и Бог, существует и яв-
ляется Богом посредством того, что рождает. И так, следовательно,
не то, что рождается, есть Бог от Отца, но Отец посредством того,
что Он рождает, существует и является Богом; и если так, то не рож-
дающее есть причина рождаемого, но рождаемое — рождающе-
го, так, что оно существует и является Богом. С помощью сходного
аргумента Августин доказывает в седьмой книге «О Троице», что
Отец мудр не посредством мудрости, которую Он порождает, по-
скольку если бы был мудрым посредством ее, существовал бы по-
средством ее; ведь его мудрость есть его бытие. Так что, если его му-
дрость есть его бытие, Он мудр не посредством той мудрости, кото-
рую рождает Отец. Ведь поскольку мы говорим «его бытие есть его
мудрость», что иное скажем, кроме «существует посредством того,
посредством чего мудр»? Следовательно, та причина, благодаря ко-
торой Он мудр, есть также та причина, благодаря которой Он есть.
Итак, если мудрость, которую Он рождает, есть причина, благодаря
которой Он мудр, то и причина, благодаря которой Он есть. Но ни-
кто никоим образом не скажет, что мудрость — причина, Отцом
рожденная,· благодаря которой Отец существует, ибо что может
быть безумнее? Итак, следовательно, если Отец рождает сущность,
посредством которой Он есть, сущность, которую Он рождает, есть
причина того, что он есть. Следовательно, Он не рождает самою
сущность. Ведь в этой простоте, как говорит Августин, поскольку
«быть мудрым» не отлично от «быть», так же и мудрость есть эта
сущность; и поэтому то, что мы говорим о мудрости, то же и о сущ-
ности. Следовательно, как Он не рождает мудрость, посредством ко-
торой мудр, так же не рождает и сущность, посредством которой
есть. Ведь как Он мудр посредством мудрости и могущественен по-
средством могущества, так и есть посредством сущности. И равным
образом мудрость и могущество есть эта сущность. Итак, из сказан-
ного ясно, почему Отец не порождает божественную сущность.
4. Августин, как представляется, противоречит этому
Представляется, что этому противоположно то, что говорит Авгу-
стин в первой книге «О вере и Символе»: «Когда Бог рождает Слово,
Он рождает то, что есть Сам, и не из ничто, и не из некоей, уже произ-
веденной и созданной материи, но из себя Самого, то, что есть сам.
Также, Бог Отец, который мог и хотел истиннейшим образом открыть
Себя душам, которые будут стремиться к [Его] познанию, должен
явить, что то, что Он от Себя рождает, есть Тот, Кто рождает». Обра-
ти внимание: в этих словах он открыто утверждает, что Бог Отец рож-
дает то, что есть Сам. Ведь то, что Он есть, есть ничто иное, как боже-
ственная сущность, следовательно, как представляется, Он рождает
божественную сущность. На это мы отвечаем, что данные слова долж-
ны быть поняты следующим образом: Отец из себя рождает то, что
есть Сам, то есть Сына, который есть то, что есть Отец. Ибо то, что есть
Отец, то есть и Сын, но Тот, Кто есть Отец, не есть Тот, Кто есть Сын.
5. Излагаются другие части вопроса
И так же не следует говорить, что божественная сущность
рождает Сына, поскольку, в виду того, что Сын есть божественная
сущность, Сын был бы вещью, от которой рождается, и так одна
и та же вещь рождала бы сама себя. И так же мы говорим, что бо-
жественная сущность не рождает сущность. Ведь поскольку боже-
ственная сущность является некоей единой и высшей вещью,
то если божественная сущность рождает [божественную] сущ-
ность, одна и та же вещь рождает сама себя, что совершенно не-
возможно; но один Отец рождает Сына, и от Отца и Сына нисхо-
дит Дух Святой.
<...>
9. О том, что мы читаем [в Писании],
что Отец родил Сына из своей субстанции,