Роль философии в построении научных теорий
Специфическая роль философии в научном познании состоит в том, что сама философия выступает как орудие или способ познание, наделяющего субъект познания способностью к теоретическому мышлению. Речь идет о том, что ученые осознанно или неосознанно поднимаются на уровень теоретического осмысления бытия и сущности познания, что как только перед ученым раскрывается это осмысление бытия, то можно говорить, что в сознании данного ученого присутствует философия.
Возникает вопрос, в каком виде, она, философия присутствует? На это можно ответить следующим образом. Она присутствует в виде логики и методологии познания, в виде мировоззренческих схем, картины мира, миропонимания, как совокупности наиболее фундаментальных научных положений, с помощью которых человек создает единство в понимании процессов, происходящих в окружающем мире, в виде образа (парадигмы) научных теорий, определенного стиля научного мышления. В том контексте философия является наукой о наиболее общих универсальных законах бытия, формулирует такие понятия и категории, которые в силу своей абстрактности и всеобщности могут синтезировать материал, накопленный во всех других формах сознания, и таким образом создавать синтетические формы сознания, высшие интегральные формы отражения мира. Это такие формы, как мироощущение, миропонимание, картина мира, мировоззрение, и через эти формы интегрального сознания, ученый наделяется такой рефлектирующей способностью, как возможность отражать в категориях, логических конструкциях окружающий мир.
Что означает научиться философствовать? Это означает научиться теоретически, мыслить. Каким образом проявляется влияние философии на научное познание? Я бы хотела отметить следующее. Философия в принципе была одной из первых наук, которая достигала теоретического уровня.
Философия возникла как новая попытка теоретического осмысления мира, обнаружения универсальных связей явлений мира. Ведь первые философы ставили вопрос - из чего все возникает? Что является основой всего? Это означает, что они искали такую абстракцию сущностей, к которой можно свести все другие абстракции мира. Под "абстракцией" понимается отвлеченное понятие, которое отображает какую-то одну сущность. Следовательно, философия дает нашему познанию саму методику построения теории. Например, такой метод, как восхождение от абстрактного к конкретному. Мы можем рассмотреть это на примере механики И. Ньютона. До Ньютона Г. Галилей открыл некоторые законы движения, сформулировал закон инерции, сущность которого является принцип относительности Галилея, например, закономерность качения маятника и падения теле под влиянием тяжести, причем сама сущность сил тяжести или природы качения Галилеем небыли установлены. Он просто констатировал в математической формуле закономерность эмпирически наблюдаемых явлений. Ньютон же поставил другую задачу - посмотреть на процессы этого мира, на все проявления мироздания с точки зрения некой внутренней сущности, с точки зрения основного движения, которое управляет всеми этими процессами. Если Френсис Бэкон говорит, "что в самой природе есть множество родов и движений", то: "каждый их этих родов и движений связан с определенными качествами натуры", имея ввиду природу, то для Ньютона такая натуралистическая и эмпирическая постановка вопроса была уже преодолена. Ньютон поставил другую задачу, правда неосознанно - найти такие обструкции, которые отображают универсальные физические свойства мира и связь между этими свойствами, которая дает описание всех процессов мироздания.
Как философия помогла Ньютону построить первую в истории естествознания глобальную теорию естествознания, в частности теорию механики? Он создал такую программу, говоря современным языком, которая позволила бы ему сформулировать идеи чисто философским языком: идею пространства и идею времени. Ньютон пространство и время определил как одномерность и равномерность длительности, как одномерность в пространстве и равномерность во времени.
Далее, он также сформулировал понятие массы, как наиболее общего и вместе с тем простого свойства вещей. В последующем Ньютон сделал попытку связать между собой эти абстракции пространства, времени и массы. К примеру, отношение пространства ко времени дает скорость, а отношение скорости ко времени дает ускорение, произведение же ускорение на массу дает силу. Сила также требуется для того, чтобы вызвать ускорение тела, которое благодаря инерции покоится в равномерном и однородном пространстве. Таким образом, на основе некоторых понятий и исходных наиболее универсальных абстракций, достраивая эту шкалу, эту картину, Ньютон сумел описать все известные ему явления. Например, движение планет и падение тел, качение маятника, обращение комет, движение молекул - все это он сумел описать с помощью элементарных понятий, как пространство, время и масса. Их производными являются такие понятия, как сила, импульс или количество движения, энергия и т.д. Ньютон создал цельную картину мироздания, выраженную в математической форме, и таким образом получается следующий "удивительный" результат, сам философский подход и философский поиск общих абстракций, которые отличаются универсальностью и вместе с тем элементарностью в отношении ко всем другим абстракциям, привели к крупному научному прорыву. Потом, эта же теория Ньютона была, конечно же, превзойдена, дополнена в теории относительности и в других теориях.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному был использован стихийно еще древнегреческим философом Фалесом. Когда он отыскал наиболее общую абстракцию этого бытия - воду, то он сказал: - "Даже семена влажны, следовательно, в основе семян тоже лежит вода". Модификацией воды являются вещества: испарения, лед и др. Таким образом, он построил качественную теоретическую модель, но, конечно же, математически и логически не проверенную. Она была ошибочна в конкретных своих проявлениях, но, тем не менее, сама методика построения, общий подход были стихийно сформулированы в античной "наивной философии".
Хочется обратить внимание и на схему атомизма. Приведение такой абстракции, как атом наполнение этой абстракции все более конкретным содержанием, наделение атома различными свойствами, такими как форма, тяжесть, завихрение, падение, спонтанное движение у Эпикура, наделение этого атома все большим числом абстрактных характеристик, которые отображали определенные мыслимые качества, а в дальнейшем и синтез всех этих абстракций позволили создать единую атомистическую картину мира, которая была практически восстановлена в Новое время, когда на основе достижений физики Ньютона и представлений французских философов об атомах была воссоздана универсальная модель мира, состоящая из атомов. Это говорит о роли философии в научном познании, что сама философия выступает как методология научного познания. Философия формулирует тот основной инструментарий теоретического мышления, сам метод построения теории, который в наиболее общей форме выступает как восхождение от абстрактного к конкретному и результатом этого является построение теории. Вообще, логика сумела выделить общие элементы построения теории. Логическая схема теоретического познания достигается благодаря философским исследованиям. Вообще философия выявляет основания математики и логики, без которых современная наука немыслима, и показывает, к чему они сводятся. Они сводятся в принципе к универсальным аспектам бытия, к наиболее общим законам существования. Можно сказать, что современная математика и логика основаны на том, что весь мир подчиняется некоторым общим законам.
Например, часть всегда меньше целого. Вещи могут быть между собой равны и неравны, или же одни вещи могут быть больше, другие меньше. Вот это позволяет нам говорить, что вещи могут быть между собой равными и тождественными, что существует равенство и неравенство, что существует качественное различие этого неравенства, выраженное такими определениями, как больше, меньше - все эти слова (логические постоянные), взятые в совокупности позволяют строить доказательства. Без теории доказательств нет никакого научного познания. Никто не может удостовериться, что это знание истинно, а другое ложно, По этому говорил Декарт: "Мы не должны быть насколько сумасшедшими, чтобы не признать, что исходя из самоочевидных и ясных идей, применяя к ним законы логики и математики, приходим к заключениям, которые мы так же принимаем за истинные, если самоочевидные идеи, из которых мы начали поиск этих следствий, являются также истинными". То есть, теория позволяет из истинных идей извлекать истинные заключения, из ложных идей извлекать ложные заключения. Это важнейший аспект влияния философии на формирование научных знаний. Это методологическая сторона влияния философии на создание теории или, говоря иначе, смысловая сторона. Она состоит в том, что философия, на основе предшествующего опыта, предшествующих теорий, всей работы обобщающей мысли переходит к формированию таких понятий, которые могут быть использованы в качестве исходных абстракций определенными разделами научного познания, при построении теории, т.е. конкретно.
Философия, таким образом, создает базисные предпосылки создания новой теории тем, что она в результате систематических, обобщающих усилий позволяет актуализировать те термины, понятия, представления, которые были в истории познания, которые в виде определенной картины мира "витали" в сознании ученого. Она помогает ему обратиться, к тем, пока еще аморфным с точки зрения конкретной науки, но качественно определенным с точки зрения философии понятиям, конкретизировать и взять их, как исходный материал для построения науки.