Гегель - крупнейший объективный идеалист и диалектик
В основе его философии лежат два фундаментальных понятия:
1. Абсолютная идея(некое духовное начало – которое он обозначал разными терминами – мировой разум, мировой дух, абсолютная идея).
Развитие.
Абсолютная (логическая) идея Мироздание – это саморазвитие Абсолютного духа (абсолютной идеи). | Развитие. |
Основа всех явлений – некое духовное и разумное начало. Это мысль, существующая объективно, сама по себе и порождающая природу и человека. Идея не отражает, а порождает действительность. Абсолютная идея – это · Единственно существующая подлинная реальность, · Первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений. · Мировой дух, обладающий способностью творить и самосознанием. · Сознание каждого человека – частица мирового духа. | Гегель ответил на вопросы: - что такое развитие - как происходит развитие - в чем источник развития - каков механизм развития Все мировое развитие в основе своей обусловлено движением мировой идеи (абсолютного духа).Развитие идеи - это процесс её самопознания, движения к истине. При этом истина – это не результат, а процесс. Гегель: «Истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком виде может быть спрятана в карман». Познание – есть исторический процесс, истина не есть раз и навсегда данный готовый результат познания, она так же развивается и изменяется. 1. Развитие происходит не по замкнутому кругу, а по спирали. - Это движение от низшего к высшему, от простого к сложному, более богатому содержанию. 2. Источником развития является противоречие, которое движет миром. Гегель сформулировал три основных закона развития:
|
Противоречия философии Гегеля:
1. Гегелевская диалектика (учение о всеобщей связи и развитии) учит, что развитие всеобще, не имеет предела.
- Но природа не развивается во времени, а только разнообразится в пространстве.
- Пределом общественного развития является конституционная монархия и связанные с ней ограниченные преобразования общества, в особенности его политических учреждений в буржуазном духе.
2. Философия у Гегеля – «наука всех наук», система абсолютных истин. Сам Гегель претендовал на создание всеохватывающей системы, на абсолютную истину в последней инстанции.
Когда Гегель говорил о предшествующих ему философских системах, он отмечал их историческую ограниченность, доказывая, что философское знание, как и знание вообще, развивается, обогащается. Свою же философскую систему он ставил в исключительное положение, рассматривая её как завершение процесса познания «абсолютной идеей» своего собственного содержания, как последнюю ступень развития мирового разума. В силу этого философская система Гегеля приобрела консервативный характер.
Последним представителем классической немецкой философии можно считать Л. Фейербаха,который стремился к обновлению философии, к возвращению ее содержанию человека. Фейербах – материалист.
С его точки зрения, природа - источник всех знаний. Человек – это часть природы, психофизиологическое существо, для которого социальная среда не имеет большого значения.
· В своей философии Фейербах критиковал религиозное сознание, считая, что оно основано на вере в сверхъестественное и представляет собой совокупность фантастических образов. Однако, критикуя религию, Фейербах не пытался ее упразднить, а обосновал необходимость заменить старую религию новой, которую он называет "религией любви" и которая должна вместо любви к Богу проповедовать любовь к человеку.
· Первоначально Фейербах увлекался философией Гегеля, однако затем подверг её критике. С его точки зрения – идеализм есть ни что иное как рационализированная форма религии. А философия и религия по самой своей сути должны быть и являются противоположны друг другу. Поскольку в основе религии лежит вера в догматы, а в основе философии – знание, стремление раскрыть действительную (истинную) природу вещей. Идеалистическая философия, считал Фейербах, есть только перевод религиозного представления о сотворении мира Богом, на язык философии.