Движение как способ бытия материи
Можно выделить 2 основных вида движения:1.движ.,связанное с сохранением устойчивости предмета,его качества. 2.связанное с переходом от одного качества к другому. Такой тип движения назыв. развитием.В истории фил-и предпринимались попытки классифицировать формы движ-я .Над этой проблемой работал Аристотель,Френсис Бэкон.Целостную классификацию форм движения материи осущ. Ф.Энгельс,он выделял 5 форм движения материи:механическую,физическую, химическую,биологическую и социальную. В основу своей классификации полож. принципы:
1. Формы движения соотносимы с опред. материальным уровнем организации материи.
2. Между формами движения сущ.генетическая связь,т.е. высшие формы движения возникают на основе низших форм.
3. Высшие формы движения качественно специфичны и не сводимы к низшим формам.
Классификация основных форм движения материи,разработанная Энгельсом опиралась на достижения наук ХIХ в. Развитие соврем. науки ведет к обогащению наших знаний об основных формах движения.Так,соврем. наука не рассматривает динамическое движение как основу всех физич. процессов. Открыты новые формы физич. движения. Уточнены представления о первичных материальных носителей биологич. движения. Энгельс в качестве таких носителей рассматривал белковые молекулы. Совр. наука включает сюда и нуклеиновые кислоты. Выдвигаются гипотезы о существовании ранее неизвестных форм движения.
30. Пространство и время – формы существования материи.
В нашей повседневной жизни сталкиваемся с тем, что все вещи обладают способностью занимать некотор. место.Характеризуется опред. размерами,объемом,находятся в различных местах и на различ. расстояниях друг от друга.Эти наблюдения обобщаем в философском понятии пространства.Пространство –такая форма существования материи,кот.выражает протяженность,структурность, взаимное расположение конкретных материальных объектов и систем.Сопоставляя различ.процессы и явления мы замечаем что они обладают различ.продолжительностью.Одни события уже прошли,другие сосуществуют,а третьи только ожидаются.Все это обобщается в философ.понятии времени,выражающем структурность материальных процессов,длительность и объективность последовательности событий.В истории фил. мысли сущ. различ концепции пространства и времени:
1. Субъективно-идеалистическая,согл.которой п. и в. – это субъективные формы упорядочения человеческих восприятий,переживаний и т.д.
2. Объективно-идеалистическая,авторы кот. считают,что п. и в. не зависят от ощущ-й чел-а,но они явл. порождением какой-то абсолютной идеи мирового разума.
3. Метафизическая,сущ. в 2-х вариантах. 1-й связан с именем Ньютона, он полагал, что п. и в. – это особые сущности,кот. сущ. сами по себе независимо от материальных объектов и процессов; 2-й связан с им.Лейбица,кот. отождествлял пространство с материей, наприм. с гравитационным.
4. Диалектико-материалистическое п. и в. – это объективные,независящие от чел-а формы бытия материи, но они неразрывно связаны с самой материей и ее движением. Следует различ. понятия :реальное п. и в.,перцептуальное и концептуальное. Реальное п. и в. то, кот. не зависит от нашего сознания. Перцептуальное – п. и в. наших восприятий,представлений,воображений. Например, перцептуальное вр. зависит психич. состояния чел-а в силу этого оно может быть различным для разных индивидов или даже для одного чел-ка в разное время и разных состояниях. Концептуальное – это отражение реального пространства и времени в формах абстрактного мышления, например фил-ких категориях или естественно-научных понятиях. П. и в. обладают опред. св-вами.Эти св-ва раздел. на общие и специфические. Общие св-ва: объективность,всеобщность,безграничность, бесконечность, внутр.противоречивость. К специфическим отн. св-во размерности. Время так же однонаправлено или анезатропно. Оно всегда течет от прошлого к будущему ч/з настоящее. Пространство же изотропно, т.е. все точки, все направления в пространстве равноправны. Человеку свойственно интуитивное чувство времени, не всегда осмысленное.