Глава 6. методы и формы научного познания. 4 страница
пустом месте. Она связана со всем знанием о предмете, междисциплинарным
знанием, вроде логики и математики, и из них вытекает.
Иногда гипотезу противопоставляют опыту. Так, Ньютон говорил: “Ги-
потез я не измышляю”. Но, ведь, и сам Ньютон находился среди гипотез, как
среди пчел в пчелином рое. Разве не было у него гипотезы о “мировом эфи-
ре”, о бесконечно большой скорости передачи взаимодействий, о всеобщно-
сти Евклидового пространства, об абсолютном пространстве и времени, дру-
гих гипотез? Другое дело, что это все он не осознавал как гипотезы и считал
очевидным. Мы все слишком многое считаем очевидным и в итоге заблужда-
емся!
В истории науки известно и преувеличение роли гипотезы. Сторонником
такой идеи был, например, известный французский математик и физик-
теоретик А.Пуанкаре (см. его книгу “Наука и гипотеза”).
Группировку гипотез по их видам мы делать не будем, так как она в ос-
новном совпадает с группировкой законов.
Закон
— это как бы ставшее знание, чаще всего — результат индукции,
аналогии, синтеза и подтверждения гипотез на опыте. Понятия закона и ги-
потезы однопорядковые. Закон науки схватывает повторяющееся, прочное,
необходимое, существенное, устойчивое в законе любой природы. Форма его
— суждение. В математике его эквивалент — теорема. Впервые понятие “за-
кон природы” мы найдем в XVII веке у Декарта, Гоббса и Спинозы, позднее
появилась мысль, что все существующее в природе может создаваться только
по ее законам. При этом закон не лежит на поверхности, а как бы высвечива-
ется через явления, свойства, отношения. Он еще должен быть понят, осмыс-
лен и описан на языке науки. Смысл знания закона — предвидение возмож-
ных состояний объекта и тенденций его изменения и развития.
В основе появления закона лежит напряжение между сложившимися
сторонами целого, его полюсами, противоречие. На основе этого вначале
развивается тенденция. Различают также законы-тенденции (или “законо-
мерности”, характерные для сложных систем (биологические, социальные,
смешанные системы). Таковы законы эволюции жизни, общественного про-
гресса, экономики, экологии, развития самой науки и др. Вообще, по разным
критериям и основаниям, можно построить целый ряд независимых и пере-
секающихся группировок и классификаций известных науке законов. Разли-
чают всеобщие, частные и конкретные законы. Для всего физического мира
всеобщими законами будут законы симметрии или сохранения; частными
будут законы отдельных миров физического и духовного (механики, тепло-
ты, языка, мышления и др.); о конкретных законах отдельных объектов мы
узнаем нередко сами из практики. По их характеру выделяют качественные и
количественные законы. Первые чаще всего можно встретить в сфере очень
сложных систем; законы физики, химии, техники, технологии, экономики,
управления и др. — в основном количественные и количественно-
качественные.
Необходимо выделить законы по их назначению: законы для описания и
законы объяснения. Описателен, например, закон всемирного тяготения, так
как он не объясняет причину тяготения; напротив, объясняющий закон гово-
рит о том, почему протекает данное явление, почему так-то устроен данный
объект. Форма последнего — “Если..., то...”. При этом важно оговорить усло-
вия (“наложенные связи” как говорят в механике), а также разного рода огра-
ничения. В методологии поэтому различают законы “дозволения” (их боль-
шинство) и законы “запрета”, невозможности (такие, как недостижимости
абсолютного нуля температуры, передачи тепла от холодного тела к нагре-
тому, принцип Паули в теории атома и др.).
Законы можно различать и по уровню абстрактности — как феномено-
логические, так и абстрактные. Первые — описательны, чаще всего качест-
венные, а не количественные, они — эмпирические по происхождению и
слабо математизированы. Их множество в разных областях, особенно в на-
блюдениях за погодой, в геологии, биологических и социальных науках, в
сферах производства и экономики. Часто они лишь первичная форма обоб-
щения. Вторые, опираясь на мощный аппарат абстракций, количественный
математический аппарат и модели, включая информационные и кибернети-
ческие, выражаются в виде функций и уравнений разного рода. Кстати,
именно математические модели чаще всего в современной науке и ведут к
обобщениям в виде научных законов. Здесь, как нигде, проявляется огромная
эвристическая сила математики и моделирования.
Вообще, наука лишь тогда достигает совершенства, когда она выходит
на дорогу обобщений на уровне такого рода законов.
Принципы.
Вспомним теперь, что было сказано вначале: закон — это
нечто подобное математической теореме. Если же закон помещен не в конец,
а в начало цепочки познания (вместе с другими), то, формально, его роль та-
кова же, как аксиомы в математике. То же самое можно проделать и с гипо-
тезами. Мы сможем из них развернуть цепочку следствий. В итоге перед на-
ми будет уже в аксиоматической теории то, что в естествознании и в техни-
ческих теориях называют “принципом” или “началом”. Формально говоря,
принцип — утверждение, однопорядковое с законом, но помещенное в нача-
ло цепочки умозаключений и выводов, а закон — следствие, но не одного
принципа, а их группы, входящих в основания, в аксиоматику теории. Сово-
купность фундаментальных понятий, определений и принципов образует ак-
сиоматику теории. Но в ряду начальных утверждений теории могут быть и
фундаментальные факты, такие, как постоянство скорости света в теории от-
носительности, или дискретности взаимодействий и “действия” (квантова-
ния) в квантовой теории и т.п. Это факты — принципы. Научные принципы
имеют три уровня общности: 1) всеобщие (философские); 2) общенаучные;
3) частнонаучные. Первые в каждой науке выступают в форме, отражающей
язык той или иной теории, а потому их часто не узнают сами философы.
Принципы совместно с научной картиной мира, специальной исследова-
тельской программой и парадигмой (то есть особым углом зрения на пробле-
мы некоторой предметной области), фундаментальными понятиями, гипоте-
зами и законами подводят нас к возможности развернуть научную теорию.
Научная теория. Под научной теорией как раз и понимают систему ут-
верждений об объектах, связанных отношениями выводимости и зависимо-
сти. Научная теория — это не только форма знания и познания. В широком
смысле это так, но это и главная единица теоретического знания, с которой
сталкивается всякий, кто учится, исследует, конструирует, проектирует и
действует. Говорят, что не ничего практичнее, чем хорошая научная теория.
Подчеркнем, что теория имеет сложную структуру. В ее состав входит
“ядро” или основания теории, то есть система принципов и основных поня-
тий теории. В формальных теориях в него включают правила операций над
величинами и язык (термины и символы теории). Последний тип теорий —
это высший, предельный тип. Он характерен для математики и математиче-
ской логики — в основном дедуктивных по способу вывода теорем (в содер-
жательных теориях вроде физики — законов) и следствий, а также приложе-
ний в практику. Вместе с тем никому еще не удалось выстроить теорию на
одном-единственном принципе: как правило, их всегда несколько.
Мы уже говорили о том, в каких отношениях должны находиться аксио-
мы или принципы теории. В целом, в основаниях не бывает противоречащих
друг другу принципов и лишних принципов, хотя могут быть и не все необ-
ходимые принципы. Это определяется вмешательством заданного многомер-
ного пространства и его топологии. Что такое возможно, было доказано Б.
ван Фраассеном. Заметим, что в основаниях теорий аксиоматического типа
содержится также и все возможное количество следствий ( то есть, принципы
— это “свертка” всех возможных утверждений теории, их консерв). Подоб-
ный концентрат информационно хорошо обозрим, он эвристичен, лишь бы
мы сами владели техникой вывода и логикой. Заманчиво было бы уложить
хотя бы крупные блоки информации о мире и о нас в подобные “свертки”!
Вообще, в фактуальных теориях, а это все науки, кроме логики и мате-
матики, сами прототипы теории суть реальные объекты (как в лингвистике и
др.). Материальные прототипы между тем противоречивы, а информация о
них чаще всего бывает неполной. Отсюда громадные трудности аксиомати-
зации содержательного знания и познания.