Изучение курса «Философия» занимает важное место в современном педагогическом образовании, в подготовке высококвалифицированного учителя истории

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФИЛОСОФИИ

Для студентов, обучающихся по специальности «История» и другим педагогическим специальностям

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Изучение курса «Философия» занимает важное место в современном педагогическом образовании, в подготовке высококвалифицированного учителя истории.

Изучение курса «Философия» складывается из лекций, самостоятельной работы студентов и семинарских занятий, которые играют важную роль в усвоении учебного материала.

Семинарские занятия преследуют несколько целей: проверку самостоятельной работы студентов, полноценное усвоение ими наиболее сложных и важных тем курса, знакомство с основными первоисточниками по философии. Семинарские занятия по философии способствуют развитию методологических возможностей исторического мышления, развивают способность вырабатывать и отстаивать свое мнение, учат применять полученные теоретические знания к анализу явлений действительности.

В предлагаемых планах семинарских занятий имеются вопросы для обсуждения, темы рефератов и докладов, вопросы для самопроверки. К каждой теме приводится перечень основных философских терминов и понятий, которые должны быть усвоены студентами, списки литературы, которые предусматривают самостоятельную работу студентов по ее изучению.

При подготовке к семинару, прежде всего, необходимо четко уяснить тему занятия, обдумать вопросы, которые выносятся на обсуждение. Затем следует внимательно прочитать конспект тематической лекции, соответствующие разделы учебника, рекомендованные произведения. При конспектировании необходимо обращать особое внимание на определения, важные теоретические положения и выводы.

Одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов является подготовка доклада или реферата.

Реферат должен обязательно содержать введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность и значение темы реферата, формулируется цель и задачи реферативного исследования, проводится анализ доступной литературы. В основной части последовательно раскрывается тема реферата, а в заключении приводятся основные теоретические положения и выводы работы.

Едва ли не самым сложным и ответственным видом самостоятельной работы студентов является доклад.

Использование разнообразной литературы и поиск новой современной информации; умение выделить главное, закономерное в ущерб второстепенному, случайному; способность заинтересовать группу, не злоупотребляя малознакомой терминологией, живо и доходчиво раскрыть тему доклада; умение подготовить краткий и содержательный доклад; способность ответить на вопросы товарищей по группе и преподавателя по теме своего выступления – вот слагаемые успеха докладчика и его будущей высокой педагогической культуры.

При подготовке реферата или доклада рекомендуем обращаться к специализированным журналам, в частности к журналу «Вопросы философии». При подготовке к докладу обращайтесь за консультацией к преподавателю. Доклад должен быть рассчитан примерно на 15 минут. Лучшие доклады выносятся на институтские научные студенческие конференции.

Вопросы для самопроверки предназначены не только для самоконтроля студентами изучения темы семинарского занятия, но и служат одним из средств оценки знаний студентов преподавателем в ходе контрольной работы, зачета или экзамена.

При подготовке к семинарскому занятию весьма важное значение имеет освоение студентами необходимых для изучения данной темы философских понятий и терминов. Необходимо стараться не оставлять неуясненным ни одного основного понятия темы.

Ваша активность на семинарском занятии может выразиться не только в ответе, но и в вопросах преподавателю по тем аспектам, которые остались неясными.

Итоговой стадией изучения темы является участие в семинарском занятии. Настоятельно рекомендуем не только выступать на нем, но и внимательно слушать выступления товарищей, заключения и пояснения преподавателя. Для подготовки к семинарским занятиям необходимо использовать рекомендуемую литературу по философии.

Программа курса «Философия» рассчитана на один семестр.

На первом семинарском занятии обсуждаются все вопросы, касающиеся подготовки и проведения семинарских занятий в семестре. Кроме лекционных и семинарских занятий, самостоятельной работы, в ходе семестра студентов ожидают такие формы работы, как контрольная работа (тестовые задания, понятийный диктант), групповая студенческая научная конференция. Лучшие доклады студентов выносятся на институтскую научную студенческую конференцию.

Наши рекомендации