Тема IV. Философские проблемы сознания.
1. Что значит мыслить? Понятие сознания в теологии и психологии. Сознание как философская проблема и предмет философского познания. Мировоззренческие и методологическое значение проблемы сознания в философии Постановка проблемы сознания в философии. Многомерность его истолкования. Философская классика и субстанциализм в трактовке сознания. Сознание как субстанция. Монизм и дуализм в истолковании сознания.
1.1. Натурализм в понимании сознания и принцип каузальности. Материалистическое истолкование сознания: проблема сознания в марксистской философии. Сознание как свойство-отражение. «Материальное» и «идеальное». Предмет и образ. Проблема происхождения сознания. Сознание и психика. Сознание как активность высокоорганизованной материи. Социокультурный контекст в представлении языка и мышления. Социальная природа сознания. Единство языка и сознания. Понятие общественного сознания и его форм. Превращенные формы сознания. Идеология как ложное сознание. Сознание и практическая деятельность. Сознание общественное и индивидуальное.
1.2. Философско-гносеологический аспект в решении проблемы сознания. Философский идеализм и тема сознания. Философское понятие духовного. «Внутренний опыт души» (Д. Локк) и проблематика сознания. Понятие объективного и субъективного духа. Сознание как репрезентация. Проблема сознания и самосознания в западной метафизике. Проблема первичной достоверности сознания (Р. Декарт). Сомнение как исходный пункт мышления. Res cogitas. «Чистое я». Понятие трансцендентального субьекта. Проблематика самосознания в классическом немецком идеализме. Трансцендентальное единство самосознания (И. Кант).
1.3. Философско-онтологический аспект в понимании сознания. «Онтологический разворот» темы сознания в философии XX века. Понятие феномена сознания. «Поток сознания». Сознание как конституирование его содержаний. Идея интенциональнссти и очевидности сознания. Понятие предметности сознания. «Переживание смысла». Темпоральность сознания. Сознание как «необъективируемая субъективность» и трансценденция (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр). Экзистенциальное мышление и тема бытия. Экзистенция как «интенциональное бытие». Мир как способ бытия сознания.
1.4. Язык и бессознательное в горизонте проблематики сознания. Рациональное и иррациональное, сознание и бессознательное. Техника психоанализа. Бессознательное индивидуальное (З. Фрейд) и коллективное (К. Юнг). Бессознательное как знаковая система и структурный каркас культуры (Ж. Лакан). Размывание классического понятия смысла и знака. Нетождественность мысли и существования. Рационализация бессознательного. Сознание как коммуникативная практика в горизонте речевой культуры (постструктурализм).
1.5. Функции сознания. Смыслопорождающая, культу -творческая, эвристическая, прогностическая, ценностно-ориентирующая, целеполагающая.
Тема V. Философия социальности. Личность–общество–история.
1. Социальность как жизненно-практический способ бытия человека. Проблемы социальной философии. Общественная жизнь как предмет социально-философского анализа. Философское понятие общества. Общество как системное образование. Структура общественной жизни. Общество простое и сложное (Э. Дюркгейм).
1.1. Общество и природа. Этно- и географические факторы общественного развития. Историческое изменение отношения между естественной и искусственной средой обитания человека. Цивилизация как тип и мера общественного порядка. Общество в историческом измерении: традиционное, индустриальное, постиндустриальное общественное устройство как главные цивилизационные модели.
1.2. Общая характеристика социально-экономической сферы общественной жизни. Материальное производство: понятие и основные моменты хозяйственной деятельности. Потребности и интересы в системе материального производства. Понятие трудовой активности. Общественное разделение труда. Проблема социоантропогенеза и деятельностная сущность человека. Технологические основы производственной деятельности.
1.3. Социальные отношения и понятие социальной общности. Социальная стратификация. Социальное противоречие. Диалектика социальной дифференциации и интеграции. Социальная общность. Социальный институт. Основные формы общественного поведения и морали. Конкретно-историческое и социологическое понятие личности. Личность и социальная роль. Социальная группа. Социальный интерес. Личность как субъект общественных отношений. Исторические типы взаимоотношений личности и общества. Феномен социального отчуждения. Проблема социальной коммуникации в современном мире.
1.4. Социальная действительность в ее развитии как предмет философского осмысления. Общественный прогресс: критерии и границы. Идеи историзма и эволюционизма. История как действительность общественной жизни. «Естественно-историческая» модель социальной реальности (Гегель-Маркс; социал-дарвинизм). Смысл и назначение истории. Идеи неоисторизма в трактовке социальности (К. Ясперс, М. Хайдеггер). Структурно-функционалистская модель социальной реальности. Социальный организм и социальный механизм. Фундаментальные социальные отношения: иерархия/равенство; власть/подчинение. Понятие социального управления: типы и принципы. Социальное управление и политическая власть. Природа и характер государственности. Понятие «гражданского общества». Философия о мире повседневного: переоценка ценностей. Повседневность как предмет социальной онтологии. Повседневность и возможные «миры опыта». Повседневность как «верховная реальность» (феноменологическая социология А. Шюца). «Обыденность» повседневного опыта существования: что сказать в защиту? Обыденность как сфера человеческой интимности. Философский прагматизм и тема повседневности.