Философия древнего востока
Древний восток считается колыбелью философской мысли. Именно здесь на протяжении длительного времени были сформированы первые философские идеи. Рассмотрим их.
1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Философская мысль в Древней Индии возникает в период формирования там цивилизованных форм общественной жизни. В середине второго тысячелетия до н.э. в северо-западную Индию с Запада вторгаются воинственные племена, которые называют себя ариями. Гимны, которые слагали арии, легли в основу будущего их собрания - Ригведы . Слово «веды» означает священное знание, а «риг» - хвалебный стиль, песня, гимн. Ригведа вобрала в себя миф и ритуал, в таком виде она несла зачаток как религиозного, так и философского видения мира и человека. Ригведы - это древнейший источник; он содержит десять книг - Мандалов, включающих свыше тысячи гимнов. Кроме ригведов существует ещё три вида вед, а именно: Самаведа - Веда напевов, Яджурведа - Веда жертвенных формул, Атхарведа - Веда заклинаний. Каждая из названных Вед имеет четыре ответвления. Например, ригведа включает Самхиты(откровения и набор гимнов и тайнах бытия), Брахманы, Араньяки(правила поведения для отшельников), Упанишады(о самосовершенствовании человека) . Последние представляют собой наиболее философскую часть Вед. В Древней индии существовала 2 вида школ: ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные: 1. Ньяя-относится к аналитическому типу философии, рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета. Наука спора, наука о дискуссии.
2.Санкхья(Капила) возникла в 7 в. до н.э. Итвара Кришна «Санкхья». Основывается на текстах вед, имеет свои откровения, которые заключаются в учении о наличии следствия в причине. Признавалось 5 органов восприятия, которые они называли 5 тонких элементов, 5 материальных элементов.
3.Йога( в переводе с индийского соединение, участие, созерцание) Выделяли 5 уровней духовной жизни: 1.рассеяное состояние;2.притупленое состояние ума(сон);3.относительно спокойное состояние;4.сосредоточение ума на одном объекте;5.прекращение какой-либо деятельности ума. Йога предусматривала 3 пути освобождения. Разработала целую систему очищения и просветления ума.
4.Вайшешика(Улука)- основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Два источника знания: восприятие и умозаключение. Существует 7 видов реальности, из которых 6 -физические элементы, носящие положительный характер (субстанция, качество, действия, всеобщность, особенность, присущность), а 7 вид носит отрицательный характер-небытие.
5.Мимамс– в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах. Ради идеи можно было пожертвовать всем, освободиться от страданий.
6.Веданта-философская основа индуизма. Поддерживала ведическую литературу, упанишады. Разработала учение о брахмане и выделила учение о 4 состояниях психики: бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон, запредельное состояние.
Неортодоксальные: 1. Чарвака-сочинения не сохранились. Источником высказыванием служил буддизм и джайнизм. Основой всего выступали 4 элемента: земля, вода, воздух, огонь. Выделяли этическую концепцию: признавались понятия добра и зла. Принципы: существования Бога, абсолюта и души, признавались все существующие миры.
2.Джайнизм(4 в. до н.э.)Учение было передано 24 пророками. Главной вещью считалось не причинение вреда всему живому. Учение о вечной душе, которая может переселяться в материальные предметы. Признавался закон кармы, который связывал тело с душой.
3.Буддизм(5-4 в.в. до н.э.) одна из 3 мировых религий. Основал Гаутама(Будда). Всякое бытие, любая жизнь во всяком ее проявлении и формах есть зло, несущее в себе страдания для всего мира. 2 основные школы: хинаяна и махаяна. 4 истины Будды: 1.все существующее есть страдания, неудовлетворенность, разочарования;2.страдания универсальны, но имеют свою причину;3.причина страдания может быть устранена самим человеком;4.человек должен пережить восьмеричный благородный путь. После смерти Будды произошел раскол между его учениками: часть их придерживалась традиционных взглядов, другие предлагали свои стороны буддийского учения: вели религиозные обряды, поклонения, молитвы. Последователи Будды: Ницше, Шопенгауэр, Рерих.
2.ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. Зарождение философии в Китае исследователи относят к VШ-VI в.в. до н.э. Ценнейшим источником древнекитайской философии является «Книга Перемен». В «Книге Перемен» представлена оригинальная система философских построений. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами. Складывается царство, деспотизм. Появляется культ Неба, культ предков, мужское и женское начало, мифология.
1.Конфуцианство(7-6 в.в. до н.э.) Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. Основатель Конфуций. Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. Д. 5 истинных добродетели: 1.взаимоотношения с другими людьми;2.надлежащий образ действий;3.знания;4.оставаться верными себе и милосердными к своим ближним;5.постоянство. 5 типов взаимоотношений: 1.муж и жена;2.отец и сын;3.старший брат и младший брат;4.начальник и подчиненный;5.друг и друг.
2.Даосизм(2 в. до н.э.) — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Представитель Лао-Цзы. Гармония внутри себя и с окружающим миром. Достижение нравственности. «Дао»-путь, плыть по течению жизни. Человек считался микрокосмосом. «Дэ»-добродетель и мораль, «Сянь»-бессмертие, «У-вэй»-недеяние. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.
3.Моизм(5-4 в.в. до н.э.)- древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Представитель Мо-Цзы. Феномен создания человека. Большое внимание уделяется народу. Внимание уделяется процессу познания. Небо – образец для правителя. Небо – это аргумент в доказательстве необходимости хороших отношений между людьми. Небо не предопределяет, а только желает и направляет.
4.Школа имен(5-3 в.в. до н.э.) Представители: Хуэй Ши, Гунсунь Лун,Чжоан-Цзы. Развита логика, зарождение логического мышления. Основная проблематика школы имён — это соотношение «имён и реалий». В историко-философской литературе школу также называют школой софистов, школой номиналистов, школой диалектиков. По особенностям своих идей номиналисты разделились на «школу соединения тождества и различия» и «школу разделения сущности и явления». Сунь Мун «Белая лошадь не есть лошадь»: понятие белая лошадь и лошадь различны.