Место философии в учебном процессе
ФИЛИАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В Г. ЧЕРЕПОВЦЕ
С.В. БОЙКО
Б.И. КАВЕРИН
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ФИЛОСОФИИ
Для студентов заочного обучения
Специальностей 080105, 080502
Череповец, 2009
Бойко С.В., Каверин Б.И. Методические рекомендации по изучению философии (для студентов заочного обучения): Методическое пособие. – 2-е изд., испр. – Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2005.
Рецензент:
Погорелый А.П. – начальник кафедры ГСЭД ЧВИИРЭ, канд. филос. наук.
Пособие предназначено для подготовки студентов заочной формы обучения к семинарам, экзаменам и выполнения контрольных работ по философии.
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры социогуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Протокол № 10 от 30 июня 2005 года.
Утверждено решением Совета Филиала СПбГИЭУ в г. Череповце. Протокол №12 от 03 августа 2005 года.
СОДЕРЖАНИЕ
№№ п.п. | ||
Роль и значение философии в подготовке экономиста | ||
Литература | ||
Тематическая карта дисциплины | ||
Содержание разделов дисциплины | ||
Виды и планы практических занятий | ||
Методические советы по написанию контрольных работ | ||
Тематика контрольных работ (вопросы для экзамена по философии) |
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТА
Место философии в учебном процессе
Философии отводится особая роль и место среди гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин в институте, которые необходимы для подготовки специалиста. Это определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, философия, посредством своих всеобщих категорий создает систему теоретических взглядов на мир, определяет место в нем человека, позволяет уяснить различные формы отношения человека к миру, сформировать мировоззрение экономиста.
Во-вторых, философия, обобщая данные частных наук, дает основу для дальнейшего развития научного знания, формирует гипотезы об общих принципах, тенденциях развития мира и знания в нем, разрабатывает первичные данные о природе конкретных явлений, создает философские основы для конкретно-научных проработок, выполняя тем самым эвристическую функцию прогноза для частных наук.
В-третьих, исследуя общие проблемы бытия и познания в предельно широкой системе «Человек – Мир», философия позволяет на высоком методологическом уровне исследовать явления экономической жизни общества.
В-четвертых, философия исследует процесс познания, переход от чувственного познания к логическому, от эмпирического к теоретическому, помогает раскрыть особенности этого процесса в области экономики, формируя тем самым культуру мышления студента.
Изучение учебной дисциплины «Философия» основывается на знаниях, полученных обучаемыми в средней школе (история, обществоведение, литература, русский язык), закрепляет и развивает знания, полученные при изучении культурологии и отечественной истории.
Познание философских проблем необходимо строить в тесной связи с другими предметами, изучаемыми студентами, анализировать ее роль в решении частных проблем общенаучных и специальных дисциплин, учиться творчески использовать философские знания в своей практической деятельности.
Изучение философии предполагает объективно-истинное, следовательно, доказательное, аргументированное изложение материала, широкое привлечение к анализу философских проблем трудов философов прошлого и современности. Необходимо видеть творческий характер философии, имея в виду то, что никакая философия не вправе претендовать на истину в последней инстанции. Следует учиться рассматривать в каждой философской системе преемственную связь идей, взглядов, ориентируя себя на конструктивно-критический подход к различным философским концепциям.
Необходимо обеспечить тесную связь проводимых занятий с особенностями профессиональной подготовки студентов. Особое внимание обращать на методологическую роль философского знания, прежде всего, по отношению его к экономической науке и практике, а также профилирующим в СПбГИЭУ учебным дисциплинам. На семинарских занятиях и экзамене требуется глубокий анализ значения рассматриваемых философских положений для познания экономических процессов.
Учебная программа по курсу «Философия» структурно состоит из двух классических разделов:
1. История философии.
2. Философия Всеобщего.
В первом разделе «История философии» раскрываются предмет и структура философии как науки и учебной дисциплины, определяются основные исторические этапы ее развития и характер формирования философских учений в Европе и России.
При изучении этого раздела главное внимание необходимо уделить:
- уяснению критериев научности философии, ее предметной области, роли в жизни общества и в практике работы экономиста;
- пониманию предмета философии, ее мировоззренческой сущности, законов, категорий, методов и основных функций;
- осмыслению и пониманию характера основных периодов развития мировой и отечественной философской мысли;
- формированию навыков анализа взглядов выдающихся европейских и российских философов по их решению онтологических, гносеологических, антропологических и социально-философских проблем.
Второй раздел «Философия Всеобщего» посвящен рассмотрению проблем бытия и картин мира, соотношения материального и идеального, измерения человеческого бытия, рассмотрения гипотез происхождения человека и сознания, места и роли человека в развитии мира и его познавательной деятельности, исторического и логического в общественном развитии, современных проблем и будущего общества.
При изучении этого раздела главное внимание необходимо обратить:
- на осмысление учения о бытии; о монистических и плюралистических концепциях бытия, о соотношении материального и идеального в бытии; о единстве пространства, времени и движения; о сущности и содержании диалектики; о научных, философских и религиозных картинах мира;
- на углубление знаний о месте человека в мировом развитии и смысле человеческого бытия; о происхождении человека и содержании его сознания; о личности, ее свободе и ответственности;
- на понимание содержания гносеологии как учения о познании; о проблеме истины, веры и знания; о понимании и объяснении; о рациональном и иррациональном в познавательной деятельности; о научном и вненаучном знании и критериях научности; о структуре научного познания, его методах и формах;
- на исследование формационной и цивилизационной концепций общественного развития; общества как социокультурная система, его структуры и движущих сил развития; будущего человечества; глобальных проблем современности; сценариев будущего.
- на совершенствование навыков самостоятельного анализа основных философских проблем применительно к своей будущей специальности с целью формирования философской культуры экономиста.
Цели и задачи дисциплины
Формировать у студентов глубокое понимание предмета философии и ее роли в истории человеческой культуры и в экономической области.
Дать знание основных этапов развития мировой философской мысли, важнейших школ и учений выдающихся философов.
Выработать представление об основных отраслях философского знания (онтологии, гносеологии, философской антропологии, социальной философии, этике, аксиологии, философии науки и техники).
Воспитать у студентов философскую культуру, методологические навыки анализа действительности в области экономики.