Четыре регулирующих принципа

а) Нужно строго следовать четырем регулирующим принципам:

· Не употреблять в пищу мясо, рыбу и яйца (а также лук, чеснок и грибы)

· Не принимать одурманивающих веществ, таких как спиртные напитки, кофе, табак в любом виде, орехи бетеля (пан), пан масалу и.т.д.

· Не вступать в недозволенные половые отношения (не вступать в половые отношения вне брака, а в идеале – и в браке только для зачатия детей)

· Не играть в азартные игры, включая игру на бирже, нечестный бизнес, лотереи, лото и т.д.

б) Преданным следует избегать:

· просмотра коммерческих фильмов

· просмотра телевизионных программ и видеофильмов, не имеющих отношения к сознанию Кришны

· чтения романов и других мирских книг

· чтения журналов, связанных с кино, спортом, политикой, сексом, общественной жизнью и т.д.

Подобная деятельность оскверняет наше сознание и подталкивает к нарушению четырех регулирующих принципов.

3) Сат-санга

а) Нужно РЕГУЛЯРНО общаться с преданными. «Регулярно» означает настолько часто, насколько это возможно в вашей ситуации.

б) Чем больше человек общается с искренними преданными, тем быстрее будет он будет развиваться в сознании Кришны.

в) «Сат-санга» не означает, что преданные просто физически собираются вместе. Важно, чем вы занимаетесь в обществе преданных. Основа для сат-санги – это санкиртана, Кришна-катха и сева. Праджалпы (мирских разговоров) следует избегать.

г) Во время сат-санги следует вести себя смиренно, стараться внимательно слушать других, а не только говорить самим.

д) Общество преданных – это высшая награда, без которой наша жизнь была бы скучной и бессмысленной. Без регулярного общения с преданными мы, без сомнения, будем всё дальше и дальше отходить от сознания Кришны.

е) Общение может быть личным (ВАПУ, т.е. физическое присутствие гуру и вайшнавов) или через слова (ВАНИ, т.е. наставления гуру и вайшнавов). Важно и то, и другое.

ж) Сат-санга будет полноценной, если мы будем искренне стараться следовать тому, что мы внимательно выслушали от вайшнавов.

з) Нужно принять наставника, который был бы нашим другом и руководителем.

4) Отказ от асат-санги

а)Так же как сат-санга необходима для поддержания вдохновения в духовной жизни, не менее важен и отказ от асат-санги (т.е. общения с непреданными).

б) Общение с непреданными следует свести к минимуму, так как оно оскверняет наше сознание.

в) Следует общаться с непреданными только в рамках необходимого минимума, т.е. когда это необходимо для:

· исполнения профессиональных обязанностей

· исполнения основных социальных обязанностей, таких как обязанности по отношению к близким родственникам, соседям, сослуживцам и т.д.

г) Наставляя Санатану Госвами, Господь Чайтанья говорил, что основная черта характера преданного – то, что он держится в стороне от нежелательного общения.

д) Существует два вида нежелательного общения:

1. Общение с теми, кто слишком привязан к женщинам (т.е. к противоположному полу) и материальному богатству.

(В «Бхагаватам» говорится, что, вступая в такое общение, преданный лишается всех хороших качеств, таких как правдивость, чистота, милосердие, серьёзность, разум и т.д., т.е. всех достоинств, которые сами собой приходят к преданному. Ничто не может заставить человека так быстро деградировать, как общение с порочными людьми)

2. Общение с теми, кто не является преданным Господа Кришны.

(Господь Чайтанья, цитируя писания, говорил, что лучше оказаться запертым в клетке, охваченной огнём, чем общаться с непреданными.)

V. ЧТЕНИЕ

а) Преданные должны ежедневно читать книги духовного учителя, такие как «Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам» и т.д. Начать можно с маленьких книг, таких как «Нектар Наставлений».

б) Других книг следует избегать.

в) Читать следует вдумчиво, внимательно и систематически, а не от случая к случаю, как читают романы. Рекомендуется во время чтения делать пометки и заучивать наиболее важные шлоки.

г) Чтение необходимо для того, чтобы совершенствовать наше понимание философии. Это усилит нашу убеждённость, веру и решимость.

д) Чтение очень важно для проповедника.

е) Чтение – это тоже слушание.

ж) Следует также прослушивать сборники хороших лекций, которые есть в фонотеке вашего храма.

VI. СЕВА

а) Постарайтесь взять на себя какое-то особое служение (севу), чтобы помочь миссии духовного учителя. По этому поводу лучше посоветоваться со своим наставником.

б) Существуют также различные виды севы, которые можно выполнять в храме и во время храмовых программ.

VII. ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЕСТВАМ

а) Всем грихастхам очень важно поклоняться Божествам у себя дома. Божества могут быть нарисованы, сделаны из дерева, глины, мрамора, металла и т.д. Алтарь можно соорудить в соответствии со своими средствами.

б) О подробностях постройки алтаря, порядке и стандартах поклонения, необходимых принадлежностях и т.д. можно проконсультироваться с другими преданными.

в) Поклонение Гаура-Нитай как основным Божествам принесёт вашей семье большое благо, хотя можно также поклоняться и Радхе-Кришне.

г) По стандарту на алтаре должны присутствовать гуру, парам-гуру, Гаура-Нитай или Панча-таттва и Радха-Кришна

д) Не обязательно, чтобы стандарт поклонения домашним Божествам был таким же, как стандарт поклонения Божествам, установленным в храме. Тем не менее, надо стараться, чтобы поклонение совершалось регулярно, согласно установленному распорядку и в соответствии c обстоятельствами.

е) Посещение храма всегда должно быть на первом месте. Ради этого домашних Божеств можно уложить отдыхать.

ж) Минимальные требования:

· Вся пища, которая готовится в доме, должна предлагаться Божествам.

· Арати рекомендуется проводить по крайней мере два раза в день, утром и вечером, в сопровождении киртана.

· Каждому арати должно предшествовать предложение бхоги.

· Во время арати нельзя разговаривать, жестикулировать, оглядываться назад и т.д.

з) Когда семья куда-то уезжает, Божеств можно уложить отдыхать.

и) Дети тоже могут поклоняться Божествам.

к) Уход за Божествами, совершение подношений Им, шитьё одежд и изготовление украшений для Них – вся эта деятельность очень очищает нас, и в этом могут участвовать все члены семьи.

л) Порядок проведения арати описан в Приложении VII.

м) Туласи Деви:

· Если есть возможность, хорошо иметь дома растение Туласи. При этом нужно обязательно обеспечить необходимое освещение и поливку.

· Листья Туласи можно класть в каждое подношение, а также на лотосные стопы Господа.

· Запомните: листья Туласи нельзя предлагать лотосным стопам гуру и даже Шримати Радхарани, или класть в подношение гуру. Однако их можно класть в руки Шримати Радхарани.

· Туласи Деви – любимое растение Кришны. Говорится, что Кришна не принимает никакие подношения, если в них нет Туласи (когда это возможно).

· Если есть возможность, можно поклоняться Туласи Деви.

н) Когда вы шьёте одежды Божествам или делаете гирлянды, нужно быть особенно внимательным:

* Вдевая нитку в иголку, не пользуйтесь слюной.

* Цветы, ткани и т.д. нельзя класть на пол, нужно использовать для этого специальный кусок ткани.

* Цветы, которые вы предлагаете, не должны быть испорченными и должны приятно пахнуть.

VIII. АСКЕТИЗМ.

а) Садхана преданных должна включать в себя некоторые основные аскезы, такие как ранний подъём, омовение холодной водой, упорядочение приёма пищи и общения, сведение к минимуму телесных удобств и имущества и т.д. Это описывалось ранее.

б) Важная аскеза для преданных – соблюдение постов в определенные дни, такие как Экадаши, большие праздники и дни явления и ухода ачарьев.

в) ЭКАДАШИ

· Экадаши – это одиннадцатый день прибывающей и убывающей луны, он бывает два раза в месяц. Вайшнавы регулярно соблюдают аскезу в этот день.

· Главное в этот день – не просто соблюсти пост, а усилить свою веру в Кришну и любовь к Нему. Поэтому все преданные должны соблюдать экадаши.

· Истинная причина того, что в экадаши принято соблюдать пост, - возможность свести к минимуму запросы тела и использовать своё время для занятия преданным служением.

· Пост прерывается на следующий день – в двадаши.

· В экадаши рекомендуется больше повторять святое имя, а также размышлять об играх Господа.

· В экадаши следует строго избегать употребления в пищу зерновых и бобовых.

· Если преданный в состоянии соблюдать полный пост (т.е. полностью воздерживаться от пищи и питья) и при этом выполнять все свои обязанности, то он может это делать.

· Однако, наша миссия – проповедь, и если соблюдение полного поста осложняет наше служение или проповедь, то его не нужно соблюдать. Можно принять минимум пищи и питья, необходимый для поддержания вашего служения.

· Если преданный забыл соблюсти пост в день экадаши, то он может соблюсти его на следующий день, в двадаши, и прервать пост на трайодаши

· В день Нирджала (Бхима)-экадаши надо стараться соблюдать полный пост.

г) ЧАТУРМАСЬЯ

· Традиционно во время этих четырех месяцев сезона дождей садху оставались в одном месте и не путешествовали.

· Аскезы, предписанные для этих четырех месяцев, следующие:

  Месяц Продукты, которые не следует употреблять
Первый Ашадха Зелень
Второй Бхадрапада Йогурт
Третий Ашвина Молоко
Четвертый Карттика Урад Дал

Наши рекомендации