Тема 1.4. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
I. Задания для самостоятельной работы
1. Изучите основные причины появления философии эпохи Возрождения и эпохи Нового времени, и определите их характерные черты.
2. Проанализируйте основные направления философии эпохи Возрождения.
3. Установите мировоззренческие основы социально-политического и реформистского движений духовной жизни эпохи Возрождения.
4. Сравните методологию научного познания эмпиризма и рационализма в философии Нового времени.
5. Изучите основные особенности философии Просвещения.
6*. Ознакомьтесь с диалектическими идеями Н. Кузанского.
7*. Изучите основные идеи натурфилософии эпохи Возрождения.
9*. Сравните монистическую философию Б. Спинозы и плюрализм философии Г. Лейбница.
10*. Выявите теоретические особенности французского материализма 18 века.
II. План практического занятия
(Форма обучения: очная)
1. Характерные черты и основные направления философии эпохи Возрождения.
2. Философия Нового времени. Френсис Бекон и Рене Декарт: эмпиризм и рационализм.
3. Просвещение 18 века (в Англии, Франции, Германии, Америке).
4. Эмпиризм Джона Локка и субъективный идеализм Беркли и Дэвида Юма.
5. Монадология Г. Лейбница и монизм Спинозы.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию
Рассмотрение первого вопроса предполагает выявление социально-экономических, духовных и общекультурных предпосылок эпохи Возрождения, ее характерных черт: гуманизм, антропоцентризм, антиклерикальная направленность. Следует определить основные направления философии Возрождения и дать их краткую характеристику: гуманистическое (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла), неоплатонизм (Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола, натурфилософское (Бернардино Телезио, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Андреас Везалия, Джордано Бруно), Галилео Галилей как «пограничная фигура» между натурфилософией Возрождения и естествознанием Нового времени, политическая философия Никколо Макиавели, философия социалистов- утопистов (Томас Мор, Томмазо Кампанелла). Закончить ответ следует краткой характеристикой эпохи Реформации, указать цели Реформации: реформа католицизма, демократизация церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью, и верующими. Кроме того, необходимо определить причины реформации: кризис католицизма, зарождение буржуазии, становление абсолютистских монархий, моральное разложение церкви и т.п. Обозначить направления реформации: бюргерско-евангелическая реформация (Мартин Лютер, Жан Кальвин), народное направление реформации (Томас Мюнцер).
При изучении второго вопроса необходимо иметь в виду, что философия Нового времени – это философия эпохи первых буржуазных революций и научной революции 17 века. Именно в это время становления науки и невиданного ранее роста научных знаний возникла необходимость разработки методов научного познания. Следует показать, что общая для Нового времени проблема научных методов, автономии человеческого разума и воли решается двумя противоположными способами: на языке эмпиризма (основатель Френсис Бекон) и языке рационализма (основатель Рене Декарт). Далее нужно определить сильные и слабые стороны этих подходов.
Рассматривая третий вопрос, необходимо определить общее идейное поле философии Просвещения и показать специфику решения общих задач Просвещения в Англии (Джон Локк, Джозеф Пристли, Джон Энтони Коллинз, Дейвид Гартли, Дэвид Юм), во Франции (Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Клод Ариан Гельвеций, Дени Дидро, Жан Жак Руссо, Жюльен Оффре де Ламетри, Поль Анри Гольбах), в Германии (Иоганн Вольфанг Гете, Фридрих Шиллер, Иоганн Готфрид Гердер) в Америке (Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин). Особое внимание надо уделить взаимосвязи природы, общества и человека во взглядах просветителей.
Четвертый вопрос предполагает рассмотрение философии Джона Локка как вершины западноевропейского эмпиризма, анализ сильных и слабых сторон его учения, которые породили субъективный идеализм Джорджа Беркли и Дэвида Юма.
Пятый вопрос раскрывается через сопоставление плюралистической монадологии Готфрида Вильгельма Лейбница и монистического субстанционализма Бенедикто Спинозы (Барух).
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2009. – 643 с.
2. История философии. Краткий курс. – М.: Издательский дом «Питер», 2009. – 192 с.
3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х, Миронов В.В. Философия. – М.: Высшее образование, 2009.
4. Кармин А., Бернацкий Г. Философия: Учебник для вузов. 2-е издание. – СПб: «Питер», 2009.
Дополнительная литература
1. Асмус В.Ф. Историко - философские этюды. – М., 1984.
2. Бруно Дж. Диалоги. – М., 1949.
3. Бекон Ф. Соч.: В 2 т. – М., 1977 - 1978.
4. Введение в философию. – М., 1989, ч. 1.
5. Гоббс Т. Соч.: В 2 т. – М., 1989 - 1991.
6. Гольбах П. Избр. произв.: в 2 т. – М., 1963.
8. Декарт Р. Избр. произв. – М., 1950.
9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб. 1997. Т. 3.
10. Момджян Х.Н. Французское просвещение 18 в. – М., 1973.
11. Нарский И.С. Западно-европейсккая философия 18 в. – М., 1973.
12. Соколов В.В. Европейская философия 15 - 17 вв. – М., 1984.
13. Хрестоматия по философии. Разд. 3-5. – Ростов-на-Дону, 1997.
14. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/.
15. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем состоит антропологизм и гуманизм философии эпохи Возрождения?
2. Какие идеи доминируют на различных этапах философии Возрождения?
3. Является ли неоплатонизм основой всей философии эпохи Возрождения?
4. Каковы характерные черты натурфилософского периода в философии Возрождения?
5. Какую роль сыграла эпоха Реформации в духовной жизни европейского Возрождения?
6. Какую роль сыграли идеи Николло Макиавелли в становлении науки о политике?
7. Что такое «Утопия», и какое значение для дальнейшего развития социалистических идей имели произведения первых утопистов?
8. Решение какого вопроса разделило философов Нового времени на рационалистов и эмпиристов?
9. Что делает Бекона и Декарта ключевыми фигурами философии Нового времени?
10. Каковы главные идеи философии Просвещения?
11. В чем состоят особенности представлений французских материалистов о природе, материи, человеке и обществе?
12. Что за «скандал» в философии устроили Беркли и Юм?
13. В чем различие представлений о субстанции у Лейбница и Спинозы?