Тема 1.6. Основные течения западной философской мысли
XIX-XX вв.
I. Задания для самостоятельной работы
1. Укажите характерные черты и исторический условия формирования западной философской мысли XIX-XX вв.
2. Борьба сциентизма (позитивизм и его исторические формы, неокантианство, неогегельянство, феноменологизм, структурализм, неореализм) и антисциентизма (философия бессознательного, философия жизни, интуитивизм, экзистенциализм, иррационализм) в истории западной философии.
3. Проследите эволюцию западной философско-религиозной мысли в ХХ столетии.
4*. Проанализируйте особенности философских систем А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона.
5*. Выявите особенности феноменологии Э. Гуссерля.
6*. Определите роль постпозитивизма в современной науке и философии.
II. Рекомендации по выполнению заданий
Изучая данную тему, в первую очередь, необходимо уделить внимание социально-экономическим, политическим и духовным предпосылкам мировоззренческого переворота, произошедшего во второй половине ХIХ века на Западе, который означал коренную ломку философских представлений о разумности всего существующего и основополагающей роли разума в модернизации условий общественной жизни. Отсюда следует тенденция неверия в мощь человеческого разума и его высшей формы – науки, т.е. антисциентизм, который считает, что научно-технический прогресс привел человечество в цивилизационный тупик (экологический кризис и бездуховность человеческого бытия).
С другой стороны, ХIX в., и тем более XX в. продемонстрировали невиданную мощь науки и техники в решении практических вопросов человеческой жизнедеятельности, вплоть до превращения науки в непосредственную производительную силу, в разумную оболочку Земли (Ноосферу). Отсюда берет начало сциентизм (упование на всемогущество науки в решении всех вопросов человеческого бытия).
Поэтому тему современной западной философии целесообразно рассматривать через призму острого диалога между сциентизмом и антисциентизмом. Изменившееся отношение человека к природе, человека и общества, человека к самому себе, нашло отражение в различных по содержанию философских течениях, школах и направлениях, каждое из которых вносит свой вклад в решение философского осознания непростых цивилизационных вопросов и вызовов, с которыми столкнулось человечество.
Не осталась в стороне и религиозно-философская мысль, так как религия является самой массовой формой общественного сознания. На примере модернизированного томизма (неотомизма) можно проследить особенности развития современного религиозно-философского осознания ключевых проблем современности.
III. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2009. – 643 с.
2. История философии. Краткий курс. – М.: Издательский дом «Питер», 2009. – 192 с.
3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х, Миронов В.В. Философия. – М.: Высшее образование, 2009.
4. Кармин А., Бернацкий Г. Философия: Учебник для вузов. 2-е издание. – СПб: «Питер», 2009.
Дополнительная литература
1. Аналитическая философия. Избранные тексты. – М., 1993.
2. Гадамер Х.Г. Истина и метод. – М., 1988.
3. История философии в кратком изложении. – М., 1991.
4. Камю А. Ф. Бунтующий человек. – М., 1990.
5. Кьеркегор С. Страх и трепет. – Л., 1991.
6. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985.
7. Мунье Э. Что такое персонализм? – М., 1994.
8. Поппер К. Открытое общество и его враги. – М., 1992.
9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших
дней. – СПб, 1997. Т.4.
10. Самосознание европейской культуры XX в. – М., 1991.
11. Сартр Ж.П. Стена. – М., 1992.
12. Современная западная философия - Словарь. М., 1991.
13. Ницше Ф. Сумерки богов - М., 1989.
14. Фрейд 3. Введение в психоанализ. – М., 1989.
15. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.
16. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991.
17. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.
18. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем отличие философии XIX-XX вв. на Западе от классической западной философии?
2. В чем состоит предмет и метод философии в понимании К. Маркса?
3. В чем состоит суть материалистического понимания истории – важнейшего открытия марксизма?
4. Создал ли марксизм новую философскую антропологию?
5. Что представляет собой «первый», «второй», «третий» позитивизм»?
6. Как развивают идеи Канта представители Марбургской и Баденской школ неокантианства?
7. В чем разница между основными направлениями психоанализа и как они возникли?
8. Почему феноменологический метод Гуссерля был востребован в различных областях философского знания XX в.
9. Кого и на каком основании мы называем экзистенциалистами?
10. Как определяют «понимание» представители герменевтической философии?
11. Что такое философский структурализм?
12. Что нового в понимание проблемы человека внесла «философская антропология»?
13. В чем состоит своеобразие философии неотомизма?