Преподаватель Д.В.Черенович. Рассмотрено на заседании
Рассмотрено на заседании
Цикловой комиссии
социально-гуманитарных дисциплин
Протокол № 1
От «29» 08 2008г.
Председатель Братковская О.А.
Вопросы и задания к ОКР по дисциплине «Основы философии».
Тема 1. «Введение. Что такое философия?»
1.1. Заполните пробелы:
«Философия – исторически изменяющаяся система ……..,учение об общих принципах ……..,
об отношении человека к миру и ……….. в этом мире».
1.2.Совместите понятия и определения этих понятий:
1.Двуединая задача философии а) философское учение о человеке, его сущности и природе;
2.Онтология б) философское учение об обществе;
3.Гносеология в) исследование мира и человека в их взаимодействии;
4.Философская антропология г) учение о бытии;
5.Социальная философия д) раздел философии, в котором изучаются проблемы
познания и его возможности.
1.3.Как соотносится философия:
а) с мировоззрением? б) с наукой?; в) с религией?
1.4.Определите, что является предметом изучения философии?:
а) Бог; б) материя; в) физическая реальность; г) окружающий мир, человек, его отношение к миру, смысл жизни, бытие, познание.
1.5. Вставьте в текст пропущенные слова из нижеперечисленных:
а) искусство; б) философия; в) религия; г) наука; д) мифология.
«Первая форма мировоззрения …………. была доинтеллектуальной, вторая …………. надининтеллектуальной, т.е. не нуждающейся в логике и рациональном знании. В свою очередь ……… на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения».
Тема 2. «Историко-философское введение».
2.1. Установите соответствие, позволяющее выявить различия в проблематике западной и вос-
точной философии:
1. Западная философия а) тесное взаимодействие с религией;
б) философские категории: сущность, количество, качество,
движение, противоположность;
в) философские категории: карма, сансара, реинкарнация, дао,
Инь и Ян, нирвана;
2. Восточная философия г) культ разума и логики;
д) отмежёвывается от религии (есть атеистическая тенденция);
е) идея сохранения гармонии космоса за счёт внутреннего пре-
образования человека;
ж) ориентация на преобразование окружающего мира.
2.2. Назовите черты, характерные для философского мышления эпохи средневековья:
а) космоцентризм; б) антропоцентризм; в) теоцентризм; г) агностицизм; д) креационизм.
2.3. Определите философскую позицию автора высказывания: «Я мыслю, следовательно, су-
ществую» (Р.Декарт).
а) гуманизм; б) рационализм; в) теоцентризм; г) механицизм; д) эмпиризм; е) агностицизм.
2.4. Расположите в хронологической последовательности указанные этапы развития классичес-
кой европейской философии:
а) философия Нового времени; б) философия эпохи Возрождения; в) античная философия;
г) философия Просвещения; д) средневековая философия; е) немецкая классическая философия.
2.5.Укажите, как можно перевести термин ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ:
а) философия сущности; б) философия существующего; в) философия существования.
Тема 3. «Философия бытия».
3.1. Заполните пробелы;
а) объективная реальность – это ……………., субъективная реальность – это …………………. .
б) к основным формам движения относят ………………………………………………………….. .
3.2. В истории философии и науки сформировались и дошли до наших дней две основные концепции
пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Кратко охарактеризуйте их.
3.3. Определите, о каком времени идёт речь в стихотворении С.Маршака: «Мы знаем, время растяжимо.
Оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его»?: а) реальном; б) перцептуальном;
в) концептуальном; г) сакральном; д) профанном. Сделайте необходимые пояснения.
3.4. Выделите изменения, которые составляют суть процесса развития:
а) обратимые; б) необратимые; в) качественные; г) количественные; д) закономерные.
3.5. Что такое диалектика?
а) философская категория; б) исторический тип философии; в) свойство материи; г) учение о развитии;
д) метод познания и преобразования действительности.
Тема 4. «Философия познания».
4.1. Заполните пробелы:
а) ………… фиксирует лишь какое-то отдельное свойство вещи (цвет, вкус, размер);
……………. отражает целостную совокупность признаков вещи;
…………….. возникает в сознании без чувственного контакта субъекта и объекта, оно есть как бы
чувственное воспоминание о вещи.
б) …………. есть простейшая форма мысли, которая отображает общие, существенные и необходимые
свойства всех явлений определённого класса;
………….. есть связь понятий в процессе мышления;
…………….. есть рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое.
4.2. Укажите главные особенности научного познания.
4.3. Исторически сложились четыре научных комплекса, ориентированных на изучение четырёх
объектов. Назовите эти комплексы и объекты.
4.4. Перечислите основные виды познавательной деятельности человека.
4.5. Сформулируйте проблему познаваемости мира. Определите основные варианты её решения.
Тема 5. «Философия человека».
5.1. Выберите высказывание, которое наиболее полно характеризует природу человека:
а) природа человека определена исключительно его принадлежностью к миру живого;
б) природа человека определена взаимодействием биологического и социального начал;
в) человек противостоит природе и является существом исключительно социальным;
г) природе человека присущ непреодолимый дуализм природного и социального начал.
5.2. Заполните пробел:
В чём смысл жизни человека и человечества?
Философия выработала три основных ответа на этот вопрос: ………………………………………………..
5.3.Определите понятия: смысл жизни; антропосоциогенез; креационизм; эволюция; труд.
5.4.Как вы понимаете диалектическое единство сущности и существования человека?
5.5. Что вы думаете о соотношении биологического и социального в человеке?
Тема 6. «Философия общества».
6.1. Определите понятия: общество; социальная система.
6.2. Дайте краткую характеристику социальных институтов.
6.3. Соотнесите:
1.Экономическая а) деятельность институтов образования, культуры, права, науки, церкви по рас-
сфера общества постранению и усвоению всеми членами общества духовных ценностей;
2.Социальная б) производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;
сфера общества
3.Политическая в) комплекс отношений, касающихся условий труда, быта, образования,
сфера общества здравоохранения и уровня жизни людей;
4.Духовная г) деятельность государства, политических партий и общественных движений.
сфера общества
6.4. Из приведённого перечня выделите основные факторы социальной динамики:
а) характер религиозных воззрений; б) географическая среда; в) характер экономического развития;
г) демографический фактор; д) космические процессы; е) культура и менталитет.
6.5.Постарайтесь выразить динамику взаимодействия элементов социальной системы в форме логичес-
кой схемы.
Тема 7. «Философия профессиональной деятельности».
7.1. Соотнесите понятия: практическая деятельность; духовная деятельность.
7.2.Установите структурные элементы деятельности как системы, покажите их взаимосвязь.
7.3. Свобода абсолютна или относительна? Какие пути ведут к свободе?
7.4.Охарактеризуйте объективные и субъективные регулятивы человеческой деятельности.
7.5. Сформулируйте гуманистические параметры профессиональной деятельности.