Адаптация модульного контроля с учетом профессиональной специфики
ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Вопросы для письменного аудиторного контроля:
- Смысл человеческой истории как философская проблема.
- Поясните выражение Г.Гегеля: «Философия – это эпоха, схваченная в мысли». Может ли философия истории претендовать на роль дисциплины изучающей «археологию человеческого духа»?
- В чем заключался спор в философской мысли 19-го века по поводу методологии естественных наук («наук о природе») и гуманитарных наук («наук о духе»)?
- В чем состоит проблема соотношения эмпирического и теоретического в историческом познании?
- Дайте сравнительный анализ естественнонаучного понятия «эволюция» и понятия «история» как различных форм развития.
- Укажите роль и значение принципа историзма и исторического подхода (а также его возможные границы) в формировании философского знания.
- Как может быть представлена и разрешена проблема объективности в гуманитарном познании вообще и в историческом познании в частности?
- Дайте философский анализ роли и места свободы и случайности в историческом процессе.
- Раскройте философский аспект войны, революции и реформы как исторической неизбежности и как типов социокультурных трансформаций?
- Укажите специфику осмысления феномена власти и господства в философской традиции:
· Древнего Востока (Индия, Китай);
· Древней Греции и Рима;
· Средневековья;
· Просвещения;
· «Философии жизни» (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше);
· Марксизм
(Раскрыть один из пунктов по выбору).
- Существуют ли теоретические и эмпирические основания гипотезы «конца истории»?
- Дайте характеристику «исторической памяти» как социокультурного феномена и как предмета философии истории.
- Дайте сравнительный анализ астрономического, социального и исторического измерений времени.
- Проанализируйте взаимосвязь всемирной и региональной истории.
Адаптация модульного контроля с учетом профессиональной специфики
ФАКУЛЬТЕТА УПРАВЛЕНИЯ
Вопросы для письменного аудиторного контроля:
- Роль самопознания в осуществлении управления:
- В философской мысли Древнего Китая;
- В древнегреческой философии;
- В древнеримской философии
(Раскрыть один из предложенных пунктов на выбор).
- Философские концепции и стратегии социально-политического управления в философской мысли Древнего Китая:
- конфуцианство;
- даосизм;
- легизм
(Охарактеризовать одно из предложенных идейных течений на выбор).
- Философские концепции и стратегии социально-политического управления в философской мысли античности и средневековья:
- пифагорейцы;
- Платон;
- Аристотель;
- стоики;
- А.Августин;
- Ф.Аквинский;
- Ж.Боден
(Охарактеризовать идеи одного из философов или философских течений на выбор).
- Философские концепции и стратегии социально-политического управления в философской мысли Нового времени:
- Н.Макиавелли;
- Французское Просвещение;
- марксизм;
- Э.Дюркгейм;
- М.Вебер;
- прагматизм
(Охарактеризовать идеи одного из философов или философских течений на выбор).
- Приведите, пожалуйста, философские и морально-этические основания возможности и необходимости управления обществом.
- Раскрыть понятия «субъект» и «объект» процесса управления. Как вы понимаете «принцип обратной связи», формы и способы его осуществления. Приведите свои примеры.
- Философские основания и принципы системного подхода. Системный подход в управлении, его проблемы, перспективы и ограничения.
- Раскройте философский аспект специфики управления открытыми и самоорганизующимися социальными системами.
- Дайте анализ проблемы соотношения принципов эффективности, социальной справедливости и гуманизма в теории и практике социального управления.
- Какое место занимает проблема ответственности в теории и практике социального управления.
- Манипуляция как средство и как стратегия в социальном и политическом управлении обществом.
- Запрет и стимуляция как стратегии социального управления (Ф.Ницше, М.Фуко).
- Покажите диалектический характер взаимосвязи, взаимоотношения, взаимодействия административного руководства и управления:
- В малых социальных группах (семья, трудовой коллектив);
- В рамках отношений государства и общества в целом (в том числе такой его формы как «гражданское общество»)
(Раскройте один из предложенных пунктов на выбор).
- Можно ли говорить о наличии философских оснований общественного самоуправления. В чем заключается идея «гражданского общества» и возможные способы реализации этой идеи в рамках конкретного трудового коллектива.
- Теория «устойчивого развития» и управления рисками в современной философской мысли (идеи Римского клуба, У.Бек).
- Специфика теории и практики социального управления в контексте процессов глобализации.
Методические рекомендации к СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» (базовый курс)
Составитель: Нефедев Сергей Николаевич,к.ф.н., доцент кафедры философии философского факультета ТНУ
Редактор: Н.А. Василенко
Подписано к печати Формат 60х84/16 Бумага тип. ОП
Объем Тираж
95007, г. Симферополь, пр. Академика Вернадского, 4.
Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского