Адаптация модульного контроля с учетом профессиональной специфики

ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Вопросы для письменного аудиторного контроля:

  1. Смысл человеческой истории как философская проблема.
  2. Поясните выражение Г.Гегеля: «Философия – это эпоха, схваченная в мысли». Может ли философия истории претендовать на роль дисциплины изучающей «археологию человеческого духа»?
  3. В чем заключался спор в философской мысли 19-го века по поводу методологии естественных наук («наук о природе») и гуманитарных наук («наук о духе»)?
  4. В чем состоит проблема соотношения эмпирического и теоретического в историческом познании?
  5. Дайте сравнительный анализ естественнонаучного понятия «эволюция» и понятия «история» как различных форм развития.
  6. Укажите роль и значение принципа историзма и исторического подхода (а также его возможные границы) в формировании философского знания.
  7. Как может быть представлена и разрешена проблема объективности в гуманитарном познании вообще и в историческом познании в частности?
  8. Дайте философский анализ роли и места свободы и случайности в историческом процессе.
  9. Раскройте философский аспект войны, революции и реформы как исторической неизбежности и как типов социокультурных трансформаций?
  10. Укажите специфику осмысления феномена власти и господства в философской традиции:

· Древнего Востока (Индия, Китай);

· Древней Греции и Рима;

· Средневековья;

· Просвещения;

· «Философии жизни» (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше);

· Марксизм

(Раскрыть один из пунктов по выбору).

  1. Существуют ли теоретические и эмпирические основания гипотезы «конца истории»?
  2. Дайте характеристику «исторической памяти» как социокультурного феномена и как предмета философии истории.
  3. Дайте сравнительный анализ астрономического, социального и исторического измерений времени.
  4. Проанализируйте взаимосвязь всемирной и региональной истории.

Адаптация модульного контроля с учетом профессиональной специфики

ФАКУЛЬТЕТА УПРАВЛЕНИЯ

Вопросы для письменного аудиторного контроля:

  1. Роль самопознания в осуществлении управления:
  • В философской мысли Древнего Китая;
  • В древнегреческой философии;
  • В древнеримской философии

(Раскрыть один из предложенных пунктов на выбор).

  1. Философские концепции и стратегии социально-политического управления в философской мысли Древнего Китая:
    • конфуцианство;
    • даосизм;
    • легизм

(Охарактеризовать одно из предложенных идейных течений на выбор).

  1. Философские концепции и стратегии социально-политического управления в философской мысли античности и средневековья:
    • пифагорейцы;
    • Платон;
    • Аристотель;
    • стоики;
    • А.Августин;
    • Ф.Аквинский;
    • Ж.Боден

(Охарактеризовать идеи одного из философов или философских течений на выбор).

  1. Философские концепции и стратегии социально-политического управления в философской мысли Нового времени:
    • Н.Макиавелли;
    • Французское Просвещение;
    • марксизм;
    • Э.Дюркгейм;
    • М.Вебер;
    • прагматизм

(Охарактеризовать идеи одного из философов или философских течений на выбор).

  1. Приведите, пожалуйста, философские и морально-этические основания возможности и необходимости управления обществом.
  2. Раскрыть понятия «субъект» и «объект» процесса управления. Как вы понимаете «принцип обратной связи», формы и способы его осуществления. Приведите свои примеры.
  3. Философские основания и принципы системного подхода. Системный подход в управлении, его проблемы, перспективы и ограничения.
  4. Раскройте философский аспект специфики управления открытыми и самоорганизующимися социальными системами.
  5. Дайте анализ проблемы соотношения принципов эффективности, социальной справедливости и гуманизма в теории и практике социального управления.
  6. Какое место занимает проблема ответственности в теории и практике социального управления.
  7. Манипуляция как средство и как стратегия в социальном и политическом управлении обществом.
  8. Запрет и стимуляция как стратегии социального управления (Ф.Ницше, М.Фуко).
  9. Покажите диалектический характер взаимосвязи, взаимоотношения, взаимодействия административного руководства и управления:
    • В малых социальных группах (семья, трудовой коллектив);
    • В рамках отношений государства и общества в целом (в том числе такой его формы как «гражданское общество»)

(Раскройте один из предложенных пунктов на выбор).

  1. Можно ли говорить о наличии философских оснований общественного самоуправления. В чем заключается идея «гражданского общества» и возможные способы реализации этой идеи в рамках конкретного трудового коллектива.
  2. Теория «устойчивого развития» и управления рисками в современной философской мысли (идеи Римского клуба, У.Бек).
  3. Специфика теории и практики социального управления в контексте процессов глобализации.

Методические рекомендации к СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» (базовый курс)

Составитель: Нефедев Сергей Николаевич,к.ф.н., доцент кафедры философии философского факультета ТНУ

Редактор: Н.А. Василенко

Адаптация модульного контроля с учетом профессиональной специфики - student2.ru

Подписано к печати Формат 60х84/16 Бумага тип. ОП

Объем Тираж

Адаптация модульного контроля с учетом профессиональной специфики - student2.ru

95007, г. Симферополь, пр. Академика Вернадского, 4.

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского

Наши рекомендации